Тип пользователей, ориентация на использование ПК или телефона будут входить в число факторов, которые необходимо учитывать при выборе способа обмена сообщениями.

Конечные пользователи благосклонно относятся почти ко всему, что способно облегчить им управление ежедневным потоком голосовой и электронной почты и факсимильных сообщений, однако администраторам сетей необходимо обдумать ряд сложных технических вопросов, прежде чем принять решение о том, следует ли реализовать централизованную модель универсального ящика для входящей почты и обмена сообщениями.

Один из самых серьезных вопросов, стоящих перед сетевыми администраторами, заключается в том, нельзя ли реализовать централизованную модель обмена сообщениями без потери инвестиций, вложенных в существующие системы голосовой и электронной почты.

Многие компании дебютировали с системами, которые основаны на модели централизованного обмена сообщениями и призваны разрешить эту проблему. Эти производители обладают широким спектром разнообразных решений, которые более или менее успешно обеспечивают "наведение мостов" через постоянно сужающуюся пропасть между общепринятыми системами голосовой и электронной почты. Возможности систем обмена сообщениями обоих типов были расширены с появлением персональных компьютеров, оснащенных аудиосредствами, которые поддерживают работу с голосовой и электронной почтой.

Системы обмена сообщениями, имеющиеся на рынке, состоят из различных конфигураций аппаратного и программного обеспечения, цель которых - объединение двух каналов коммуникации. Организации, желающие реализовать систему обмена сообщениями следующего поколения, должны сделать выбор между объединенным и интегрированным обменом сообщениями.

Два подхода

Системы объединенного обмена сообщениями различаются тем, насколько полно они объединяют возможности электронной и голосовой почты. Подход, основанный на частичном соединении этих возможностей, подразумевает оснащение визуальным интерфейсом клиента системы голосовой почты на настольном компьютере и использование этого ПО для доступа к почтовым ящикам пользователя, предназначенным для сообщений голосовой и электронной почты. Этот подход представлен такими продуктами, как Message Manager и Visit Manager компаний Lucent Technologies и Northern Telecom, соответственно.

При подходе, предполагающем объединение обмена сообщениями, пользователи могут запускать свои сообщения голосовой почты из программного интерфейса системы электронной почты или, наоборот, сообщения электронной почты - из интерфейса голосовой почты. Однако конфигурации со слабым объединением двух видов сообщений не поддерживают интегрированный доступ в том случае, когда пользователи удалены от офиса.

Поскольку подход, основанный на слабой связи сообщений, не подразумевает интеграцию на серверном уровне, голосовая почта не может применяться для приложений, отличных от электронной почты. Несмотря на это, преимущества этого подхода в том, что он недорог и прост в реализации.

Объединенный обмен, основанный на тесной связи двух видов сообщений, объединяет все сообщения голосовой и электронной почты, отправляя их в единый почтовый ящик. Это означает, что если пользователь указывает мышью на интерфейс электронной почты, все сообщения - голосовые или информационные - будут доставляться на ПК-клиент. Если ПК оснащен возможностями мультимедиа, аудиоплейер сможет воспроизводить сообщения звуковой почты. Если же ПК не может выполнять аудиоприложений, будет звонить телефон. В этом случае пользователи все же смогут управлять "проигрыванием" сообщений с помощью своих ПК.

Этот подход может потребовать значительных инвестиций в новое оборудование типа системы обмена голосовыми сообщениями, которая работает вместе с существующим сервером электронной почты. Возможно, также придется перепроектировать сеть и заново обучать пользователей, особенно в том случае, если новый интерфейс обмена сообщениями отличается от режима доступа к сообщениям, который предпочитают пользователи.

Примерами "дуэтов" производителей, обеспечивающих решения на основе тесной связи сообщений, могут служить компании Octel Communications и Microsoft, Novell и CallWare Technologies, Big Sky Technologies и Lotus Development.

Интегрированный обмен сообщениями реализуется посредством ПО, предназначенного для работы на сервере, которое объединяет ящики пользователя для голосовой и электронной почты с помощью некоторых правил, установленных администратором и самим пользователем. Соответствующие серверы работают вместе, согласовывая процессы, связанные с хранением и воспроизведением сообщений.

Синхронизация двух почтовых ящиков обеспечивает эффективное объединение входящих сообщений голосовой и электронной почты, а также факсимильных сообщений таким образом, что получатели могут иметь к ним доступ со своих компьютеров или телефонных аппаратов.

Интегрированный обмен сообщениями реализуется на повсеместно используемых системах обмена сообщениями, поэтому организации могут обеспечивать его, применяя уже имеющиеся у них средства. Во многих случаях привычные интерфейсы останутся без изменений. Например, Lotus предлагает ПО интегрированного обмена сообщениями для Notes.

Рекомендации по выбору модели обмена сообщениями

Когда речь идет о выборе платформы интегрированного обмена, специалисты должны руководствоваться несколькими ключевыми критериями. Относительно системы обмена сообщениями следует выяснить ряд моментов.

  • Предоставляет ли она клиентам возможность общаться наиболее удобным для них способом или пользоваться каким-то определенным методом доставки сообщений? Иными словами, служит ли система гибким и единственным источником поступающей информации?
  • Легко ли ее использовать? Нужно ли обучаться работе с этой системой или она базируется на приложениях и технологиях, с которыми пользователи уже знакомы?
  • В полной ли мере она использует выгоду от уже вложенных в технологию обмена сообщениями инвестиций? Большинство организаций уже внесли значительные средства в системы электронной почты, ПО для групповой работы и инфраструктуру вычислительной и сетевой обработки, а также в системы обмена голосовыми сообщениями. Особого внимания заслуживает способ, согласно которому любая новая система для обмена сообщениями создается на этой основе.
  • Обеспечивает ли она простой способ для разделения пользователей? Требует ли она при обмене сообщениями придерживаться принципа "каждый или никто"; можно ли обеспечить одновременно нескольких пользователей новыми возможностями?
  • Поддерживает ли система интерфейс Common Messaging CAll API, определенный ассоциацией X.400 API Association?

В последующие месяцы специалисты в области информационной технологии могут с оптимизмом смотреть на большое количество продуктов и услуг, которые обещают решить все эти вопросы в отношении универсального ящика входных сообщений. Ключ к принятию правильного решения лежит в осознании того, что теперь ждут ваши пользователи, с чем может сегодня работать ваша система и "на каком рубеже" должна находиться ваша сеть завтра.


Объединять, или интегрировать?

Здесь приведены наши соображения относительно преимуществ и недостатков каждого подхода к реализации универсального ящика входящих сообщений.

Объединенный обмен сообщениями со слабой связью

Преимущества

  • Пользователи, подсоединенные к локальной сети, могут получать доступ к предназначенным для них сообщениям электронной почты посредством интерфейса голосовой почты, и наоборот.
  • Это недорогое и просто реализуемое решение.

Недостатки

  • Пользователям требуются различные интерфейсы голосовой и электронной почты на своих ПК.
  • Удаленные пользователи не могут извлекать сообщения голосовой и электронной почты посредством единого интерфейса.
  • Системы голосовой и электронной почты не интегрированы на серверном уровне.

Объединенный обмен сообщениями с сильной связью

Преимущества

  • Сообщения голосовой и электронной почты хранятся на едином сервере.
  • Пользователи, подсоединенные к локальной сети, могут получать голосовую и электронную почту посредством единого интерфейса.

Недостатки

  • Если сервер сообщений вышел из строя, пользователи не могут получать сообщения голосовой или электронной почты.
  • Локальная сеть может подвергаться воздействию "всплесков" в каналах связи, поскольку все сообщения воспроизводятся через нее.
  • Этот подход может потребовать инвестиций в дополнительное оборудование и обучение пользователей.

Интегрированный обмен сообщениями

Преимущества

  • Эта система поддерживает два сервера сообщений, один из которых подсоединен к серверу системы голосовой почты, а другой - к серверу электронной почты.
  • Пользователи могут хранить сообщения голосовой и электронной почты на любом из серверов, а также передавать и копировать сообщения с одного сервера на другой.
  • Голосовая связь может быть интегрирована в другие приложения.

Недостатки

  • В случае крупных сетей (100 настольных ПК или больше) при передаче сообщений с одного сервера на другой могут возникать задержки до 10 минут.
  • Поддержка интегрированного обмена сообщениями еще не столь широко распространена.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями