Обычно в нашей рубрике все услуги сети классифицировались с точки зрения информационных ресурсов, но сегодня мы нарушили эту традицию, и акцент будет сделан на прайс-листы провайдеров. При этом постараемся отсортировать услуги по типу сервиса и привести их к некоторому общему виду для проведения максимально корректного сравнения.

В конце прошлого года число фирм, предоставляющих услуги доступа к информационным ресурсам Internet, в нашей стране едва превышало десяток.

При этом спектр услуг был достаточно однотипным (электронная почта, терминал и, как исключение, IP). Объявленный SovamTeleport проект "Россия-Он-Лайн" вызвал широкий резонанс - по сути впервые было заявлено о создании настоящей информационной службы: построенной на основе технологии IP. Прошло всего полгода, и ситуация в корне изменилась. По всей стране стали появляться информационные центры, предлагающие практически полный спектр услуг по информационному обслуживанию пользователей и подключению в различных режимах к сети Internet.

Прежде всего рассмотрим реально предлагаемые технологии подключения и обслуживания. Это даст более отчетливое представление о том, что стоит за строками прайс-листов и на что пользователи могут рассчитывать.

Виды сервиса и схемы подключения

Попробуем классифицировать схемы подключения и типы сервиса с точки зрения различных типов пользователей, протоколов взаимодействия и технических средств подключения. Представить такую классификацию можно в виде таблицы.

Конечно, никакая классификация не может дать полного представления о всем спектре услуг, но такая задача и не ставится - главное получить структуру интересующей предметной области, и потом заполнять клеточки этой структуры. Отчасти данная схема говорит о том, что речь идет об Internet-провайдерах, а не об IP-провайдерах, так как круг предоставляемых услуг гораздо шире простого подключения и маршрутизации по протоколу IP.

Рассмотрим основные схемы подключения пользователей к Internet-провайдерам. Начнем с индивидуальных пользователей.

Подключение индивидуальных пользователей

В общем виде схема подключения индивидуального пользователя выглядит следующим образом. На обоих концах коммутируемого канала ставятся модемы. Скорость обмена данными определяется качеством канала и характеристиками модема. Можно использовать и другие линии связи, но индивидуальные пользователи в 99 случаях из ста используют обычный телефон. Аренда телефонных номеров модемного пула осуществляется провайдером.

Индивидуальный пользователь обычно дозванивается на модемный пул провайдера, который в зависимости от числа пользователей и имеющихся у них ресурсов управляется либо персональным компьютером, либо маршрутизатором. Типовое решение для узла провайдера можно найти на домашней странице Relcom-Alpha (http://www.dtk.net.kiae.su).

Пользователь на своем конце имеет только ПК и (в зависимости от типа протокола) либо ПО UUCP, либо стек TCP/IP c прикладными программами, или же вообще ничего, если доступ осуществляется в режиме удаленного терминала. В последнем случае можно дозвониться при помощи любой коммуникационной программы, например TERM95 из коллекции Norton Commander. Единственная проблема, которую приходится при этом решать, - проблема кодировки. До последнего времени основной транспортной кодировкой оставалась кодировка koi-8, но мне уже приходилось получать почту и в кодировках Windows и ISO. И если в Web практически все провайдеры перешли к дублированию или перекодировке "на лету", то с почтой все еще приходится бороться самостоятельно. Тем не менее лучше работать в koi-8 и использовать пакеты провайдера. Хотя бывают и здесь проколы. В Астрахани, например, можно вместо коммерческой версии почтовой программы D-mail получить демо-версию, которая через некоторое время сломается.

Считается, что UUCP лучше подходит для работы по плохим линиям связи и для режимов обмена электронной почтой. При этом многие провайдеры не учитывают время соединения по протоколу UUCP, полагая, что оно невелико и практически полностью используется для передачи данных без простоя. Однако при современных средствах связи и ПО такое суждение кажется несколько архаичным. Современные стеки TCP/IP можно настроить таким образом, что дозвон будет осуществляться только по требованию приложения на момент передачи информации. Тем самым можно существенно сократить простои, а для электронной почты это время будет просто равно времени взаимодействия по UUCP. Кроме того, все большую популярность у наших зарубежных коллег получают attachments - закодированные в Latin 1 (US ASCII) двоичные файлы. Это довольно большие послания, которые при пересылке требуют много времени, а платить, как правило, приходится и за приходящий трафик тоже.

Режим удаленного терминала - это полноценный доступ к ресурсам Internet. Единственным его недостатком является то, что вся информация получается пользователем в алфавитно-цифровом режиме. Ряд возможностей этого метода вообще не применяется отечественными провайдерами - например специальное программное обеспечение доступа с компьютера пользователя к ресурсам WWW.

Но, конечно, самым полным из всех способов подключения является доступ по TCP/IP. Здесь возможно подключение либо по SLIP, либо по PPP. Провайдеры больше любят PPP, который дает возможность контроля за процессом установки соединения, раздачи IP-адресов по DHCP и аутентификации. Управлять этими параметрами на порте Cisco довольно легко, чего не скажешь о пользовательском конце соединения. Допустим, TCP/IP стек Trumpet Winsock дает возможность использовать PPP, но параметров, которыми можно управлять, там явно не хватает. Довольно трудно протрассировать процесс соединения, что крайне важно на медленных линиях. Гораздо проще это получается во FreeBSD при использовании "демона" pppd. Тем не менее в большинстве случаев PPP работает очень надежно.

