По словам технического директора АО Relcom Владимира Тарана, основные причины заключения контракта с Microsoft в том, что, во-первых, сеть UUNet, частью которой является Relcom, перешла с Navigator на Explorer. А во-вторых - при прочих равных (или - почти равных) условиях бесплатный продукт лучше платного, тем более что Netscape не собирается прикладывать усилия к локализации своего продукта. И вообще относится к нашему рынку с изрядной прохладцей, полагая, что все и так будет хорошо, все и так получится.

На настоящем этапе войны браузеров Explorer бесплатен "по определению". Правда, получить его законным образом можно лишь по Сети, что предполагает подключение к ней и, естественно, наличие какого-либо другого браузера. Кроме того, бесплатная программа, предоставляемая клиентам Relcom, будет отличаться от просто бесплатной программы Explorer тем, что она будет соответствующим образом настроена для работы с этим провайдером.

Клиенты, желающие по-прежнему иметь Navigator, смогут получать его еще некоторое время, поскольку Relcom пока не распространил все заранее оплаченные копии этой программы. И теперь, надо полагать, компании будет достаточно трудно это осуществить - мало кто захочет получить платную программу вместо бесплатной, особенно у нас. Но если Relcom пошел на такое замораживание средств в неликвидных теперь копиях Navigator, значит, оно того стоило.

Соглашение ни коим образом не касается техники и программных средств, используемых Relcom в ее работе. В качестве серверов компания использует компьютеры Sun и Silicon Graphics с соответствующими операционными системами, и что-либо менять, по крайней мере в ближайшее время, не собирается. Однако в январе Relcom надеется получить статус Microsoft Solution Provider, дабы иметь возможность не только предлагать конечным пользователям доступ к Сети, но и поставлять решения корпоративным заказчикам.

Таким образом, у Microsoft есть контракты с двумя из трех крупнейших российских провайдеров - компаниями Demos и Relcom. Третий - Sovam Teleport - пока придерживается Netscape. Но, поскольку трудности в работе с Netscape у всех российских провайдеров, надо полагать, общие, а активность Microsoft весьма высока, следует ожидать попыток переманить на свою сторону и эту компанию.


Сможет ли Netscape противостоять "мертвой хватке" Microsoft?

Масштаб Microsoft обеспечивает ей определенные преимущества в борьбе с Netscape за рынок программ поиска, однако именно размеры компании могут стать причиной ее поражения. Аналитик IDC Дэвид Кард считает, что компьютерный гигант рискует взять на себя слишком много. "Они пытаются удержать свои позиции на рынке ПК, пробиться на рынок систем масштаба предприятия, выпустить в свет MSN (Microsoft Network), подготовить информационное наполнение, а также организовать сеть ТВ - заявил он. - Хватит ли им потенциала и денег?"

В деньгах у Microsoft недостатка нет. Не так давно она сообщила, что за первый квартал получено 614 млн. долл прибыли. Компания намерена направить часть доходов на новые разработки и модернизацию существующих продуктов, причем планирует затратить на эту деятельность 2,1 млрд. долл. в текущем финансовом году.

"Все же создание информационного наполнения и сетевых услуг довольно далеко от основного бизнеса Microsoft - разработки программных продуктов и платформ, - считает Кард. - Это может поставить под удар весьма удачную модель бизнеса".

Netscape более способна сосредоточиться на рынке серверов и браузеров Web, поскольку не отягощена дополнительным грузом подобно Microsoft.

В то время как Microsoft пытается отвоевывать позиции на "территории" Netscape, та может делать то же самое выдвигая Navigator в качестве функционально полной платформы приложений. Такой подход в ближайшие месяцы встретит противодействие со стороны Microsoft, которое выразится в поставках Explorer 4.0 и новой версии Office, обладающей встроенными фунциями поиска в Internet. Netscape также располагает достаточными финансовыми возможностями: 22 октября компания объявила, что получено 7,7 млн. долл. чистой прибыли на 100 млн. долл. доходов за третий квартал.

Так или иначе, компании вступили в очередной раунд "схватки" браузеров, выпустив в третьем квартале версии 3.0 своих программных продуктов.

- Пол Крил

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями