С 9 по 20 июня по маршруту Москва - Самара - Набережные Челны - Екатеринбург - Новосибирск - Томск - Москва промчался "Восточный Экспресс". Так был назван бизнес-тур, организованный компанией CPS, одним из крупнейших российских дистрибьюторов программного обеспечения. В мероприятии также приняли участие российские представительства компаний Borland, IBM, Lotus, Symantec, а также журналисты ряда московских компьютерных изданий. Директор CPS Сергей Фенев вел круглые столы, посвященные рынку отечественного ПО; представители зарубежных компаний рассказывали о своих продуктах и технологиях, а журналисты старались поближе познакомить слушателей со своими изданиями.

Самара

В Самаре "Восточный Экспресс" принимало АО "Ризотек", фирма, которая, как и CPS, занимается исключительно распространением лицензионного программного обеспечения. На презентации было около сотни слушателей, местное телевидение и пресса. Здесь же проходила выставка достижений самарских компьютерных фирм, в основном занимающихся поставками компьютерного оборудования и оргтехники, в том числе и известных производителей (среди которых наиболее популярна компания Hewlett-Packard). Программным обеспечением кроме "Ризотека" занимается компания "Дельта Информ" - региональный сервисный центр по установке и поддержке базы данных по законодательству "КонсультантПлюс". Местные фирмы, производящие программные продукты, мало известны (вспомнили, что одна фирма выпустила электронный телефонный справочник и "Ризотек" продал порядка 500 экземпляров). Аудитория устала довольно быстро, и после обеда недосчитались приблизительно половины слушателей, а на "круглый стол" вообще мало кто остался. Там, впрочем, прозвучали вещи, всем давно известные, в частности о том, что очень скромные объемы продаж лицензионного программного обеспечения имеют вполне реальное обоснование - в Самаре средняя зарплата - около 450 тысяч рублей, а цены на ПО практически московские. Однако программное обеспечение плохо, но продается. У "Ризотека" за год было куплено более ста "Лексиконов" и вышеупомянутые телефонные справочники. Нелицензионное программное обеспечение поступает в основном с московского Митинского рынка или других подобных мест. Кто-то из зрителей поинтересовался, как можно продать собственную программу? Но на вопрос хозяев: "Сколько вы сами купили лицензионных программ?" ответом было молчание. "Так чего же вы хотите - сами чужие программы не покупаете, а хотите, чтобы вашу брали", - подытожил Сергей Ганелин, директор "Ризотека". Организаторы и участники назвали "Экспресс" делом важным и нужным для популяризации компьютерных технологий и привлечения внимания к событиям, происходящим в компьютерном мире Самары. Тем более, что собственной компьютерной прессы в городе пока нет.

Набережные Челны

В Набережных Челнах мероприятия "Экспресса" были частью серии семинаров и презентаций, проводившихся 10 - 11 июня компанией "Форт-Диалог". Слушатели все время пребывали в движении - приходили, уходили по своим делам, снова возвращались. По окончании презентаций наиболее заинтересованные слушатели отводили докладчиков в уголок и там выясняли у них все, что хотели. Поэтому были моменты, когда заметная часть зала с увлечением рассматривала на портативных компьютерах материалы предыдущей презентации. Участникам тура после окончания выступлений пришлось задержаться, чтобы обсудить со зрителями разнообразные вопросы. Сергей Рудницкий, председатель местного компьютерного клуба, заметил, что у 80% хакеров Набережных Челнов на компьютерах стоит OS/2. Еще он очень сокрушался по поводу некоторой нехватки компьютерной прессы, а также оперативной и справочной информации и рассказал, как в компьютерном клубе боролись с информационным голодом (собирали базы данных, готовили собственные материалы). Вообще, на компьютерную литературу спрос большой ("Форт-Диалогом" налажены связи с издательствами в Москве), но спрос этот в полном объеме не удовлетворяется. Лицензионное же программное обеспечение покупается все еще очень редко. Не лучше обстоят дела с оказанием консалтинговых услуг. Пользователь не привык платить за консалтинг, и такие услуги обычно оказываются бесплатно.

Екатеринбург

В Екатеринбурге "Экспресс" встречала компания "Корус Акс". Слушателей было не очень много, наибольший интерес вызвал семинар по Delphi. Проявила интерес и местная пресса - присутствовал корреспондент из "КомпьютерМэна", приложения к газете "Комсомольская правда - Урал", единственного екатеринбуржского специального компьютерного издания. На "круглый стол" остались только самые стойкие слушатели, зато среди них было несколько представителей крупных предприятий. Мероприятие протекало вяло, все "спали", пока не было произнесено магическое слово - "бухгалтерские программы". Как практически во всех городах, когда заходила речь о продукции "1С", представители крупных и средних предприятий просили назвать им наиболее совершенные продукты. В Екатеринбурге директор "Корус Акс" Борис Шиманович поумерил их жажду знаний предложением заказать индивидуальный проект, да еще желательно со сменой структуры предприятия, и назвал стоимость такого решения - несколько сотен тысяч долларов.

