Специалисты Blue Cross/Blue Shield начали присматриваться к этим СУБД четыре или пять лет назад. А сегодня многомерная база данных является неотъемлемой частью критически важных бизнес-приложений компании.

Примеру этой страховой компании последовали и другие. По словам Брайана Мэрфи, аналитика The Yankee Group, инвестиции в продукты многомерных баз данных ежегодно увеличиваются на 30% - другими словами, этот рынок растет вдвое быстрее, чем рынок реляционных СУБД.

"Если вы работаете с большими объемами данных и хотите представлять их различными способами, то в реляционных СУБД придется иметь дело с массой таблиц, весьма замысловатым образом соединенных между собой, - сказал Майк Дэниелс, консультант по прикладным информационным системам из Blue Cross/Blue Shield. - Если в вашей базе данных тысячи записей и десятки соединенных между собой таблиц, доступ к данным будет происходить очень медленно".

"Если же структура данных многомерна, то вы можете зайти с нужной стороны и отобрать ту информацию, которая вас интересует, - добавил он. - Не менее существенно и то, что вы можете отображать нужные данные, не перепрыгивая с место на место".

Реляционные базы данных хранят информацию в двумерных таблицах; каждый элемент данных имеет две "координаты": строка (запись) и столбец (атрибут). В многомерных базах данных возможностей для структуризации информации гораздо больше; буквально каждый бит может быть описан (или "концептуализирован") сразу несколькими способами. Один и тот же счет может восприниматься как обоснование платежа для Отдела A, описание затрат для Отдела B и свидетельство передвижения материальных ценностей для Отдела C. В целом, многомерные СУБД обеспечивают более удобные и быстрые средства для доступа и анализа данных.

Многие компании используют многомерные базы данных, но при этом вовсе не собираются отказываться от реляционных. Как считает Херб Эдельштейн, президент аналитической фирмы Two Crows, реляционные СУБД по-прежнему сохраняют значительное превосходство над многомерными, рынок которых только-только начинает складываться.

По словам Эдельштейна, рынок реляционных баз данных можно оценить в 2,5-4 млрд. долл., в то время как многомерные базы данных с трудом наберут 150 млн. долл. "Нельзя сказать, что этот новый рынок так уж быстро растет, поэтому производители реляционных СУБД пока могут не волноваться", - заметил он.

А вот согласно исследованию The Yankee Group, в прошедшем году пользователи вложили в многомерные базы данных 190 млн. долл., причем в основном в продукты для Unix. В документе дается прогноз, что эта сумма дойдет до 260 млн. долл. в текущем году и до 650 - в 2000-м. Следует отметить, что в анализе The Yankee Group не учитывались предназначенные для настольных систем программные продукты начального уровня типа PowerPlay компании Cognos, а также аналитические инструменты, надстроенные над "классическими" реляционными СУБД.