"Вечером - деньги, утром - стулья..."
Регистрация пользователя
Абонементная плата
Предоплата
Техническая помощь
Консультации и обучение
Несколько замечаний напоследок

Как правило, большинство сегодняшних публикаций о всемирной компьютерной сети посвящены глобальным вещам типа: бизнес в Internet, образование в Internet или информационные ресурсы Internet. Но что толку говорить об этом, если простому пользователю ПК большинство этих услуг недоступно. Цель данной статьи - рассказать о том, как можно приобщиться к сонму пользователей Internet, и что при этом можно получить.

Основным связующим звеном между пользователем и информационными ресурсами Internet является провайдер.

Самый обширный список фирм и компаний, оказывающих услуги по подключению к глобальной компьютерной сети, можно найти на World Wide Web сервере компании Demos (http://www.demos.su/, раздел Russia-On-net, подраздел "провайдеры".) На основе этой информации, а также материалов самого полного каталога российских www-серверов компании МАRК-ITT (Ижевск), был проанализирован список услуг, которые два с небольшим десятка российских провайдеров предоставляют своим индивидуальным и коллективным пользователям.

В предыдущей статье были рассмотрены основные способы подключения пользователей к провайдерам. Опираясь на представленные в ней схемы и таблицу, попробуем проследить, каким образом провайдеры обеспечивают сервисное обслуживание индивидуальных пользователей.

"Вечером - деньги, утром - стулья..."

Для того чтобы подключиться к сети, прежде всего нужно понять, за что, собственно, придется платить. Цитата из известного произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова очень точно иллюстрирует взаимоотношения подавляющего большинства провайдеров и пользователей. Предоплата услуг обычно выражается в размере месячной абонементной платы. Компаний, заманивающих пользователей в свои сети "бесплатным сыром", не так уж и много. Наиболее известен Sovam Teleport со своей Россия-Он-Лайн - семь дней бесплатной работы. Правда, бесплатно предоставляются базовые услуги, а специальные информационные ресурсы типа газеты "Коммерсант Дейли" доступны только по дополнительной подписке.

Первое, что бросается в глаза при просмотре прайс-листов различных провайдеров, - это разница в их размерах. Самый длинный и подробный список у компании MVC из Ульяновска. Здесь перечислены все этапы процесса от регистрации и подключения до цены набивки одной печатной страницы текста. Самый короткий прайс-лист у Mr.Postman - всего две строчки. Тем не менее самые осмысленные списки услуг, на мой взгляд, имеют компания Demos (Москва), АО Релком (Москва), MARK-ITT (Ижевск) и Краснет (Красноярск). Самый запутанный, с моей точки зрения, порядок оплаты услуг в Glasnet (Москва).

При более внимательном просмотре становится очевидным, что информационные ресурсы и услуги Demos и АО Релком являются той базой, на которой другие провайдеры строят информационное обслуживание своих пользователей. Это особенно хорошо видно при доступе к почтовым роботам телеконференций и сертифицированным почтовым серверам Relcom. В большинстве случаев прайс-лист регионального провайдера - это урезанный вариант аналогичного документа Demos или АО Релком, но имеются и местные отличия. Услуги указанных грантов российского сектора Internet несут на себе груз традиции - классификация услуг составлена в соответствии с протоколом обслуживания (UUCP, telnet, IP). Многие провайдеры, развернувшие свою деятельность на исходе безраздельного господства UUCP, используют несколько иной подход. Так, например, в сети Compnet (подмосковный Зеленоград) услуги на электронную почту оплачиваются по единому тарифу, несмотря на способ транспортировки сообщений. Такой же принцип исповедуется и в компании MARK-ITT здесь введена единая абонентская плата (E-mail, telnet, Dial-IP, Fax). Этот подход кажется мне обоснованным и продуктивным, поэтому из всех прайс-листов были выделены так называемые общие затраты, которые обязательно сопровождают подключение к провайдеру и без которых обойтись не удастся (см. табл.)

