Как-то: "Новый замечательный ноутбук компании D". Или: "Новый замечательный ноутбук компании C". Приз - новый замечательный ноутбук компаний D и C соответственно. Условия конкурса, посвященного сканерным технологиям, формулировались более общо: "О сканерных технологиях". Конкретных требований в официальных условиях не было, но, по некому стечению обстоятельств, в статьях все больше упоминались оные технологии компаний- устроительниц конкурса.

Аналогичные конкурсы, организаторы которых далеки от компьютерного мира, отличаются относительным свободомыслием ... и изрядной туманностью. Так, на конкурсе, проводившемся "Пен-клубом", не задавалось ни тем, ни условий. О критериях, итогах и других атрибутах конкурсов также ничего внятного сказано не было. Даже изданием, в коем были опубликованы труды победителя.

Еще таинственнее конкурс статей на компьютерную тематику, проводившийся журфаком МГУ. В большинстве компьютерных изданий о нем узнали по факту приглашения на церемонию награждения. Посему у членов жюри (главных редакторов ряда "общегражданских" изданий) выбор был невелик и награждены были в основном их собственные сотрудники. Истинными же героями конкурса можно назвать компанию Aquarius и ее директора Игоря Галкина, одаривших победителя компьютером, несмотря на честное предупреждение, что про Aquarius в конкурсных статьях - ни слова.

Но самый "абстрактный" конкурс на мой взгляд - это проводимый под эгидой BSA конкурс статей, призванных заклеймить компьютерное пиратство. От всех других его сразу отличили крайне подробные, тщательно проработанные условия. Как видно из текста условий, регламентируется не только тема и угол ее освещения, но и эстетические параметры текста. По иронии судьбы, почти одновременно в газете "Коммерсант-daily" была опубликована статья Максима Соколова, посвященная юбилею постановления партии и правительства "Сумбур вместо музыки", в котором впервые к искусству были предъявлены не только идеологические, но и эстетические требования. Забавная вот связь времен...

Чем хорош антипиратский конкурс, так это своим бескорыстием. Ведь если поток статей о замечательных портативных компьютерах компаний D и C может вызвать увеличение объема продаж оных, то высшее предназначение этого конкурса - тайна велика есть, ибо никакого прямого действия он оказать не сможет (разве что обиженные пираты учинят свой негласный конкурс "пропиратских" статей). Рядовой пользователь в личных целях как копировал незаконно, так и будет копировать. "Пират" и так знает, какой он нехороший. Представители госструктур будут покупать программные продукты если на это выделят деньги. То есть, все останется на своих местах.

С другой стороны, конкурсы - вещь небесполезная. Или, как минимум, невредная. Так, например, фирма-производитель, сэкономив на рекламе, сможет часть экономии употребить на снижение цен. Возможны и дополнительные эффекты. Так, участники антипиратского конкурса с неизбежностью должны похвалить маркетинговую политику, линии поддержки и т.п. и некоторое время не смогут укорять производителей в неправильной ценовой политике, пренебрежении интересами пользователей.

Благостная картина получается - прямо не верится. Словно на конкурс написано. Дабы уравновесить ее, придумаю что-нибудь печальное. Например: фирмы, уповая на конкурсы, перестанут давать прямую рекламу, отчего изданиям не поздоровится. Журналисты также перестанут размениваться на мелочи в ожидании большого социального заказа. А читатели любую статью станут рассматривать как "конкурсную". И будут соответствующим образом относиться ко всему печатаемому. Что, в общем-то обидно. Даже - если заслуженно.

Впрочем, и в компьютерном мире условия конкурсов день ото дня становятся все более разнообразны. Так, еженедельник К, насколько мог, гневно осудил существующую практику конкурсных статей о портативных компьютерах компании C и предложил собственный конкурс "НА САМУЮ ОБЪЕКТИВНУЮ СТАТЬЮ" (выделено автором конкурса) о проштрафившейся компании, ее продукции, сервисе и т.д. В качестве приза обещан портативный компьютер все той же компании C. Правда старый. Так что при таких условиях хороших слов о "продукции, сервисе..." компания вряд ли дождется.


Дмитрий Гапотченко - ответственный редактор Computerworld Россия. С ним можно связаться по электронной почте: gdi@osp.ru.