Рынок лицензионного программного обеспечения страдает от наплыва китайских компакт-дисков с ПО. Бороться с ними тяжело и, по мнению Шимановича, считающего, что пираты готовят фундамент для рынка будущего, не имеет особого смысла.

В городе активно развиваются службы доступа в Internet. Причем цены таковы, что Internet-отделы у большинства провайдеров планово убыточны, но зато, как выразился сотрудник одной из этих компаний, "это морковка, которая висит перед заказчиком".

Новосибирск

В Новосибирске организатором выступала фирма "Контакт". Слушателей было чуть более двадцати человек, интересовались происходящим в зале не очень активно. Однако когда Николай Смирнов вместо перерыва на обед решил рассказать о OS/2, некоторые слушатели тоже пожертвовали сим приятным времяпровождением. Но от Новосибирска все, безусловно, ожидали большего, ведь в одном только знаменитом Академгородке живет 160 тысяч человек, в городе множество НИИ и ВУЗов. Компьютерные фирмы в основном продают аппаратное обеспечение, компаний, занимающихся системной интеграцией, мало. Наиболее интересующие слушателей темы - Internet, Web-технологии, продвижение беспроводных локальных сетей, радиомодемы, выделенные каналы связи.

С программным обеспечением так же, как и везде - воруют. Правда, несмотря на все трудности со сбытом ПО, есть компании, занимающиеся практически только им. Правда, это компании небольшие, но сам факт их существования вдохновляет.

Томск

В Томске мероприятия собрали самую большую аудиторию за все время проведения тура - около 250 человек. Зрители были очень активные, живо интересовались программным обеспечением и докладами, особенно посвященными OS/2 и Delphi, возможностью приобрести книги и программное обеспечение. Организатор, томская фирма "Комплекс Про", при подготовке к презентациям предприняла определенные шаги для привлечения аудитории, например: впервые в истории города приглашения были разосланы всем 513 адресатам сети "Релком", несколько автобусов довозили желающих со всех концов города к месту проведения семинаров. "Компьютерной столицей Сибири" можно скорее назвать Томск, чем Новосибирск. В городе регулярно проходят крупные семинары или выставки, посещаемость каждый раз очень высокая. При населении в 450 тысяч человек здесь насчитывается, как минимум, шесть крупных фирм, занимающихся системной интеграцией. Кроме этого, практически все местные компании активно ведут борьбу на рынке оборудования для малых офисов и для дома (SoHo), его доля в обороте достигает 50%. Рынок SoHo способствует стабилизации положения компьютерных компаний в условиях уменьшения спроса со стороны корпоративных заказчиков - сказывается отсутствие бюджетных средств, которые сейчас либо не доходят до государственных предприятий, либо тратятся на выплату задолженности по зарплате.

Быстро развивается сектор услуг, связанный с доступом в Internet. Из разговоров с представителями местных компаний создавалось впечатление, что у каждой из них есть план развертывания в Томске сети Internet. У одних этот проект более проработан, у других - менее; кто-то еще только строит планы, а некоторые уже начали их осуществлять.

А вот с лицензионным программным обеспечением обыкновенная картина: несмотря на утверждения, что в этом полугодии наметились некоторые сдвиги, при текущих объемах продаж это вполне может оказаться флуктуацией.

Общие впечатления

Компьютерные рынки различных регионов находятся на разных стадиях развития, однако уже выявились некоторые общие закономерности.

Фирмы постепенно научились торговать не только дешевыми компьютерами, но и техникой ведущих производителей, сетевыми решениями, а вот рынок ПО все еще пребывает в неразвитом состоянии. Чего, однако, нельзя сказать о рынке сетевых решений, в том числе и радиосетей. Достаточно быстро развивается и Internet.

Рынок малого и домашнего офиса в регионах уже прошел процесс становления и теперь на нем идет активная конкурентная борьба, объемы продаж продолжают расти. Рынок очень динамичен, разница в цене, составляющая десять долларов, может привести к ощутимому изменению объема продаж; практически везде есть дилеры крупных московских фирм, специализирующихся на этом секторе. Так что во всех городах цены очень похожи, и разброс, таким образом, минимален. И уже невозможно понять, действительно ли разница в цене вызвана наличием неоптимальных каналов доставки комплектующих, повышенной нормой прибыли, или же она объясняется тем, что на компьютере просто стоят мониторы от другой фирмы.