Сводная таблица цен на услуги российских IP-провайдеров
Общие затраты
Сервис-
компания
Регистрация Абонементная плата (месяц) Предоплата Установка и конфигурация ПО Консультация Обучение Примечания
АО Relkom
(Москва)
24
24


Минимальные затраты при UUCP-подключении
Demos
(Москва)
20 15 60 -** -** -** Минимальные затраты при UUCP-подключении
Sovam Teleport
(Москва)
50 35 - - - -
Glasnet
(Москва)
8(К)
7(Б)
6(ЧЛ)
- 100% (не более 2 месяцев) см. тарифы для IP-соединения - - Постоянной суммы абонентской платы не установлено
Compnet 20 15 20 40 - -***
Centronet
(Зеленоград)
(Москва)
б.п. почасовая оплата 37.5
(15x2..5/ч)
41.7 - -
CISA Itd
(Томск)
50 - - по специальному соглашению


Mark ITT
(Ижевск)
20 10 0.008/м 20 - - Регистрация дана с учетом предоставления account
DUX 10 5
- - -
GoldNet
(Москва)
19.99 9.99 - см. спец. сервисы по телефону - б.п.
персонально - по соглашению
Группы - 10/ч Без стоимости оборудования
ИНФОРИС
(Нижний Новгород)
24 - 24 12 12 12
КРАСНЕТ
(Красноярск)
10 10 -* - - - Минимальные затраты при UUCP-подключении
Консультант
(Томск)
50 10 100% 25 - - Предоплата рассчит абонентом, но не меньше абонемента
Mr. Postman б.п. 3/ч (за неделю) или 300/м при выд. комм. 100%



Nevalink
(Санкт-Петербург)
15 5 15 10 в час - -
Orland 15 -* -* - - -
eType
(Калининград, балт.)
20 5 входит в абонемент



Геленджик-Релком 10 -* 100% 20 (минимально)
тестирование и установка модема - 10
10
Ежемесячный абонемент по типам сервиса суммируется
Контакт
(Дубна)
20 30
50 (1-2ч)

Минимальные затраты при UUCP-подключении
TSWTC
(Пенза)
15 15
20/30

Стоимость установки ПО приведена для случая MS-DOS/Windows
Rcom
(Санкт-Петербург)
9 4.8 4.8



MVC
(Симбирск)
20 3.5 30 10 27

Ural-Relcom
(Екатеринбург)
20 0
10-30 10 в час

* - расценки зависят от типа сервиса;
** - цены определяются специальным соглашением и не входят в список стандартных услуг;
*** - входит в цену установки ПО (консультация пользователя);
К - коммерческая организация;
Б - бюджетная организация;
ЧЛ - частное лицо.

Таблица составлена на основе анализа материалов 21 российского Internet-провайдера. В ней представлены как первичные провайдеры, которые владеют каналами связи и имеют соглашения с зарубежными сетями, так и вторичные провайдеры, которые подключены к первичным и выступают как коллективные пользователи или имеют специальные соглашения с первыми. Затраты на услуги в таблице даны в условных единицах. Эти условные единицы были введены, чтобы привести расценки различных компаний к некой общей шкале для удобства сравнения. За конкретными ценами следует обращаться непосредственно к компаниям, предоставляющим услуги. Необходимо помнить, что за последний год цены на услуги менялись не менее двух раз, и текущее соотношение может отличаться от представленного в таблице. Тем не менее данный материал, по мнению автора, отражает основные направления изменения ценовой и технической политики internet-провайдеров в России.

В таблицу включены следующие поля: регистрация пользователя, абонементная месячная оплата, размер предоплаты, стоимость установки и конфигурации программного и аппаратного обеспечения, стоимость консультаций специалиста, стоимость обучения и примечания.

