В процессе разговора этот парень, о котором вы раньше никогда не слышали, изумляет вас, рассказывая занимательные истории об изделиях, которые он разрабатывает со своими приятелями, и о своем видении будущего информационных технологий; о том, какое влияние компьютеры будут иметь на повседневную жизнь.

Представьте себе, что вы оказались достаточно сообразительны и достаточно "дальнозорки" для того, чтобы воспринять все сказанное молодым человеком серьезно, и решили инвестировать средства в его только становящуюся на ноги компанию. Теперь вообразите, кем бы вы были сегодня. Конечно, если вы - журналист, специализирующийся на вычислительной технике, то профессиональная этика должна удержать вас от любого подобного капиталовложения. В этом случае можно было бы, по крайней мере, иметь в запасе интересную историю: мол, встретил когда-то ныне всем известного человека, который изменил всю историю вычислительной техники. Я, конечно, не уверен, но думаю, что через 5-10 лет я смогу рассказывать что-нибудь подобное. Так получилось, что, возвращаясь домой с торговой выставки Siggraph в Новом Орлеане, посвященной компьютерной мультипликации и графике, я сидел в самолете рядом с человеком, о котором уважаемые читатели наверняка ничего не слышали. Его зовут Хенк Б. Роджерс. Вас, наверное, могло бы заинтересовать, что Роджерсу принадлежат права на лицензирование игры "Тетрис" во всем мире, а ведь это, возможно, наиболее популярная классическая компьютерная игра.

В пути Роджерс рассказал, что впервые он познакомился с "Тетрисом" на Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в 1988 году, где одна маленькая компания демонстрировала эту игру как продукт для ПК. "Я запустил игру, и сразу же был ею околдован, - рассказал Роджерс. - Я решил, что хочу заполучить ее". В 1989 году Роджерс приехал в Москву и познакомился с Алексеем Пажитновым, который за четыре года до этого создал "Тетрис". Впоследствии Роджерс через "Электрооргтехнику", советское учреждение, которое контролировало весь импорт и экспорт программного обеспечения, приобрел права на "Тетрис" для карманных компьютеров. Роджерс жил тогда в Японии и "раскручивал" компанию Bullet-Proof Software, занимающуюся развлекательными программными продуктами. Он лицензировал игру компании Nintendo, которая должна была продать 30 млн. копий "Тетриса" для своих приставок Gameboy.

Если вы думаете, что все это сродни истории древнейших времен и почти не имеет отношения к происходящему в компьютерном мире сегодня, рад буду сообщить (запомните, от кого вы впервые услышали это), что в результате Роджерс получил все права на "Тетрис" для другой основанной им компании, названной Blue Planet Software. И теперь Blue Planet Software продвигает "Тетрис" в Internet. В настоящее время Роджерс завершает переговоры о соглашении с America On-Line, по которому AOL будет первоначально иметь исключительные права на "Тетрис" в Internet (правда, всего лишь в течение определенного периода времени). Роджерс заметил, что хочет получить интерактивную бета-версию до конца года. Он полагает, что в будущем игроки, находящиеся в любых точках планеты, смогут играть друг с другом по Сети. Роджерс говорил о всемирных первенствах по "Тетрису", в которых смогут участвовать клубы или даже целые города.

Возможно, все это покажется вам забавным, кроме того, нелишним будет задать вопрос, что же это все имеет общего с изменением истории компьютерного мира. Что ж, теперь о самом интересном.

Союз Роджерса с Пажитновым, создавшим "Тетрис", и его партнером Владимиром Похилко привел к тому, что "под зонтиком" Blue Planet Software была основана еще одна перспективная компания, названная AnimaTek International. В Москве в компании AnimaTek, возглавляемой этой троицей, трудятся 60 программистов. Они разработали технологию, названную Caviar (как шутит Роджерс, это название дано в честь "самого популярного сувенира, который можно вывезти из России"). Она описывается Роджерсом как технология "трехмерных пикселов" и представляет собой технологию машинной мультипликации, основанную на пикселах, а не на многоугольниках, которые обычно определяют трехмерные формы в компьютерной графике. Основная идея состоит в том, что поскольку для улучшения вида трехмерных фигур эти многоугольники необходимо делать все меньшего и меньшего размера, то, теоретически, в какой-то момент они станут "меньше" отдельного пиксела. Таким образом, AnimaTek избрала более прямой путь управления пикселами как таковыми. Роджерс демонстрировал Caviar на своем портативном компьютере во время нашего полета. Меня нелегко удивить, но демонстрационная версия поразила меня.

Если верить Роджерсу, эта технология "впечатляет" и Netscape Communications, и Intel. Netscape она заинтересовала тем, что позволяет создавать передачу движущихся изображений по Internet. Intel же подумывает о перспективе внедрения этой трехмерной технологии в "графический чип будущего". По словам Роджерса, и Netscape, и Intel вели переговоры относительно приобретения AnimaTek. Но, хотя Роджерс готов продавать лицензии на использование технологии, он намерен крепко держать AnimaTek в руках, и в конечном счете выпустить ее акции на открытый рынок.

Теперь мы переходим к не менее интересной части нашего повествования. Потому что то, о чем толкует Роджерс, - это комбинирование компьютерной мультипликации с искусственным интеллектом с целью придать генерируемым машиной созданиям личностные черты. "Когда вы создаете среды обитания и жителей, вам это очень быстро надоедает, если они не имеют некоторой "свободы воли"", - говорит Роджерс. И тут снова входит в игру российская команда.

Помните Похилко? Так получилось, что до совместного с Алексеем Пажитновым создания компьютерных игр он был профессором психологии в Московском Университете. По словам Роджерса, московская команда разработчиков - авторов Caviar - обратила свои усилия на создание "живых" систем, способных воспринимать окружающую обстановку и самостоятельно откликаться на воздействия со стороны этой среды. "То, что они сделали в области анимации, свидетельствует об их истинных возможностях, - полагает Роджерс. - На очереди не менее грандиозная тема - имитация поведения и искусственного интеллекта".

Разумеется, это резко изменило бы методы взаимодействия людей и компьютеров. Кто уделил внимание Биллу Гейтсу, когда он говорил подобные вещи относительно программного обеспечения для персональных компьютеров 10 или 15 лет назад?

В качестве примечания я должен упомянуть, что в ближайшее время нет никакой надежды увидеть по какому-либо поводу Роджерса в Китае. В прошлом декабре, во время посещения Шанхая в качестве гостя Inventec Group (эта фирма - крупный тайваньский OEM-поставщик и производитель программного обеспечения для карманных компьютеров; в Китае на нее трудятся 1600 разработчиков), он был поражен способностями китайских программистов, но, несмотря на это, не хочет вести дела с этой страной. Дело в том, что на Роджерса тяжелое впечатление произвели события 4 июня 1989 года (день подавления выступления китайских студентов на площади Тяньаньмынь - прим. ред.). "Это всего лишь эмоции, но я не могу заставить себя иметь дело с Китаем, - говорит он. - Произошедшее там действительно разозлило меня. Пока эти парни не извинятся перед собственными детьми за то, что они сделали с ними, я не собираюсь вести в этой стране какие-либо дела".

Такая вот история. Время покажет, буду ли я рассказывать ее и через 10 лет. Что касается Роджерса - независимо от того, чем закончатся его проекты и станет он когда-либо следующим Биллом Гейтсом или нет, - но и через 10 лет он будет, вероятно, все еще сердит на тех деятелей в Китае, которые так и не извинились. Но есть у меня предчувствие, что он будет вести там дела, несмотря ни на что.