Picture и в Германии) соответствует планам компании Softbank, организатора выставки, которая стремится к расширению ее географических границ. Однако, как всякое новое начинание, она породила больше вопросов, нежели ответов. Сегодня ATM является, без сомнения, самой "горячей" технологией.

Об этом, например, свидетельствует тот факт, что полки с литературой об ATM полностью опустели за три дня выставки. ATM уделяется столько внимания в прессе, что иногда создается впечатление, будто ничего другого просто не существует. Однако доля рынка ATM отнюдь не соответствует уделяемому этой технологии вниманию. Так, например, Хендрик Уэкер, менеджер компании Adaptec по маркетингу сетевых продуктов в Европе, с горечью отмечает, что его компания является одним из лидеров по производству сетевых плат ATM, но на весьма небольшом рынке. Он считает, что рынок ATM наберет силу не ранее 1998 года, т.е. после того, как появится достаточное число приложений. Кроме того, не стоит забывать, что и другие технологии не стоят на месте. Так, frame relay получил дополнительный импульс для своего развития с появлением возможности передачи голоса.

Наиболее быстро развивающимся сейчас рынком в области локальных сетей, наряду с коммутируемым Ethernet, является сектор Fast Ethernet. Уже упомянутый Adaptec, кстати, приобрел компанию Cogent в стремлении выйти на этот прогрессирующий рынок. Одна только компания Allied Telesyn представила стековый восьмипортовый концентратор AT-MR908TX для 100Base-TX, четыре приемопередатчика для 100Base-TX и 100Base-T4, сетевую плату AT-2560TX для 10/100 Fast Ethernet и многое другое. Предложения SMC, недавно получившей патент на технологию 100Base-T4, не менее разнообразны. Это и семейство сетевых плат для шины PCI под названием EtherPower 10/100, и восьмипортовый концентратор для рабочих групп EZ Hub 100 для 100BaseTX, и "готовые для коммутации" стековые концентраторы из семейства TigerStack 100. А ведь это только две компании.

Если говорить не о коньюнктуре, а о наличии предложений, то рынок ATM выглядит, конечно, не менее внушительно. Не касаясь всей представленной продукции для ATM, мне бы хотелось затронуть весьма специфическую его часть - оборудование ATM на 25 Мбит/с.

Этот стандарт, предложенный IBM, был воспринят весьма скептически, в частности потому, что коммутируемый Ethernet и Fast Ethernet уже заняли свое место в настольных системах. Однако, ATM на 25 Мбит/с по-видимому не грозит участь технологии 100VG-AnyLAN. В отличие от VG, не получившей поддержки на рынке, стандарт IBM нашел своих сторонников. В частности сетевые платы для ATM на 25 Мбит/с, кроме IBM, предлагают Fore Systems, AMP, Adaptec и др. Однако даже сами производители оборудования для этой технологии весьма сдержанно говорят о ее перспективах и сходятся во мнении, что все зависит от того, когда и какие приложения появятся. Вот как отзывается о перспективах ATM на 25 Мбит/с Эфраим Вочтел, вице-президент RAD Data Communications по маркетингу и продажам: "Все зависит от приложений. Для многих приложений ATM на 25 Мбит/с просто не нужен, однако должны появиться подлинные приложения для ATM, т.е. мультимедийные приложения, вот там ATM и должен показать себя. Если эти приложения появятся, то ATM выживет, для локально-сетевых же приложений он попросту не нужен."

Спор о преимуществах и недостатках коммутации в сравнении с маршрутизацией, обострившийся в связи с разрывом между Cisco и Cabletron, нашел свое неявное продолжение и на Interop. Компания Cabletron отнюдь не одинока в своем отношении к маршрутизаторам (она, как известно, считает, что они необходимы только на границах сети). Case Technology даже поместила над своим стендом лозунг "Маршрутизатор для локальных сетей мертв, да здравствует коммутатор!". Однако Симон Поултон, ведущий специалист Cisco Systems, категорически не согласен с этим: "Люди говорят о коммутации просто потому, что это более новая тема. Проблема же здесь чисто техническая. Широковещание является необходимой частью протоколов локальных сетей, и если вы используете коммутацию, то неизбежно столкнетесь с нехваткой пропускной способности - так уж устроены протоколы. Виртуальные локальные сети могут, конечно, здесь существенно помочь, однако сегментация сетей без маршрутизации на третьем уровне все равно невозможна. ATM же не решает эту проблему."

