Аренда
Разработка страниц
Реклама в Web и дополнительные услуги

Все чаще можно читать и слышать в рекламных объявлениях и крупных, и мелких фирм фразы типа: "Посетите нашу страничку в WWW ...". При этом речь может идти как о крупных компаниях, так и о мелких конторах. Многие читатели, желая заявить о себе, также стали интересоваться комплексом услуг российских провайдеров по размещению информации во "Всемирной паутине".

Размещение информационных материалов об организации в сети Internet на постоянной основе осуществляется довольно давно. Вероятно, первыми системами такого рода были информационные системы американских университетов и правительственных организаций.

Первоначально, информация была доступна в режиме эмуляции виртуального терминала (telnet) по гостевым входам. Существуют такие системы и сегодня.

Следующим этапом по разработке информационного "представительства компании", как это названо в рекламных материалах "Россия-Онлайн", стала система Gopher. На корневой странице любого каталога Gopher всегда можно найти указатель на каталог, озаглавленный "О нас", "О нашем университете" и т.п. Но, как и telnet, Gopher не позволял смешивать графику, текст, аудио- и видеоинформацию в рамках одной страницы, а потому не был интересен как носитель рекламы.

Настоящий прорыв в этом направлении произошел с появлением Web. Катализатором послужил графический интерфейс программы Mosaic, который продемонстрировал впечатляющие возможности Web: простоту просмотра материалов при необычайной простоте их подготовки для опубликования. Кроме того, появление браузеров для ПК открыло огромный потенциальный рынок потребителей рекламы, что в свою очередь послужило дополнительным импульсом для развития технологий Web. Такой поворот событий превратил систему, создававшуюся как информационную научно-техническую, в откровенно рекламную.

Для отечественных организаций размещение информации в Web - зачастую единственный способ заявить о себе не в рамках города или страны, но в "мировом масштабе". Российская часть "Паутины" посещается нашими коллегами из-за рубежа столь же часто, как и их собственная.

Напомним читателям общую схему построения взаимодействия с базой данных информационных страниц Web.

Браузер обращается к серверу за информацией, используя специальную форму адресации, которая называется универсальный локатор ресурсов URL. В качестве компонента в адрес входит доменное имя машины. Считается, что каждая машина в сети имеет свое собственное доменное имя.

Сервер обращается к своей базе данных и возвращает браузеру требуемую информацию. При этом это может быть файл, размеченный на языке HTML, простой текстовый файл, графическая картинка, аудио- или видеозапись, данные из универсальной СУБД, результаты поиска информации по ключевым словам или другим признакам. Информационные объекты всех перечистенных типов можно объединить и демонстрировать одновременно. То, что видит, слышит и читает (так и хочется добавить - осязает и обоняет) обратившийся к серверу пользователь, называется информационной страницей Web. Да-да, страница - это не текстовый и не HTML-файл, а результат, полученный при обращении к серверу по URL.

Чаще всего страница содержит несколько информационных объектов, как правило, графику и текст. В последнее время в качестве страниц могут выступать файлы VRML и апплеты Java, которые также в ходят в базу данных сервера Web. Однако, использование этого сорта материалов носит скорее экспериментальный характер, поскольку они предъявляют жесткие требования к оперативной и видеопамяти компьютера пользователя, что ограничивает их применение в качестве средств разработки страниц для широкого потребителя.

Таким образом, для организации размещения материалов в Web необходим сервер и база данных материалов, которые он обслуживает. Структура услуг провайдеров строится на постепенной передаче прав управления информацией от провайдера пользователю от простого размещения информации на дисковом пространстве провайдера под управлением его сервера, до установки у пользователя его собственного сервера с прописью гипертекстовых ссылок на страницы этого серверы в страницах провайдера. Кроме этого провайдеры обеспечивают услуги по подготовке информации к размещению и прописи ссылок на страницы пользователя не только в информационной базе данных провайдера но и в других каталогах Internet. Отдельной статьей идет разработка ПО и интерфейсных форм.

Как правило, все услуги провайдеры делят на три группы: аренда места на сервере провайдера, размещение рекламы на сервере провайдера, дополнительные услуги. С технологической точки зрения все эти виды услуг не очень сильно отличаются друг от друга.

При рассмотрении структуры услуг провайдеров я взял за основу структуру услуг компании Demos, которую немного расширил за счет услуг или дополнений, предлагаемых другими провайдерами. Кроме того, я рассматривал только те компании, которые сами предоставляют услуги по подключению к Internet. Вообще, существует достаточно много фирм, которые предоставляют место и услуги по размещению материалов в Web.

Аренда

Аренда места - это просто размещение своей информации на сервере провайдера. Практикуют два способа аренды: с правом изменения информации по FTP и без этого права. Собственно, речь идет только о том, кто заботится о ведении страниц абонента (архивирование и восстановление). Как правило, за эти услуги плата взимается помесячная, а предоплата равна месячной плате. Минимальный размер информационных материалов при этом колеблется от 1 (РОЛ) до 10 (Demos) Мбайт. Если размер размещенной на сервере информации превышает установленные провайдером рамки, применяются дополнительные, отличные от базовых тарифы, (в зависимости от политики провайдера они могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону).

Предполагается, что вместе с собственной страничкой пользователь получает адрес типа http://kuku.ru/~user. Однако у меня такие адреса всегда вызывали подозрение. И дело здесь не в том, что они какие-то неполноценные. При поиске в индексе Altavista или Lycos ссылки на эти адреса зачастую оказываются недоступными. С чем это связано, сказать трудно. Мне же кажется, причина в том, что пользователю просто надоедает снимать место на сервере. Он либо заводит виртуальный сервер, либо свой собственный настоящий сервер, либо исчезает из сети насовсем.

Следующая услуга - предоставление в аренду места на сервере провайдера с созданием каталога пользователя и регистрацией виртуального домена. Наиболее дотошные из читателей наверняка обратили внимание на то, что разные доменные адреса в URL могут указывать на один и тот же IP-адрес. Дело здесь не в том, что машина может принадлежать различным доменам, хотя и это возможно, а в том, что современные серверы способны поддерживать виртуальные серверы c собственными доменными именами.

Спрос очевиден: некой компании "Alpha" жизненно необходимо, чтобы ее домашняя страница доступна по URL http://www.alpha.ru/. Завести собственный домен - значит зарегистрировать его у провайдера или в Реларн, вести сервер домена, обеспечивать его надежное функционирование, производить прочие действия по поддержке сервиса доменных имен... Кому захочется терпеть все эти хлопоты? У компании даже может не быть выхода в сеть, но желание разместить свои страницы есть. Виртуальные Web-серверы и позволяют это желание удовлетворить.

Разработка страниц

От аренды перейдем к создания страниц Web. Как правило, большинство провайдеров предлагают комплексное решение этой проблемы. Пользователям предлагается разработать их собственное представительство в сети. При этом гарантируется неповторимый имидж страниц и одновременно стиль, который согласуется со стилем всего сервера, если это только не собственный сервер. Процесс подготовки публикации включает разработку, дизайн, разметку, перевод, создание аудио- и видеокомпонентов, графики, "специальных форм", разработку программ доступа к СУБД, разработку программ и мобильных кодов Java, разработку поисковых программ.

Чем различаются между собой разработка, разметка и дизайн? Вероятно, каждый из провайдеров трактует эти термины по-своему. Но все-таки разметка - это превращение текста в HTML-документ, разработка - это проектирование всего комплекса страниц пользователя, а дизайн - разработка компоновки и представления страницы и всей базы данных в целом.

Хотелось бы обратить внимание на разработку форм. Если ваша страница будет содержать информацию, при доступе к которой пользователь обязан регистрироваться, сообщая при этом какие-либо данные дополнительно к паролю и идентификатору, без форм не обойтись. Аналогичная ситуация возникает и при подключении материалов, которые хранятся в базе данных под управлением SQL-сервера. Формы нужны для того, чтобы передавать данные от пользователя работающим через сервер приложениям.

Следует обратить внимание и на поисковые машины, которые провайдеры предлагают использовать на сервере. Поисковая машина нужна для того, чтобы пользователи ваших страниц могли по спискам ключевых слов найти нужную им информацию. Если это делается за счет использования механизма поиска, общего для всего сервера провайдера, то придется брать то, что есть, но если речь идет о "локальной" поисковой системе, следует хорошо все взвесить и выбрать то, что действительно будет отвечать вашим интересам.

При создании страниц клиентов провайдеры размещают на них списки рассылки, работающие по подписке и возможность ввода поисковых критериев для использования информационно-поисковых систем Internet, например, Infoseek или Yahoo. Любопытно, что некоторые провайдеры оказывают услуги по поиску информации в сети, взимая почасовую за это оплату.

Реклама в Web и дополнительные услуги

До 80% информации в Web - это реклама. Не является исключением и российский сектор "Всемирной Паутины". Правда специализированных рекламных агентств не так и много. До сих пор почти не было публикаций по поводу эффективности Internet-рекламы и способов ее представления, поэтому большинство отважных первопроходцев действует на свой страх и риск.

Реклама обычно встречается на домашних страницах провайдеров, на наиболее часто посещаемы страницах каталогов провайдера или на страницах с формами задания запросов на поисков информации в сети. Как правило, реклама - это графический фрагмент определенного провайдером размера, который может быть совмещен со стеком гипертекстовых ссылок на страницы рекламодателя. Это может быть и просто картинка, и картинка кнопка, типа той, которую используют для ссылки на страницы Netscape Navigator или Internet Explorer.

К прочим услугам относят включение ссылок на страницы пользователя в каталог провайдера, доступ к статистике посещения страниц пользователя, регистрацию в других каталогах Internet и переадрисацию почты с виртуального домена на реальный адрес администратора сервера.

Так или иначе, расходы, связанные с размещением в Internet информации о своей фирме оправданы, поскольку аудитория, которую можно охватить, действительно огромна.


Павел Храмцов - руководитель группы, РНЦ "Курчатовский Институт". С ним можно связаться по телефону (095) 196-9124 или по электронной почте: paul@kiae.su.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями