По их предположениям, краденые компоненты вполне могут использоваться в каждом третьем компьютере из тех, которые имеются в продаже. Проблема сейчас стоит настолько остро, что производители аппаратного обеспечения начали создавать International Electronic Security Group (IESG), организацию, призванную остановить поток преступлений, связанных с кражей компонентов.

Пять лет назад на компьютерные преступления отваживались только некоторые нечистые на руку сотрудники. Они воровали компоненты и продавали их столь же необремененным совестью дилерам. А сегодня организованные преступные шайки принимают участие в вооруженных ограблениях фабрик и распределительных складов, и берут в заложники сотрудников, для того, чтобы заполучить дисководы, микропроцессоры и модули Single Inline Memory Modules (SIMM).

По сведениям ФБР, вооруженные ограбления в Кремниевой Долине происходят каждые четыре дня. "Если бы у нас каждые четыре дня грабили банк, то подразделения морской пехоты давно бы уже оцепили опасный район",- сказал Джон О"Лоуглин, директор по корпоративной безопасности компании Sun.

По свидетельствам полиции, в местах расположения основных производителей компьютеров в Европе - Ирландии и Шотландии, - вооруженные ограбления также не редкость.

За последний год в Ирландии нападениям подверглись и AST Research, и Intel. Совсем недавно в г. Дандалк (Ирландия) был совершен налет на контейнер компании Quantum и украдены дисководы общей стоимостью 4 млн. долл. Некоторые из дисководов этой партии на следующий же день были обнаружены в Амстердаме, а четыре дня спустя - в Сан-Франциско. Представители ФБР считают, что это было заказное ограбление.

По мнению наблюдателей отрасли, нынешнее обострение ситуации обусловлено тем, что в махинациях замешаны производители комплексного оборудования. "Существовало своего рода неписаное правило - не задавать никаких вопросов, - признал О"Лоуглин. - Если производители компьютеров занялись бы выяснением координат изготовителя микропроцессоров или SIMM, им бы пришлось добывать компоненты в другом месте".

Основным местом сбыта краденых компонентов является черный рынок. Стоимость аппаратных новинок там обычно выше той стоимости, которую просят за них производители, а цены на компоненты на рынке иногда бывают значительно ниже цены, назначенной их разработчиками.

Например, на черном рынке цена на процессор Intel Pentium/133 МГц постепенно дойдет до 190 долл., на Pentium/166 МГц - до 380 долл., а на Pentium/200 МГц - до 600. Модули памяти тоже продаются на черном рынке. Стоимость 1X32 SIMM составит от 20 до 22 долл., а на 4X32 SIMM - 87-93 долл. Большинство компонентов, продаваемых на черном рынке, являются оригинальными, но, по сведениям представителей ФБР, немало и подделок.

Ричард Бернес, инспектор отдела высоких технологий ФБР в Сан-Франциско, назвал рынок компонентов "серым рынком", поскольку краденые компоненты сокращают количество легитимных продуктов, подобно тому, как суррогат снижает объем продаж натуральных наркотиков. "Между двумя этими видами криминального бизнеса слишком много общего, - заметил Бернес. - Микропроцессоры играют роль валюты, они измеряются в унциях, причем унция компонентов стоит дороже, чем унция золота или кокаина".

Этот рынок существует за счет того, что поставщики систем иногда получают от производителей компоненты сверх заказа, которые и "сбрасываются" на черный рынок. А дилеры затем пытаются продать эти компоненты системным производителям, недооценившим свои потребности. Дилеры микропроцессоров в возникновении черного рынка в первую очередь винят производителей.

"Intel выполняет заказ на микропроцессоры в течение 90 дней, - сообщил Джо Джонович, президент компании Inventory Management Systems, которая занимается продажей микропроцессоров, - а в этом бизнесе такой долгий срок просто недопустим".

В свою очередь представитель Intel Europe заявляет, что ни одна компания не сделала больше для борьбы с компьютерными преступлениями.

"В настоящее время мы проставляем уникальные серийные номера на всех наших процессорах, чтобы можно было проследить их путь", - подчеркнул Майкл Селливан из Intel.

Такие компании как IMS покупают излишки микропроцессоров и продают их третьей компании (часто ведущему системному производителю), которая испытывает недостаток в процессорах.

В этом-то все и дело. Наряду с дилерами, репутация которых не вызывает сомнений, скажем, такими как IMS, встречаются и пользующиеся дурной славой дельцы, которые скупают компоненты по сходной цене.

"Существует слишком много "невидимых" дилеров. - сказал Бернес. - Последний из них в преступной цепочке может быть вполне легитимным. Но что можно сказать об остальных десяти, с которыми он до этого имел дело?"

"Наши поставщики полагаются на конфиденциальность. Многие из них - крупные производители комплексного оборудования. Их акционеры были бы недовольны, узнав о том, что сотрудничающие с ними поставщики покупают процессоры у Intel и затем продают их со скидкой", - пояснил Джонович.