Регистрация пользователя

Регистрация пользователя обычно подразумевает получение так называемого асcount на сервере провайдера, почтового ящика и в рейде случаев комплекта программного обеспечения. С последним случаются разные казусы. Так, например,. в Астрахани пользователи получали вместо коммерческой версии Dmail (программа работы с электронной почтой компании Demos) демо-версию. К сожалению, астраханский сервер работает не очень устойчиво, и получить оттуда прайс-лист мне не удалось. Однако в прайс-листе Demos стоимость программного обеспечения указана отдельно, а пункт 5 примечания к этому документу прямо гласит, что "указанные услуги не включают в себя поставку, установку и сопровождение оборудования и программного обеспечения ...". Поэтому нужно быть предельно внимательным прй заключении договора с провайдером и при подсчете затрат на подключение, если, конечно, у вас есть возможность выбора провайдера.

Вообще, регистрация - это не только почтовый ящик и account, что само по себе является разовыми операциями и сводится к внесению строчки в файл паролей и создания домашнего каталога пользователя (в UUCP эта процедура несколько иная), но и масса других вещей, в т.ч. внесение пользователя в базу данных, создание его персонального счета, включение счетчика загрузки модемного пула и учета трафика. Если служба устанавливает некоторый лимит доступа к телеконференциям, то автоматически производится подписка пользователя, что снова означает его регистрацию, но теперь либо в списке рассылки, либо на сервере Usenet. Понятно, что все эти работы выполняются за счет регистрационного взноса. Стоимость этой услуги каждый читатель может определить самостоятельно по таблице.

Абонементная плата

Абонементная месячная плата включена в список первичных затрат по той причине, что в большинстве случаев первый месяц работы оплачивается вперед. В ряде компаний размер ежемесячного взноса зависит от вида сервиса, но многие устанавливают и постоянные расценки независимо от типа подключения. Так поступают SovamTeleport (Москва), Compnet (Зеленоград), MARK-ITT (Ижевск), eType (Калининград). Имеется еще одни интересный вид предоплаты, когда пользователь должен заранее рассчитать свои потребности и оценить их в соответствии с установленными расценками. Так, например, поступают в Centronet (Москва), но при этом общий размер предоплаты должен устанавливаться минимум за 15 часов работы.

За что же, собственно, взимается абонентная плата? Как правило, в списке указано поддержание почтового ящика и account, а также минимальный набор услуг, предоставляемых пользователю. Так, например, фирма "Консультант" (Томск) в размер месячного абонемента включает: прием/передачу одного мегабайта информации по почте или сообщений в телеконференции (режим UUCP). Если пользователь подключен по IP или в режиме удаленного терминала, то в абонемент входит еще пять часов работы в дневное время.

Предоплата

Выбирая провайдера, стоит обратить внимание на те пункты договора, в которых указана ответственность провайдера за услуги. Здесь потенциальный пользователь может найти массу интересных подробностей. Очень редко провайдеры отвечают за качество соединения. В типовом договоре Россия-Он-Лайн говорится прямо, что если модем пользователя "зацепляется" за модем провайдера, то претензии пользователя по неоказанию услуги провайдером не принимаются. Если учесть качество телефонной связи, и то, что оплата во многих компаниях осуществляется за время соединения, то предоплата может растаять на коротких прерывающихся соединениях, ха которые нельзя будет перекачать ни одной страницы информации, - хорошо еще, если электронная почта будет работать. Предпочтительнее в этом смысле подход Mr. Postman, где предоставляют тестовые телефоны с гостевым account для проверки качества соединения.

