Часть 5. Время - деньги

Продолжение. Начало CWR ## 36, 38, 40, 42

Дмитрий Волков

Не числом, а умением
Принцип разумного консерватизма
Вычислительный комплекс МСС
Рекомендации
Перспективы
TOPS и МСС - партнеры и коллеги

Общеизвестно, что связь и информация сегодня - залог успеха любой деятельности. Именно по этой причине во всем мире, а теперь и в России, все больше людей прибегает к услугам сотовых телефонных компаний. Московская сотовая связь (МСС) - первая компания в Москве, предложившая еще в январе 1992 года услуги сотовой связи. Работа МСС невозможна без интенсивного применения вычислительной техники. Темпы развития компании и скорость распространения ее влияния за пределами Московской области свидетельствуют о том, что опыт организации работы автоматизированной системы управления, накопленный сегодня в МСС, будет полезен как для региональных телекоммуникационных фирм, так и для компаний, работающих в других прикладных областях.

"Московская Сотовая Связь" начинает отсчет своей истории с 1992 года - учредителями МСС стали крупнейшие зарубежные и российские фирмы US West, Millicom, МГТС и ММТ, а в качестве рабочего стандарта был выбран NMT-450. Сегодня этот стандарт достаточно распространен в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы, а также в Скандинавии.

Министерство связи России приняло стандарт NMT-450 в качестве федерального, что и предопределило сегодня его свободное распространение далеко за пределы Московской области. Сегодня в зону обслуживания МСС входит вся Москва и область, а примерно в 30 городах России работают региональные сотовые компании, созданные по образу МСС.

Телефонный аппарат - это "обычный" приемопередатчик, работающий (в случае МСС) в диапазоне 430-480 МГц, который при попадании в зону действия одной или нескольких из почти семи десятков базовых станций осуществляет с ними "рандеву" с последующей передачей сигнала на центральный коммутатор, представляющий собой весьма сложную вычислительную систему.

Видов сотовых телефонных аппаратов сегодня великое множество. Такие фирмы, как Benefon, Nokia, Motorola и др., предлагают огромное множество многофункциональных мощных телефонных аппаратов для разных групп пользователей. Тем не менее каждый аппарат имеет свой уникальный номер, который вместе с информацией, присваиваемой ему при подключении к МСС, становится неповторимым идентификатором, однозначно выделяющим его среди собратьев. Любое подключение к сотовой сети каждого из около 30 тыс. абонентов сопровождается проверкой на наличие двойников по единой базе данных, распределенной на нескольких серверах по всему миру.

Не числом, а умением

Может сложиться впечатление, что такое разветвленное хозяйство корпорации МСС обязательно должно управляться многочисленным персоналом, однако в штате компании чуть более двух сотен человек, не только обслуживающих своих собственных клиентов, но и принимающих участие в организации работы региональных сотовых компаний NMT-450 по всей России.

Остановимся на организационной структуре МСС. Главная задача Службы развития - расширение зоны обслуживания клиентов сотовых телефонов, строительство новых базовых станций и частотное планирование. Базовые станции, принимающие сигнал от мобильных телефонов, работают на разных частотах из выделенного диапазона; основные проблемы здесь - устранение взаимных помех и согласование действий всех соседей. Для планирования и расчета этой системы используется специализированная программа, сочетающая в себе элементы ГИС-технологий c организацией радиотелефонного взаимодействия. На практике это означает, что введены регулярные рейды специального автомобиля, регистрирующего сигналы от базовых станций, а главное, их модификацию после изменения топологии окружающей среды или подключения новой станции. Кроме этого, регулярно осуществляется работа по проверке качества приема/передачи сигнала в ответ на замечания клиентов. Полученная информация через препроцессор вводится в систему на базе MapInfo, анализируется и отображается в виде наглядных диаграмм, нанесенных на подробную карту Москвы.

В задачи Центра технической эксплуатации, находящегося в составе Службы эксплуатации, входит обеспечение бесперебойной и качественной работы всей сотовой сети МСС. Информационный центр, также включенный в состав Службы эксплуатации, является основой компьютерной структуры МСС и выполняет обслуживание всего компьютерного оборудования, осуществляет сопровождение и развитие локальной вычислительной сети корпорации, обрабатывает весь поток информации о клиентах, предоставляемых им услугах и используемом эфирном времени, рассчитывает и доставляет счета, а также разрабатывает специализированное ПО.

Согласно сертифицированному на международном уровне регламенту, принятому в МСС, регистрация информации по использованию клиентами эфирного времени ведется на центральном коммутаторе на специальной магнитной ленте. За два-три дня собирается информация объемом до 30 Мбайт, затем эта лента передается в информационный центр для анализа, расшифровки и формирования счетов клиентов. С целью разрешения возможных конфликтов, каждая такая лента хранится в течение трех лет. После расшифровки информация заносится в базу данных, емкость которой сегодня составляет около 30 Гбайт.

Ясно, что ни о каком ручном способе расчета, когда речь идет о работе сотовой компании, не может быть и речи, однако и увлечение сверхмодными достижениями информационных технологий для корпораций типа МСС также оказывается неприемлемым.