Каждый производитель время от времени так или иначе провоцирует "выбрасывание" продукта. Даже IBM подтвердила, что имелись случаи повторного заказа, и что она производила слишком много продукции для собственных нужд. "Но у нас совсем другая ситуация, - сказал Тревор Литтлкот, менеджер по безопасности в английском филиале IBM. - Мы работаем с огромным количеством производителей, поэтому даже если переоценим наши потребности в Европе, то обязательно окажется, что недооценили их в США и в Азии".

"Краденые компоненты в конце концов могут оказаться в любых компьютерах, даже в тех, которые поставляются ведущими OEM, - сказал Бернес. - Проблема в том, что невозможно отследить путь большинства краденных компонентов, поэтому нельзя узнать, покупаете ли вы краденое".

Представители ФБР считают, что большинство краж компонентов в США осуществляется азиатскими криминальными организациями, действующими в районе Бискайского залива. В феврале в Сан-Франциско ФБР провела операцию "Operation West Chip" и арестовала нескольких членов вьетнамской преступной группировки. "Азиатские банды опасны тем, что они становятся международными, - сказал О"Лоуглин. - Компоненты, украденые в Кремниевой Долине, через пару дней могут всплыть в Тайбее или Гонконге".

По мнению наблюдателей, Тайвань и Гонконг - идеальные места сбыта для краденых компонентов, поскольку там существуют тысячи мелких компаний, занимающихся сборкой ПК. Они-то и являются основными покупателями на рынке.

На Тайване компьютерные компоненты продаются на Компьютерном Рынке Кванг Хава (Kwang Hawa Computer Bazaar) в Тайбее. Торговцы не скрывают, что не все товары, имеющиеся в продаже, куплены легальным способом. Впрочем, тайваньские криминальные организации создают другие, более серьезные проблемы, как для отрасли, так и для полиции.

"Многие микропроцессоры имеют более высокую скорость, чем указана на маркировке, - сказал Кевин Карсон, директор по поставкам компании Apricot Computers, подразделения персональных компьютеров японской компании Mitsubishi Electric. - Так, много процессоров из Азии перемаркированы".

На прошлой неделе представители компании Cyrix обнаружили, что их процессоры 5X86 и 6X86 продаются по заниженной цене на Компьютерном Рынке Кванг Хава. Машины были перемаркированы под процессоры IBM.

По мнению О"Лоуглина, если творятся такие безобразия как перемаркировка процессоров или происходят кражи, то отрасль однозначно должна подвергнуться реорганизации, чтобы хоть как-то остановить нелегальную торговлю. "Нужны решительные меры, - сказал О"Лоуглин. - Если мы не объединимся, не надавим на правительство и не наладим контроль за работой некоторых дилеров, мы будем не только терять деньги, но и подвергать опасности жизни своих сотрудников".


"Отмывка" краденых компонентов

В прошлом году по обеим сторонам Атлантики число ограблений различных компаний возросло, в результате чего было похищено немалое количество компьютерных компонентов. По оценкам сотрудников из Скотланд Ярда, за прошлый год компьютерные преступления, с учетом расходов, связанных с потерей данных и простоем, обошлись бизнесу Великобритании в 1,54 млрд. долл.

По словам представителей полиции США и Великобритании, краденые компоненты часто "отмываются" через печатные издания, в которых размещаются объявления о торговле компьютерами и их компонентами.

"Дело не только в том, что они продают товар через прессу, - сказал представитель Скотланд Ярда. - Они пользуются газетной информацией также для поиска новых соучастников и жертв".

Раньше преступники потрошили компьютеры и крали микропроцессоры. Когда в мире сложился дефицит модулей памяти (SIMM), воры переключились на эти модули.

Однако стоимость модулей быстро падает. За последний год цены снизились на 60 %. В прошлом году SIMM на 4 Мбайт продавался на черном рынке примерно за 130 долл. В этом году модули будут стоить около 45 долл.

"Сами мошенники считают, что из-за падения цен этот бизнес будет представлять интерес для них еще месяцев пять-шесть, - сказал представитель отдела опасных преступлений со Скотланд Ярда. - Они планируют вернуться к махинациям, связанным с кражей предметов антиквариата".

Аналитики утверждают, что падение цен также скажется на существовании черного рынка. Когда цены меняются, производители компьютеров склоняются к покупке компонентов на черном рынке, поскольку там им удается добиться самых низких расценок.

Британская полиция уверена, что многие украденные SIMM предназначены для мелких компьютерных дилеров и черного рынка.

Представители сообщества американских дилеров обвиняют своих коллег в том, что те размещают рекламные объявления в конце известных электронных публикаций, скрывая краденые товары, и в качестве примера приводят текст подобного объявления:"Покупаем SIMM за наличный расчет".

В Великобритании незаконная биржевая цена на модули памяти составляет около 7,5 долл. за мегабайт. Поэтому модуль SIMM емкостью 4 Мбайт будет стоить около 30 долл. Краденые модули памяти часто продаются через объявления в лондонской газете, с ироническим названием LOOT ("Награбленное").

По данным полиции, на краденых SIMM уничтожаются все идентифицирующие знаки, после чего они нелегально продаются компьютерным реселлерам или другим компьютерным дилерам. Зачастую эти компоненты возвращаются на черный рынок и опять продаются на легальном рынке.

"В недавнем прошлом определить, использовались ли уже ранее эти SIMM, было легко, поскольку зачастую имелись легкие царапины на разъемах, - сказал Марк Лизем, директор Kingston, компании, производящей модули памяти. - Но сейчас можно скрыть повреждения при помощи бесцветного лака для ногтей".

Существует много других каналов сбыта модулей памяти и компьютерных компонентов, в том числе уличные рынки, такие как Cligan Court в северной части Парижа, Brick Lane в восточном Лондоне и The Barrowlands Ballroom в Глазго (Шотландия).

Сотрудники IDG News Service, в попытках приобрести процессор, обращались к дилерам на Brick Lane и Cligan Court. В Лондоне процессор Pentium/66 МГц продавался примерно за 50 долл., а в Париже AMD 486 стоил всего 20 долл.

Однако торговцы часто сами не знают, что у них есть, и выставляют товар по предположительной цене. На вопросы, откуда поступает их товар, торговцы отвечать отказывались.

"Даже если эти люди однозначно продают краденые компоненты, вы не можете уличить их, - сказал представитель Скотланд Ярда. - Невозможно отследить путь, пройденный компонентами, поскольку неизвестно откуда они появились. Преступление по английским законам только тогда является преступлением, когда есть пострадавший".

- Нэйл Маккей

Полиция Тайваня обнаружила поддельные процессоры Pentium

В результате двух независимых рейдов, проведенных сотрудниками тайваньской полиции, была выявлена организация, занимающаяся производством и распространением пиратских CD-дисков, а чуть позже - фабрика, специализирующаяся на перемаркировке процессоров Pentium младшего класса компании Intel на более мощные модели.

Полиция конфисковала более 24000 так называемых Debuite, или Big Tonic - CD-дисков местного производства, содержащих огромное количество наименований программного обеспечения. Это самая большая партия такого рода дисков, конфискованная на сегодняшний день в Тайване во время рейдов, проведенных в середине июня в Тайпее и Тайчунге.

Как заявили сотрудники городской полиции Тайпея, арестованные оказались высококвалифицированными мошенниками, специализирующимися на перемаркировке процессоров Pentium.

"Эти парни - профессионалы. Распознать поддельные Pentium-процессоры смогли только эксперты", - подтвердил представитель тайваньского отделения компании Intel.

Мошенники импортировали дешевые процессоры Pentium, которые маркировались как более дорогие, имеющие более высокую скорость модели, а затем заново экспортировались в другие страны Азии.

- Терхо Уимонен

Помоги себе сам

Отраслевая группа борется с кражами компонентов

Производители аппаратного обеспечения намерены к концу сентября организовать специальную группу, целью которой является борьба с кражами компонентов и оказание давления на правоохранительные органы всего мира с целью привлечь их внимание к решению этой проблемы.

В работе этой организации, получившей название International Electronic Security Group (IESG), активное участие будут принимать руководители служб безопасности компаний-производителей аппаратного обеспечения, таких как Sun Microsystems, IBM и Apple Computer, производителей дисководов, среди которых Seagate Technology и Quantum, и компаний, выпускающих процессоры, в частности Intel, Motorola, Advanced Micro Devices, Texas Instruments и Digital Equipment.

IESG, которая станет членом American Electronics Association (AEA), планирует реализовать программы, которые будут препятствовать торговле крадеными компонентами. В частности, они могут включать в себя сертификационную программу для дилеров, продающих микропроцессоры и микросхемы памяти, в соответствии с которой дилеры были бы обязаны сообщать подробную информацию о месте приобретения компонентов.

"Это было бы хорошим началом, и позволит постепенно отказаться от работы с дилерами, сообщающими о неблаговидных источниках продаваемых компонентов", - сказал Джо Джонович, президент компании Inventory Management Systems, которая занимается продажей микропроцессоров.

В первую очередь IESG поручила компании Rand провести всестороннее изучение природы и масштабов преступлений, связанных с кражей компонентов.

"Мы выделили полмиллиона долларов на финансирование исследований компании Rand, - сказал Джо О"Лоунглин, директор по корпоративной безопасности компании Sun Microsystems и председатель IESG. - Очевидно, что пока мы не найдем способ количественно определять задачу, у нас будут связаны руки".

По оценкам ФБР, потери компаний от кражи компонентов достигли 8 млрд. долл. В США, например, одна только страховая компания Chubb выплатила в прошлом году более 20 млн. долл. в качестве компенсации убытков, связанных с этим видом преступлений. По сведениям представителей британской полиции, ущерб от кражи компонентов в Великобритании за тот же период составил 1,54 млн. долл.

- Нэйл Маккей