Техническая помощь

Стоимость конфигурации и установки программного обеспечения складываетя из двух компонентов. Во-первых, это стоимость собственно программных продуктов и аппаратуры, которая в простейшем случае является модемом, а во-вторых, услуги специалистов по подключению абонента. Очень часто модем покупается пользователем, и на этом основании его стоимость исключается из общего пакета услуг. Со стоимостью программного обеспечения, как уже было сказано, возможны варианты. Иногда его стоимость включают в регистрационный взнос, справедливо полагая, что без коммуникационных программ работать с ресурсами Internet просто нет никакой возможности - так, например, поступают в ульяновской компании MVC. Учитывая такое положение дел размер регистрации следует сразу откорректировать с учетом стоимости программного обеспечения для тех компаний, которые поставляют это обеспечение за отдельную плату. Например к регистрационному взносу Demos в 20 условных единиц при работе по протоколу UUCP следует прибавить еще 40 или 70 единиц за программу Dmail в зависимости от необходимых пользователю возможностей этой программы. При оценке этой статьи расходов следует принимать во внимание и вторую часть расходов - на оплату труда специалистов по установке и настройке программного обеспечения на компьютере пользователя. Многие компании, например АО Релком, установили фиксированную оплату за эту услугу. При хорошей телефонной сети и надежном оборудовании такой подход оправдан, но что делать, если установка оборудования требует выполнения более широкого, чем стандартный, набора работ? Видимо, исходя из этих соображений некоторые фирмы ввели почасовую оплату услуг своих специалистов. Именно так поступает компания Rcom из Санкт-Петербурга. В ряде случаев такой тариф вообще не установлен, а на выполнение этого типа работ заключается специальное соглашение (Компания CISA Ltd., Томск).

Консультации и обучение

Консультации и обучение - это наиболее слабое звено деятельности отечественных провайдеров. Если с консультациями дело обстоит более или менее сносно (их по крайней мере всегда можно получить по электронной почте), то обучения как такового просто нет. Такого рода услуги удалось обнаружить лишь в московской компании GoldNet, нижегородской - ИНФОРИС и ульяновской MVC. Вообще говоря, обучение это довольно хлопотное дело, требующее не только специально подготовленного персонала, но и методических материалов, лабораторных практикумов, учебных классов и массу всякой всячины, которая, как это ни странно, не очень стыкуется с основной деятельностью провайдера. Вообще пользователи - это сплошная головная боль для служб эксплуатации. Они только мешают работать. Служба консультаций и обучения должна быть полностью освобождена от функций эксплуатации системы, лишь в этом случае у нее не будет нареканий. Но это правило практически нигде не соблюдается. Даже в АО Релком на вопросы пользователей отвечают системные администраторы.

Честно говоря, я еще не видел ни одного методического материала, специально предназначенного для обучения пользователей российского сектора Internet. Книга "Электронная почта в системе MS-DOS", выпущенная АО Релком совместно с издательством "Символ", по сути является хорошим справочником или, если угодно, руководством пользователя, но никак не учебным пособием. Если учесть, что в нее вошли все предыдущие руководства, которыми сопровождался пакет электронной почты для MS-DOS (а с выхода первой версии руководства прошло почти пять лет), нашим провайдерам предстоит очень большой объем работы.

Однако, организуя учебные центры, провайдер рискует потерять мобильность, поэтому обучением могут заняться самостоятельные фирмы, которые заключали бы специальные соглашения с провайдером. Собственно, так и поступают все иностранные компьютерные фирмы в России.

Несколько замечаний напоследок

Завершая обзор общих затрат, хочется еще раз обратить внимание читателей на основные моменты. Прежде чем заключить договор, следует убедиться в возможности надежного соединения по каналу связи с использованием выбранного пользователем протокола передачи данных и оценить стоимость этого соединения. Надо также выяснить, входит ли в установку и настройку программного обеспечения и аппаратуры гарантия работы такого соединения, иными словами, будут ли специалисты провайдера добиваться надежного соединения при установке программного обеспечения и проведении тестовых сеансов связи. Второй немаловажный момент - это цена перенастройки оборудования. Как ни парадоксально, но по собственному опыту могу сказать, что качество связи в Москве зависит от очень многих факторов и может меняться как погода, а иногда вообще находится в прямой зависимости от погодных условий (я уж не говорю о возрасте наших АТС). В результате таких изменений устойчиво работающий канал может начать сбоить, и в этом случае придется вызвать специалиста.


Павел Храмцов - руководитель группы РНЦ "Курчатовский институт". С ним можно связаться по телефону: (095) 196-9124 или по электронной почте: paul@kiae.su