Принцип разумного консерватизма

Работа телекоммуникационных корпораций - это постоянное лавирование в мире стандартов, сертификаций и лицензий, поэтому первым моментом принцип разумного консерватизма в первую очередь предполагает неукоснительное соблюдение требований сертифицирующих органов, причем даже в ущерб использованию более прогрессивных решений. Например, вместо перевозки ленты для передачи данных между центральным коммутатором и офисом МСС можно использовать линии связи или более современные носители, но подобная схема возможна и законна только при наличии соответствующего согласования с фирмой-разработчиком центрального коммутатора (Ericsson) и компанией-аудитором МСС.

Даже кратковременный отказ оборудования для телекоммуникационных корпораций оборачивается многомиллионными потерями, поэтому сервис и гарантийные обязательства, которые готов взять на себя поставщик компьютерного оборудования, играют значительную, а зачастую и первостепенную роль при выборе конкретной модели.

Рынок услуг связи сегодня очень динамичен: расширяют спектр своих услуг поставщики традиционной кабельной связи, появляются альтернативные сотовые компании, изменяется общественно-политическая ситуация в стране - все это заставляет фирму "крутиться". Быстро предложить новую услугу, увеличить зону обслуживания и число клиентов, повысить качество связи; для МСС все это означает усилить мощность компьютерной системы - масштабировать ее. Увеличить число процессоров, быть готовым к использованию кластерной архитектуры и при этом сохранить твердую уверенность, что фирма-поставщик завтра не пропадет (по крайней мере с российского рынка) - все это "нюансы" всем привычного требования масштабирования.

Принцип разумного консерватизма заставляет корпорацию несколько по-иному взглянуть на решение проблем, связанных с автоматизацией собственной деятельности. Из-за отставания сертифицирующих организаций от прогресса в области средств передачи данных необходимо предусмотреть совместную работу нескольких поколений устройств в составе единой системы - например, лентопротяжек, принадлежащих эпохе ЕС и СМ ЭВМ, с магнитооптическими устройствами, емкость которых составляет десятки гигабайт.

Вычислительный комплекс МСС

Соблюдение принципа разумного консерватизма очень сильно повлияло на определение структуры решения, позволившего МСС сегодня уверенно смотреть в будущее.

Исторически так сложилось, что некоторые программные системы, закупленные корпорацией МСС для обслуживания систем сотовой связи, работали на компьютерах Aviion компании Data General. Однако впоследствии при выборе новой платформы предпочтение было оказано серверам K-400 компании Hewlett-Packard. Одним из аргументов послужило то, что обеспечить тот уровень сервиса, который предоставляет сегодня в России компания HP, для DG было очень трудно.

Ядром системы являются сегодня два сервера НР K-400, работающие в связках c несколькими HP NetServer, двумя DG Aviion и несколькими станциями HP 712 и 715. В качестве операционных систем в корпоративной сети МСС неплохо "уживаются" различные клоны Unix, NetWare, Windows NT, а на клиентских местах "нашла свое место" Windows 95.

Эффективная деятельность финансовой службы МСС, как и всех остальных подразделений, возможна только с использованием мощных компьютерных и программных систем. Специфика деятельности МСС, вынужденной одновременно вести финансовый учет с учетом требований американского и российского законодательств, а также рекомендаций фирмы-аудитора, предопределили выбор в качестве финансовой системы программы SCALA.

Однако гордостью МСС является ее собственная разработка - пакет CBOSS, автоматизирующий процессы обслуживания и расчета с абонентами. Система позволяет учитывать и обрабатывать платежи абонентов в любой валюте, вести их лицевые счета, регистрировать залоговые суммы, проводить балансовые корректировки - по существу, CBOSS дает возможность организовать индивидуальную работу с каждым клиентом. До момента внедрения этой системы на вооружении МСС была программа, предусматривающая пассивное накопление данных по клиенту, а затем (в режиме отложенной пакетной обработки, требующей вычислительной мощности всего компьютерного парка) расчет счетов. После того как был достигнут рубеж в 5 тыс. клиентов, стало ясно, что весьма нерентабельно прерывать обслуживание клиентов на несколько дней ради выполнения такого регламента работы.

Сегодня CBOSS - сердце всей системы работы с клиентом: регистрация, формирование индивидуального тарифного плана, инициация сотового телефона, управление текущим обслуживанием, ведение годичной истории работы клиента и, наконец, расчет счетов и рассылка предупреждающих уведомлений - все это входит в функции пакета. Более того, имеются все технические возможности для полного исключения оператора, работающего по приему заказов от клиента. Существующие проблемы носят пока чисто юридический характер и связаны с аутентификацией личности, заказавшей либо не заказавшей требуемую услугу. Пакет CBOSS работает с СУБД Oracle, что устраивает всех аудиторов МСС, а главное, позволяет сегодня практически неограниченно наращивать число клиентов - все запросы даже самого капризного и требовательного абонента будут зафиксированы и учтены.

Другие аналогичные системы, в том числе R/3 и ряд отечественных пакетов, по мнению представителей МСС, не имели на момент принятия решения о начале разработки CBOSS необходимой сертификации и не могли одинаково эффективно работать как с зарубежным, так и отечественным финансовым законодательством, так как не отвечали многим требованиям, специфичным для телекоммуникационной компании.

Рекомендации

Прежде чем заняться внедрением более совершенных технологий, примером которых может служить регистрация разговоров без использования ленточных накопителей, полезно вспомнить о существующих требованиях сертификации, особенно жестких для телекоммуникационных компаний, обслуживающих население. Любое внедрение нового - это новая сертификация, поэтому необходимо заранее все хорошенько взвесить.

До сих пор мы удивляемся "неповоротливости" Запада, использующего алфавитно-цифровые терминалы и допотопные программы, а сами действуем по принципу "разрушим до основания, а затем...". Однако пора привыкать к тому, что "бремя" уже работающих, а главное, сертифицированных технологий и в России будет все сильнее тормозить процесс внедрения современных решений.

При выборе партнера-системного интегратора надо иметь в виду следующее: чтобы реально разбираться в проблемах заказчика, интегратор должен "жить" на его предприятии. Поэтому сильно компьютеризованным корпорациям, специфика деятельности которых аналогична МСС, необходимо обзавестись собственной службой, выполняющей весь комплекс работ по компьютерному обеспечению - от приобретения оборудования, его технического и программного обслуживания до эксплуатации сети и помощи пользователям. Опыт работы зарубежных компаний показывает, что один специалист должен обслуживать в среднем 40 единиц компьютерного оборудования. Сегодня в МСС только компьютеров около 400 (80% из которых с маркой HP), а штат обслуживающего их подразделения состоит из 6 человек - специалистов высокой квалификации, имеющих значительный опыт выполнения подобных работ. Помощь в работе им оказывает системный интегратор, предоставляющий услуги по приобретению оборудования и программного обеспечения, а также консультации по новым перспективным разработкам и организации контактов с третьими фирмами.

Перспективы

Удобство и гибкость систем сотовой связи ни у кого сегодня не вызывают сомнения, хотя, возможно, цена при этом остается пока довольно высокой. Однако расширение услуги сферы охвата, а также преодоление стереотипов типа "все вокруг колхозное" (а следовательно, и бесплатное) позволят России прочно войти в число стран, давно уже не считающих сотовый телефон роскошью. Корпорация МСС органично включена в федеральную сотовую сеть России.

Кроме задачи обеспечения работы нарастающего потока клиентов, которая решается сегодня на базе более полного использования потенциала системы CBOSS и масштабирования серверов K-400, сегодня перед корпорацией МСС, как и перед другими субъектами сотовой связи России, встает проблема регулирования взаиморасчетов. Увеличение количества региональных компаний, предоставляющих услуги сотовой связи, требует дополнительных мер по согласованию работы при предоставлении такой услуги, как роуминг - возможность работы с мобильным телефоном в зоне обслуживания компаний-операторов сотовой связи Федерального стандарта России NMT-450. Здесь должны быть решены вопросы создания единого расчетного центра - своеобразного клиринг-офиса, предполагающего наличие одного или нескольких корпоративных серверов, собирающих данные по телефонным соединениям между различными региональными компаниями. Выделение межрегиональных разговоров и осуществление расчетов должны производиться автоматически - здесь речь идет о своеобразной сети intranet в масштабах всей России для корпорации сотовой связи, в качестве отделений которой выступают различные компании.

Многие клиенты МСС уже сегодня пользуются услугами электронной почты, запросы на интерактивную связь с Internet по мобильному телефону также "не за горами", а это означает дополнительные заботы по обеспечению трафика, новые объемы данных, другие требования к скорости обработки счетов.


С Дмитрием Волковым можно связаться по тел.: (095) 529-1551

TOPS и МСС - партнеры и коллеги

Сотрудничество МСС и компании TOPS сложилось, как говорится, исторически, поэтому проблемы выбора партнера для вновь организовавшейся сотовой корпорации не существовало. Еще на старой территории МСС компания TOPS разработала и установила первую локальную сеть, а затем за два выходных дня организовала переезд всей компании в нынешнее здание на Воронцовской улице.

Специфика корпорации типа МСС состоит в непрерывном цикле работы - остановка даже на один час грозит многомиллионными убытками в виде недополучения платы за предоставленные услуги. Именно поэтому при разработке проекта локальной сети МСС в качестве центрального сетевого узла был использован высоконадежный Ethernet-коммутатор фирмы Cisco, предложенный компанией TOPS.

Отработанные технологии позволили компании TOPS предложить консервативным клиентам, которые не желают кардинально менять структуру своих вычислительных сетей при повышении их производительности, эффективные решения. Примером могут служить конфигурации, работающие в Байкальском бизнес-центре и на заводе Нефтемаш в Волгограде. Для МСС сотрудничество с TOPS стало залогом выполнения принципа разумного консерватизма: надежность, масштабируемость, сертификация.

Web-адрес МСС: http://www.cell.ru