Такая позиция нашла подтверждение и в словах Тревора Диаринга, менеджера по маркетингу Bay Networks: "Мы предлагаем не только коммутацию ATM, но и маршрутизацию ATM. В этом наше отличие от многих других. Мы предпочитаем распределять функциональные возможности ATM по сети, так как это дает гораздо большую масштабируемость." Любопытно, что Toshiba, компания, известная на совсем другом рынке, также оказалась замешанной в этот спор: она продемонстрировала прототип маршрутизатора Cell Switch Router для коммутируемых сетей ATM на 4,8 миллиона пакетов в секунду.

Gigabit Ethernet, наделавший много шума на выставке Internet в Атланте, оказался в центре внимания и в Лондоне. Компания Plaintree Systems объявила о первом коммутаторе Gigabit Ethernet под названием WaveSwitch 9000 на 16 портов Gigabit Ethernet, или 128 портов Fast Ethernet, или 384 порта Ethernet 100BaseT. Компания считает, что она как нельзя более удачно подобрала время для выхода на рынок со своим продуктом. Однако далеко не все так радужно оценивают перспективы Gigabit Ethernet. Хендрик Уэкер, например, видит здесь две проблемы: во-первых, если сохранять протокол, то протяженность сегмента будет равна всего 20 метрам, если же не сохранять, то это будет уже не Ethernet; во-вторых, спецификация на Gigabit Ethernet вряд ли появится раньше 1998 года.

Что касается программ управления сетью, то тенденция к их переносу на платформу Windows NT и в среду Web продолжает шириться. Hewlett-Packard переносит OpenView в Windows NT, а UB Networks, например, представила комплект приложений NetDirector@Web для управления корпоративной сетью из браузера Web. Отмечая отличительные свойства этой программы управления, Стив Бригден, менеджер по маркетингу продукции UB Networks в Англии, сказал: "NetDirector@Web превосходит по своим возможностям предлагаемые другими поставщиками статические страницы Web на HTML. Апплеты Java способны отражать изменения в состоянии сети в реальном времени, так что пользователю нет необходимости перезагружать страницы".

Если говорить об общем впечатлении от выставки, то первое, что бросалось в глаза, это малочисленность посетителей, особенно в первый день. Объяснений этому может быть несколько, начиная от сдержанности английского характера и кончая наличием конкуренции в лице выставки Networks в Бирмингеме. В общем, участники восприняли выставку достаточно сдержанно. Многие, однако, отмечали высокий уровень квалификации посетителей и профессиональный характер бесед - случайных людей здесь не было. Это вполне отвечает стремлению устроителей сделать выставку для специалистов, на которой инженер мог бы спокойно поговорить с инженером на интересующие его темы. Кроме того, Interop стремится выполнять и образовательную миссию. Так, FORE Systems организовала на выставке класс по обучению ATM, Netscape проводила ознакомительные занятия по Navigator, а Novell спонсировала презентационный театр, где разные компании знакомили посетителей со своими технологиями и оборудованием.

Размещенные у выхода плакаты Bay Networks с приглашением прийти на выставку в следующем году как бы извинялись перед посетителями за шероховатости первого опыта. Что ж, остается только пожелать успеха Interop в следующем году и пожалеть, что выставка эта еще не добралась до России.


PictureНа выставке Networld+Interop, проходившей в Лондоне с 30 октября по 1 ноября, редактор журнала LAN Magazine/RE Дмитрий Ганьжа взял интервью у Брюса МакДональда, европейского менеджера Cabletron по связям с общественностью.

Cabletron надеется к 2000 году занять лидирующее положение на рынке средств коммутации. Каковы ваши шансы?

Думаю, довольно серьезные, при условии, что мы будем вести маркетинговую политику более агрессивно. Безусловно, мы располагаем для этого необходимой технологией. Мы довольно давно разрабатываем технологии коммутации и пользуемся заслуженной репутацией на рынке. В первую очередь мы должны сосредоточиться на маркетинговой политике компании, с тем, чтобы конечные пользователи и реселлеры узнали о Cabletron, и вспоминали о нашей фирме всякий раз, когда речь заходит об установке сетей по последнему слову техники. Это основная задача.