Слушателей более всего интересовали доклады по OS/2 и Delphi. По OS/2 интерес, с одной стороны, вызван быстрым выпуском следующей версии операционной системы - Merlin, а с другой - появлением новых версий Warp Server. Система разработки Delphi предоставляет возможность писать заказные модули к Delphi и представляет собой мощное средство быстрой разработки приложений. Из отечественного программного обеспечения внимание аудитории привлекли в основном бухгалтерские системы и системы делопроизводства - имеющиеся в продаже программы не полностью удовлетвлетворяют пользователей. Компаний, производящих бухгалтерские программы, довольно много, и, быть может, это единственная область рынка ПО, где лицензионно приобретенное программное обеспечение составляет заметную долю.

Впечатления участников

Тур завершился. Регионы познакомились с некоторыми достижениями компьютерной мысли, московские компании и представительства компаний западных - с условиями работы в регионах. Как сказал Александр Сергеев, директор демоцентра клиент/серверных технологий Borland, "одно дело - переписываться по почте, а совсем другое - пожать друг другу руки".


Что же касается оценки тура его участниками, то здесь лучше слово предоставить им самим. Их попросили ответить на следующие вопросы:

  1. Изменилось ли после окончания тура ваше мнение о регионах ?
  2. Что именно, по-вашему, дал тур региональным фирмам?
  3. Цели, которые вы преследовали, принимая участие в этом мероприятии, и ваша оценка тура?

Анжелика Протас, менеджер по маркетингу фирмы CPS


1. Да, конечно, изменились. Во-первых, мы ближе познакомились с работой региональных дилеров на местах. Во-вторых, в каждом регионе свой рынок, свой подход к работе. Все дилеры очень разные. Но в общем, мы довольны работой наших дилеров.

2. Во-первых, этот тур поднял их имидж в своем регионе. Во-вторых, мы надеемся, что уровень продаж программного обеспечения возрастет. Кроме того, прямое общение с ведущими специалистами компаний-производителей приносит большую пользу региональным фирмам.

3. Мы хотели лучше узнать региональный рынок программного обеспечения и вообще обстановку в регионах. Мы выслушали много благодарностей за организацию мероприятия, а также просьб, чтобы такого рода мероприятия проводились чаще. Из этого следует, что наш тур прошел успешно.

Кирилл Раннев, глава представительства Borland


Так как вопросы неразрывно связаны между собой, то позволю себе ответить сразу на все три вопроса.

Если говорить об изменении мнения о регионах, то я считаю, что в целом оно не изменилось. Зато я укрепился в своем впечатлении, вынесенном из прошлых поездок: большой бедой является "москвоцентричность" всего происходящего у нас в стране. Это само по себе плохо, да и оснований для подобной концентрации не так много. Поэтому я считаю, что важнейшая задача нашей компании - направлять свои силы в регионы, концентрируясь на информационном обеспечении и поддержке региональных партнеров.

Я убежден, что роль Borland и других производителей ПО заключается не в "перемещении коробок", а в продвижении технологий. Следовательно, продавая коробку с программой, необходимо обеспечить заказчика адекватной технической информацией, а регионального партнера - соответствующими знаниями для проведения консультаций, поддержки. Собственно, в этом и состояли основные цели тура.

Почему именно тур является подходящей формой для достижения этих целей? Во-первых, прямые контакты очень важны для работы с партнерами и заказчиками. Во-вторых - проблема коммуникаций. Похоже, к двум классическим российским проблемам, сформулированным еще в прошлом веке (дураки и дороги), добавилась третья (являющаяся, впрочем, прямым следствием первых двух) - российский Internet. Качество и цена Internet-услуг в регионах вызывают ужас.

И еще: уровень разработчиков в регионах ничуть не ниже столичного, но при этом им значительно труднее работать - сложнее получить информацию, да и с приобретением "лицензионного" программного обеспечения очень большие проблемы.

Николай Игнатович, IBM


1. Да. Все города, которые удалось посетить, произвели очень разное впечатление. Заметна прямая связь между экономическим благополучием регионов и интересом к передовым технологиям и программным средствам. Различна и степень готовности воспринимать и осваивать новые технологии.

2. Мне кажется, что сейчас сильнейшие из региональных фирм ищут новые пути развития своего бизнеса. Очевидна эволюция компаний, начинавших со сборки ПК. Сегодня они продают компьютеры известных производителей, интересуются системной интеграцией, дистрибуцией ПО, консалтингом. Новые направления требуют значительно более высокого технологического и организационного уровня. Следовательно, актуальной становится задача выбора правильных продуктов и надежных партнеров. Подобные мероприятия должны этому способствовать. Если говорить о специалистах, то надеюсь, что тур дал им дополнительную информацию о современных программных средствах, а также разработках, о которых можно сказать, что это дело будущего.

3. Мы хотели не только познакомить всех заинтересованных специалистов с возможностями и достоинствами ПО, но и понять те условия, в которых работают наши партнеры, узнать об их возможностях и трудностях, чего они ждут от производителей программного обеспечения. В этом отношении тур был, безусловно, полезен.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями