Все больше и больше компаний осознают, что крупнейшая проблема, связанная с Internet, заключается в необходимости быстрого поиска информации. По-прежнему делаются попытки найти надежный ресурс для поиска данных в WWW.

Хотя механизмы поиска типа Yahoo, Excite, Lycos и AltaVista и облегчают доступ к информации в Internet, результаты их работы пока еще устраивают не всех. В частности, если попытаться с помощью AltaVista найти информацию по "продавцам серверов Pentium Pro", предложенный вам список составит более 100 тыс. позиций.

Когда основные механизмы поиска стали достаточно эффективными, к компаниям-администраторам присоединилось большое количество начинающих фирм, каждая из которых хочет добиться того, чтобы в Web нужную информацию было найти проще, чем в "Желтых страницах".

Человеческие факторы

Облегчение процесса поиска - это действительно сложная задача, при решении которой стоит учитывать не только технические проблемы. Выполнение сложных выборок требует наличия мощных инструментов поиска, а, по мнению некоторых обозревателей, не слишком понимающие в технологических вопросах пользователи просто не захотят тратить время на то, чтобы разобраться во всех тонкостях системы поиска, с которой они работают.

Механизмы поиска занимают высокие места
на Web-узле Hot 100:

Yahoo!
4
AltaVista
6
Lycos
11
InfoSeek
12
Excite
13
Источник: узел Hot 100 компании Web21, 20 сентября (http://www.web100.com)

"Единственный способ добиться, чтобы о наличии определенного содержимого в Web узнали те, кому это необходимо, - облегчить поиск, - говорит Нил Лар, администратор Web-узла телевизионной службы финансовых новостей. - На своем опыте я знаю, что людям не нужно видео в Internet, если они не имеют возможности найти по ключевым словам и аннотациям нужный им клип".

Как утверждают аналитики, механизмы поиска в том виде, в котором они существуют сегодня, не позволяют с легкостью найти именно то, что интересует пользователя.

Дело в размере

"Сосредоточиться на чем-то конкретном очень трудно, - отмечает Ханс Фон Браун, директор отдела анализа безопасности Creative Strategies. - Зачастую приходится искать нужную информацию по сотням узлов, а большинство систем поиска плохо справляются со своей миссией, если им задать больше одного ключевого слова".

Суть проблемы заключается в огромных размерах Web и невероятном количестве его ресурсов.

"Поиск определенной информации по всей Internet, как по сети данных, занимает уйму времени, - говорит Майкл Гоулд, старший аналитик из Patricia Seybold Group. - Вопрос в том, когда пользователи перестанут применять поиск в реальном времени и захотят, чтобы от их имени информацию искали посреднические механизмы".

Карманная Internet

Одно из решений проблемы заключается в использовании виртуальных частных сетей (VPN, virtual private network). Они являются аналогами виртуальных локальных сетей (VLAN, virtual local area network), которые получили развитие по мере того, как к корпоративным сетям данных стали подключать удаленные узлы. Как и VLAN, VPN позволяют компании регулировать по своему усмотрению доступ пользователя или группы к Internet, создав небольшие внутрикорпоративные сети, объединяющие людей по обязанностям, видам выполняемых работ или уровням привилегированности.

Производители встраивают поддержку VPN в базовые среды разработки приложений для intranet. В частности, SoftQuad выпустила инструментарий для подготовки Web-публикаций HotMetal, пакет программ для создания информационного наполнения (Content Creation), управления им (Management) и осуществления доступа (Information Access).

Content Creation позволяет администраторам узлов Web самостоятельно расширять HTML в соответствии с потребностями в наличии определенной информации в документе. Management предоставляет пользователям возможности просмотра, редактирования, распространения и мониторинга узлов корпоративной сети. Information Access представляет собой надстройку для браузеров Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator, упрощающую доступ к Web-документам и их получение.

Посредники приходят на помощь

Технология "разумных" посредников, которая производит поиск, пока вы занимаетесь работой, представляет собой новый метод "поиска информационной иголки в стоге сена Internet".

В числе продуктов, реализующих такую технологию, можно отметить Agent:Info компании Advanced NewTek, позволяющий персонифицировать доступ служащих к Web и доставлять им лишь необходимые для работы или относящиеся к компании новости; The Angle компании Broadvision и Info Evolution NearSite, также доставляющие из Web персонифицированную информацию пользователям; Trudger компании Vital, многоплатформенный посредник, обеспечивающий возможности создания персональных сетей intranet и перемещения по Web в неподключенном режиме; и Verity Search"97 Personal for Microsoft Exchange - многофункциональное приложение, позволяющее создавать, организовывать и использовать механизмы поиска сообщений электронной почты, документов и папок.

Работа в неподключенном режиме

На рынке механизмов поиска есть сорт продуктов, который помогает своевременно информировать пользователей о доступности в Web того или иного условно-бесплатного ПО. CyberMedia Oil Change и Manageable Software Services Catch-Up, к примеру, находятся на пользовательских компьютерах и периодически выполняют просмотр Web на предмет наличия наиболее свежих версий бесплатно загружаемых приложений.

"Установка настолько проста, что я даже не запомнил толком, как она производится, - сообщает пользователь Catch-Up Эдам Доуз. - Теперь я регулярно получаю приложения, облегчающие мою работу, но устанавливать всякий раз очередную версию каждого из них очень сложно".

Издавай - или проиграешь

Третий метод облегчения поиска заключается в издании каталогов продукции и описаний деятельности компаний в Web. Этой цели служат, в частности, Ringmaster компании Ikonic, координирующий изменения, которые вносят в информационное наполнение администраторы узлов, редакторы и авторы, позволяя им работать над созданием Web-узла в реальном времени; Merchant Advantage компании BBN, обеспечивающий защиту транзакций, электронную оплату и управление заказами для торговых Web-узлов; Trade"ex Electronic Commerce Systems Market Maker - приложение, которое дает возможность правительствам, большим компаниям и торговым ассоциациям организовывать крупномасштабные рынки, сводя друг с другом продавцов и покупателей; Acquion Global Electronic Trading Services, позволяющий создавать в реальном времени регулярно обновляемые каталоги продукции; и Step Search Enterprise компании Saqqara Systems - инструмент для создания и издания каталогов.

Экспонаты руками не трогать

Судя по обилию предлагаемых продуктов, решение проблемы с навигацией в Internet уже не за горами. До того, как это произойдет, аналитики советуют пользователям попытаться настроить существующие популярные системы поиска так, чтобы сузить диапазон информации, получаемой в результате выборок.

Как показывает опыт, реальные новшества в области нарождающихся технологий создаются малоизвестными компаниями. Их идеи подхватывают крупные производители, а затем эти идеи начинают определять основные направления их развития. Так произошло с мультимедиа-инструментами и защитой информации в сети; так, скорее всего, случится и с технологиями поиска. А пока Web-путешественникам остается лишь наслаждаться видами из окна транспортного средства.

"Появится нечто, представляющее собой сочетание разнообразных технологий поиска, разработанных преимущественно мелкими производителями и приобретенных затем крупными компаниями, - поясняет Гоулд. - Пока этого не произойдет, перемещение по Web можно считать чем-то вроде разглядывания витрин".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями