две темы для дискуссии: по поводу удачности выбора места проведения и, как всегда, о пиратстве.

Отношение к месту проведения Windows Expo, в отличие от прошлого год, было не так однозначно. С одной стороны, Манеж находится в центре Москвы и до него удобно добираться, тем более, что пресловутую яму, столь смущавшую всех в прошлом году, закопали. С другой - помещение Манежа не слишком приспособлено для проведения мероприятий такого рода. Было заявлено, что, возможно, следующая выставка Windows Expo пройдет где-нибудь еще.

Что же касается проблемы пиратства, традиционно помянутой менеджером Microsoft Ильей Биллигом, то свежую струю внес Александр Брюзгин (Oracle), предложивший не считать пиратами тех, кто копирует пользовательские приложения. Однако прочие ораторы, затрагивавшие эту тему, его не поддержали.

Сама выставка, особенно на первый взгляд, удивительно походила на прошлогоднюю. По-прежнему отсутствовал ряд крупных компаний, в том числе - числящихся в партнерах Microsoft. Самые крупные стенды опять принадлежали Acer, DEC, Intel, IBM и Lotus и, конечно, Microsoft.

В выставке участвовало около семидесяти компаний. Определить точное количество число и их "классовый состав" не представляется возможным. Слишком все перемешалось. Например, ERGOdata предоставила на своем стенде всем своим пяти вендорам - Verbatim, Sony, BASF, TDK и Iomega, не числящимся среди участников. Единым стендом стояли Elco, Interface, Logic Works и Centura Software. Десяток не самых маленьких компаний скрывались на плане выставки под единым именем Microsoft Solution Providers. На стенде R-Style демонстрировались производимые компанией компьютеры и программные продукты, а также приютились компании "Кирилл и Мефодий" и New Media Generation. "Весть" участвовала и как партнер Microsoft и как партнер Symantec. Возможно, такое поголовное "взаимпроникновение" - знамение времени. Впереди еще несколько выставок, посмотрим.

Самые большие (и, как правило, самые интересные) стенды, конечно, принадлежали ведущим зарубежным компаниям.

Стенд Acer, как и в прошлом году встречавший посетителей у входа на выставку, радовал гостей не ристалищем древних героев, но спальней с двуспальной кроватью. Целью же компании являлась пропаганда любимого детища Acer - домашнего компьютера Aspire.

Поскольку внешним видом процессора поразить кого-либо довольно трудно, компания Intel сделала упор на семинары. На них рассказывали о новых процессорах, технологии MMX, планам Intel относительно Internet, на демонстрационных компьютерах показывались некоторые готовые решения компании в этой области. Партнеры же, приглашенные компанией на стенд, старались сделать стенд более привлекательным и для простых пользователей: "Никита" демонстрировала игру "Твиггер", Stoik Software - увлекательный процесс плавного превращения друг в друга важных лиц компьютерного мира, Вячеслав Бутусов ("Наутилус Помпилиус") - новый компакт-диск.

Компания Digital, большое место уделила работе Windows NT на платформе Alpha, подчеркивая первостепенную важность этой ОС для будущего своих процессоров. Кроме того, в экспозиции компании участвовали ее российские партнеры - отечественные фирмы-разработчики продуктов для процессоров Alpha.

IBM и Lotus, показывали продукты и для Windows и "против" этой ОС (семейство OS/2, ожидающее прибавление в лице ОС Merlin). IBM провела специальный семинар, на котором рассказала о своей новой стратегии в области программных продуктов (см. материал "Новости IBM во время WinExpo").

"Главная" компания выставки - Microsoft - зачастую отказывающаяся от собственного стенда дабы уделить больше средств и внимания партнерам, на этот раз соорудила их целых два. Один - побольше - для себя, другой - для 11 партнеров. Если в прошлом году практически все внимание Microsoft концентрировалось на Windows 95 и соответствующих продуктах, то на этот раз доминировала, скорее, новая версия Windows NT. Впрочем, семинаров по обеим операционным системам и продуктам для них проводилось приблизительно одинаково.

Посетителей, похоже, стало поменьше, нежели год назад. Виной ли тому погода или отсутствие прошлогоднего ажиотажа вокруг Windows 95, но на выставке стало просторнее. Не было прошлогодних очередей за билетами. Зато, возможно, посетители стали в большей мере "специалистами". Например, семинары по Windows NT устойчиво вызывали не меньший интерес, чем о Windows 95 и Office 95. Попытка же опроса стендистов с целью выяснения отличий этой выставки от прошлогодней успехом не увенчалась: слишком многие отвечали, что в прошлом году их здесь не было (они здесь не работали, компания не участвовала в выставке). Некоторые данные можно почерпнуть из публикуемого в номере исследования состава посетителей, проведенного рекламным агентством "Осень".

Поскольку события, равного выходу Windows 95, не произошло, то никто ранга Стива Балмера, вице-президента Microsoft, на этот раз мероприятие не посетил. Зато приехал Роберт Клаф, бывший глава Microsoft АО, ныне руководящий деятельностью Microsoft в Восточной Европе. Свою новую работу Клаф определил словом "скучно": всегда знаешь, что произойдет, как пройдет день, все будет так, как запланировано. В России, естественно, все не так. По словам представителей российского представительства Microsoft, Клаф довольно часто наезжает в гости. Надо полагать, в том числе и для того, чтобы не утратить формы.