Как правило, существует три типа ресурсов, которые доступны индивидуальному пользователю. Это локальные ресурсы провайдера, ресурсы сети или региона. Например, региональный провайдер сети "Релком" предоставляет доступ к ресурсам московских узлов и к ресурсам всего Internet. Все сказанное относится к любому из протоколов доступа. Разница лишь в способах контроля и ограничения прав доступа, которые носят чисто административный характер. Например, для подключения по протоколам TCP/IP маршрутизация пакетов присутствует всегда, но тарифы на пересылку почты в рамках ответственности провайдера, сети или Internet - различны.

Коллективные пользователи

Другое дело коллективный пользователь - бюджетные организации и коммерческие фирмы. Общая схема подключения к Сети здесь выглядит несколько иначе.

В качестве линии связи могут использоваться обычные телефонные каналы, выделенные телефонные линии, каналы системы Искра-2, наземные оптические линии связи и спутниковые каналы связи. При этом аренда канала связи обычно осуществляется пользователем, как и оплата оконечного оборудования связи. Кроме того, пользователь еще арендует и порт на маршрутизаторе провайдера. Стоимость этой аренды зависит от скорости обмена и типа порта.

Вообще-то, наличие локальной IP-сети необязательно. Так, в самом начале зарождения сети Relcom, когда еще ни о каком TCP/IP и речи не было, поддержка групповых пользователей уже осуществлялась. Программные средства UUPC и BML для персональных компьютеров позволяли организовать иерархию почтовых ящиков для многих пользователей и специальный ящик администратора.

Конечно, несколько странно рассматривать ПК 286 с MS-DOS в качестве системы коллективного пользования, но так было, а во многих случаях и сегодня имеет место быть.

Есть и более интересные организационные реликты времен коллективного использования вычислительных ресурсов и пакетной обработки заданий. Когда речь идет о доступе к ресурсам Internet, обычно предполагается, что пользователь непосредственно работает с ними со своего компьютера. В ряде случаев коллективные пользователи создают специальные компьютерные классы, из которых сотрудники получают доступ к ресурсам сети, но организация услуги такого сорта средствами самого провайдера - явление редкое. Тем не менее в Симбирске эта услуга оказывается компанией MVC, что следует из специального раздела прейскуранта: тарифы на базовые услуги пункта коллективного пользования ТТС. В этом прейскуранте предусмотрен набор текста в файл, распечатка текста письма, копирование письма на дискету пользователя. Создается впечатление, что существует специальная служба, при которой пользователь реально не имеет доступа к компьютеру и общается только с оператором. Следует признать, что такая форма обслуживания в ряде случаев имеет право на существование и может быть выходом для пользователей, которые никогда не пользовались компьютером, но нуждаются в оперативном почтовом обслуживании.

Но все же самое интересное при обслуживании коллективных пользователей - это взаимодействие локальной сети пользователя и сети провайдера. Мы намеренно опускаем взаимодействие пользователей и провайдеров по протоколам, отличающимся от семейства TCP/IP, хотя такие формы доступа к ресурсам Internet и практикуются (например РоСпринт или SovamTeleport) и даже закладываются в качестве одного из базовых способов подключения в проект "Деловая сеть России" (ФАПСИ, ИНФОТЕЛ и AO Relcom). Но при IP-подключении возможны различные варианты.

Самый органичный вариант - это, когда локальные сети пользователя и провайдера - IP-сети. В этом случае пользователь должен иметь адрес в сети провайдера для своего шлюза и свою IP-сеть. Обычно это сеть класса C. Например, как показано на схеме 3.

Обычно номер локальной сети получают у своего провайдера. При изменении провайдера иногда номер остается у пользователя, но чаще возвращается провайдеру, как это делается, например, в Demos или в GlasNet. При этом одни провайдеры выдают эти сети бесплатно (Demos, AO Relcom), а некоторые за дополнительную плату (узел Sable в Красноярске).

После получения сети и подключения к провайдеру следует позаботиться о маршрутизации. Так, например, в компании МАРК-ИТТ (Ижевск) существует понятие "доступности". Есть доступность в пределах сети МАРК-ИТТ и подключение без ограничения доступности. Собственно говоря, имеются технические возможности для ограничения маршрутизации сообщений из/в локальную сеть пользователя путем соответствующих настроек маршрутизаторов, чем пользуются некоторые провайдеры.

Кроме маршрутизации необходимо позаботиться и о доменной адресации. В принципе можно переложить заботы о назначении доменных имен на плечи провайдера, но можно получить и свою зону. В этом случае надо зарегистрировать у провайдера прямую и обратную зоны для своей сети. Провайдеры предлагают также поддержку вторичных серверов для зон пользователей. Какие здесь могут быть причины, способные подвигнуть пользователя на регистрацию и размещение вторичных серверов NDS. Во-первых, неполадки со своим собственным сервером, а во-вторых, время разрешения запроса на IP-адрес по доменному имени. Регистрация обратных зон нужна хотя бы для того, чтобы нормально работать со всеми серверами FTP, например для установки ПО FreeBSD с сервера АО Relcom.


Павел Храмцов - руководитель группы РНЦ "Курчатовский Институт". С ним можно связаться по электронной почте: paul@kiae.su