Покупка Netlink, производителя оборудования для frame relay, свидетельствует о стремлении Cabletron выйти на рынок глобальных коммуникаций. Какова стратегия Cabletron в этой области?

Cabletron меняется вместе с развитием сетевого бизнеса, в основном это связано с ростом потребности в интеграции локальных и глобальных технологий. Мы просто обязаны присутствовать на этом рынке, поэтому и приобрели Netlink. Эта фирма располагала необходимой нам технологией. Наша цель - предоставление заказчику всех необходимых ему технологий. Что касается покупки Netlink... Долгое время мы разрабатывали технологии собственными силами. Мы не приобретали компании исключительно ради увеличения нашей доли на рынке. Cabletron покупает только те фирмы, которые располагают отсутствующей у нас технологией, позволяющей предоставлять заказчикам более широкий спектр услуг. Потребность заказчиков в интеграции локальных и глобальных сетей все время растет, поэтому мы и приобрели Netlink.

Таким образом, "Cabletron - не только ATM", как гласит лозунг на майках и кепках?

Нет, конечно же, нет. Я благодарен вам, что вы затронули эту тему. Обычно нашу компанию не воспринимают как крупного игрока на рынке ATM. У нас репутация компании, предлагающей ряд продуктов для ATM, но не полный спектр решений от младшего до старшего класса продукции. Мы располагаем полным спектром технологий: FDDI, Ethernet, Fast Ethernet, Token Ring, Gibabit Ethernet и ATM, потому что наша цель, как я уже говорил, предоставить заказчику все, что он хочет. Например, как мне известно, в России рынок ATM гораздо мощнее; в процентном отношении он быстрее развивается даже в небольших сетях. Так, Денис Саймингтон, глава московского представительства, рассказывал мне о сети ATM из 20 узлов; аналогичных примеров в нашей стране я не могу вспомнить. ATM очень важен для нас, поэтому мы объявили об этом в Лондоне. Однако стремление предоставить заказчикам все сетевые технологии остается неизменным.

Cabletron представил недавно коммутатор для Gigabit Ethernet. Как вы думаете, рынок готов принять эту технологию?

На сегодня эта технология несколько опережает свое время. Однако она активно обсуждается в прессе. Я припоминаю одну статью, в которой говорится, что если сравнивать цены, то в расчете на порт Gigabit Ethernet пока дороже, чем ATM. К сожалению, я не помню точных цифр.

Это весьма любопытно, так как многие думают, что ATM дороже. В целом, я считаю, рынок для Gigabit Ethernet еще не созрел. Gigabit Ethernet пока еще нигде не установлен.

Основные заказчики Cabletron - крупные компании. Что Cabletron может предложить небольшим компаниям?

Я могу показать эти продукты прямо здесь, на стенде. Мы располагаем стековыми концентраторами и т.п., а теперь еще и продуктами удаленного доступа из серии CyberSwitch, причем они могут использоваться не только в офисах, но и дома. В общем, у нас есть что предложить и мелким, и крупным компаниям. Однако в основном мы сотрудничаем с крупными компаниями, правительственными организациями; крупные сетевые проекты приносят нам основной доход. Имея дело с мелкими компаниями, небольшими проектами, мы обращаемся к нашим реселлерам и сетевым интеграторам, а в некоторых случаях к дистрибьюторам.

Одной компании трудно охватить все технологии. Включает ли Cabletron продукты других фирм в свои решения?

Это сложный вопрос. Обычно заказчик знает, чего хочет. Мы, естественно, стремимся предложить свое оборудование, когда это возможно. Это что касается оборудования. Если говорить о программном обеспечении, то здесь у нас есть определенное преимущество, так как Spectrum может управлять продуктами Cisco, Bay Networks, 3Com. Насколько я знаю, мы не рекомендуем изделия других поставщиков - это дело системных интеграторов, реселлеров и заказчиков.

В США Cabletron располагает несколькими трейлерами LANvan с демонстрационным оборудованием. Увидим ли мы когда-нибудь этот трейлер в России?

К сожалению, нет, и я объясню почему. Мы располагали небольшим трейлером, под названием minivan, однако решили, что он не оправдывает своего назначения. Мы не можем использовать здесь, в Европе, такие же крупные трейлеры, как в США, из-за того, что они слишком велики для здешних дорог. Жаль, конечно, что мы не можем использовать столь эффективное маркетинговое средство.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями