в кульминации процесса создания множества информационных узлов и их "погружения" в среду Web.

Возникало ли у нас когда-нибудь сомнение в том, что мы делаем? Думаю, что нет. Я убежден, что когда дело доходит до проектирования Web-узла, большинство корпоративных пользователей World Wide Web попадает в "черную дыру".

В отличие от мостов, самолетов или наборов микросхем, Web-узлы создаются без учета общепринятых методов проектирования, без сертификации специалистов, без аспирантуры по соответствующей дисциплине и без добровольных объединений профессионалов, которые создаются с целью совершенствования этой деятельности. То, что срабатывает в случае рекламных проспектов или каталогов корпораций, не обязательно окажется действенным для Web-страниц. Те средства, которые подходят для просмотра баз данных, не обязательно подойдут для интерактивного выполнения транзакций в среде Web. Привычные правила макетирования журналов и бюллетеней оказываются непригодными, когда те же публикации выводятся в интерактивном режиме.

Мы извлекли несколько уроков из своего первого опыта. Например, не следует перегружать Web-страницу графической информацией: ее чрезмерное использование влечет значительное увеличение времени передачи. Не стоит также рассчитывать на то, что любой Web-браузер сможет понять JavaScript.

Однако имеется еще и многое другое, о чем мы не подозреваем и что является источником серьезных неприятностей по мере того, как корпоративные Web-узлы становятся более сложными, а их объем доходит до нескольких тысяч страниц. По нашим подсчетам, серьезные коммерческие Web-узлы предлагают для просмотра, в среднем, 36 категорий, с восемью уровнями глубины и 70 тысяч номеров для товаров, которые можно заказать. Подумайте о том, что это означает с точки зрения возможностей для посетителя Web-узла: потеряться или же испытать неприятные ощущения.

Имеется множество креативных рекламных агенств, которые специализируются на создании Web-узлов, например, CKS Group, Digital Planet и Razorfish. Однако они не смогут оказать большую помощь при массовой разработке Web-узлов для сетей intranet и некоммерческого применения.

Кроме того, каждая дизайнерская фирма имеет собственный набор инструментальных средств для разработки, а также методику ее проведения. Некоторые из них рассматривают разработку для Web как творческую деятельность; они концентрируют свои усилия, в основном, на графическом пользовательском интерфейсе. Другие фирмы главное внимание уделяют вопросам навигации, быстродействия и управления. Я не уверен, что найдутся хотя бы две фирмы с одинаковым подходом.

Разработка Web-узла, качество которого превосходит средний уровень, требует необычного сочетания навыков, например, умения рисовать и программировать на языке Java, а подобные специалисты не валяются на дороге. Те, у кого есть необходимые способности, хотят работать в начинающих динамичных компаниях, которые предоставляют возможности роста, а не в какой-нибудь компании "Ржавая лента", которой для поддержания актуальности своего Web-узла требуется только один или пара дизайнеров.

Да, на рынке появляются новые фирмы и предлагают интересные продукты, которые помогают решать вопросы дизайна и предоставляют некоторые шаблоны. Однако прогноз относительно миллиарда страниц означает, что спрос на хороших специалистов по разработке Web-узлов будет опережать соответствующее предложение. В результате появится много безобразно спроектированных, трудных для навигации, неудобных Web-узлов и сетей intranet.

Если вы не хотите, чтобы разработка вашего Web-узла попала в руки плохих художников, которые будут трижды переделывать одну и ту же работу, то сейчас наступает самое время начать изучение инструментальных средств для проектирования Web-узлов. Следующие два года будут изобиловать экспериментами в области разработки Web-узлов. Проницательные специалисты в области информационных систем будут тщательно присматриваться к этим экспериментам - и заимствовать удачные идеи.


Гантц - старший вице-президент International Data Corp. Его адрес - Internet: jgantz@idcresearch.com.