Европейские издатели программ обсуждают возможности Internet

Ассоциация издателей программных продуктов (Software Publishers Association, SPA), посвятив свою ежегодную конференцию в Европе обсуждению способов использования Internet для ведения прибыльного бизнеса и расширения рынка сбыта своей продукции, напомнила ковбоя, пытающегося укротить норовистую лошадь.

На седьмой ежегодной европейской конференции SPA разработчики программного обеспечения обсуждали практически одну тему - чрезвычайно быстрый рост Internet и перспективы ее использования в бизнесе. "Размеры Internet удваиваются примерно каждые 50 дней, - отметил Джим Линднер, глава компании Attachmate. - Расстояния утрачивают всякое значение, границы становятся прозрачными".

"Internet стала такой же неотъемлемой частью персонального компьютера, как и клавиатура", - выразил свое мнение Пит Хиггинс, заместитель руководителя группы прикладных программ компании Microsoft.

Члены специально созданной группы иллюстрировали рост Internet целым рядом примечательных цифр. Например, вице-президент по реализации и поддержке продукции компании Netscape Communications Тодд Рулон-Миллер сообщил, что домашняя страница компании принимает до 80 млн. запросов в день, а компании, подобные Hewlett-Packard, имеют в своем распоряжении до полторы тысячи серверов.

Но, как снова и снова повторяли выступавшие, несмотря на необычайную скорость роста Internet очень немногим компаниям удалось извлечь доход из этой системы. Однако многие уже смогли найти пути использования Internet и Web для уменьшения своих производственных затрат. "Это скорее средство экономии, чем нечто приносящее прямую прибыль", - считает Эстер Дайсон, президент консультативной и издательской компании EDventure Holdings. Например, по словам вице-президента компании Novell Вика Лэнгдорфа, отделы кадров, помещающие объявления в своих внутрикорпоративных сетях intranet, обнаружили, что использование для этих целей возможностей Web может привести к экономии. Рулон-Миллер отметил, что компании Federal Express удалось "на миллионы долларов сократить накладные расходы", переместив свою систему регистрации отправлений на Web-сервер, где клиенты могут самостоятельно контролировать их доставку и не звонить в компанию по бесплатному междугороднему номеру. Рулон-Миллер также добавил, что банк West Fargo предоставляет своим клиентам возможность проверки по World Wide Web содержимого их счетов и тем самым экономит миллионы долларов на предоставлении этой же услуги по телефону.

Как рассказал Джим Линднер из компании Attachmate, британская страховая компания SunAlliance Connections достигла экономии путем предоставления справок по страхованию через Web. А университет Пеппердайна в Калифорнии на 40% сократил затраты на время регистрации студентов и составление расписания занятий.

Кроме использования Web в качестве средства для снижения накладных расходов ее можно применять и как дополнительное и более дешевое средство рекламы. "Благодаря нашей домашней странице, мы приобрели очень много интересных клиентов, - говорит Хеймиш Сэндисон, адвокат лондонской компании Bird & Bird, одной из первых создавшей в стране свои сетевые страницы в системе Web. - Мы полагаем, что такая практика очень быстро станет популярной".

В целом поставщики программ ищут способы использования Internet как средства распространения своей продукции, но для этого сначала требуется отработать механизмы обеспечения корпоративной защиты и оплаты услуг. "Мы пытаемся поддерживать все инициативы по разработке стандартов для работы расчетной палаты в области электронного распределения программ", - рассказывает Артур Козак, один из руководителей европейского отделения ПО компании IBM.

"Мы ведем определенную деятельность по распространению своих программ через Internet, - объясняет П. Хиггинс из компании Microsoft. - В этой области есть проблемы, связанные с обеспечением безопасности и контроля за передачей сообщений. И все же чем дальше, тем больше Internet становится надежным каналом распространения".

Мечта европейских производителей о распространении программ через Web может воплотиться в жизнь, если этот путь окажется эффективным для доступа на закрытый для них прежде американский рынок. Например, европейская компания HarWin New Media заявила, что начинает предоставлять новую услугу по обеспечению доступа европейским производителям лазерных дисков на потребительский рынок США через Web. "Иностранным разработчикам очень трудно выйти на самый большой рынок CD-ROM в мире, - отмечает глава компании HarWin Клаудиа Уинклер. - И совсем непросто убедить распространителей пойти на этот шаг или доказать им, что они могут потратить уйму денег на рекламу". На сервере HarWin (http://www.cdromworldwide.com) имеется каталог, в котором американские покупатели могут найти описания дисков европейских производителей или версий американских дисков, выпущенных на других языках. Сервер компании HarWin находится в Калифорнии, а склад - в Южной Дакоте. "Покупатели обращаются в наш магазин через Internet, и мы доставляем им их покупку", - сказала Уинклер.

Еще одна компания, предоставляющая услуги по распространению программных средств, Arcadeplus, объявила о том, что ее сетевой магазин (http://www.Arcadeplus.com), предлагающий все типы программ, будет открыт в июле. Издателям программного обеспечения эта лондонская компания предлагает услуги по регистрации пользователей и защите продукции от пиратского копирования.

Вместе с тем кое-кто считает, что инфраструктура Internet еще не вполне готова к ведению международной коммерции из-за различий в торговых и таможенных законодательствах разных стран. "Ценовая политика должна регулироваться международным соглашением, - считает Э. Дайсон. - В Германии, например, продажа через Internet некоторых товаров после восьми часов вечера может оказаться незаконной".

Шифрование передаваемых программ - еще одна чрезвычайно важная составляющая в задаче извлечения прибыли с помощью Internet. "Возможность шифрования передаваемой информации и снабжения ее цифровой подписью очень важна: эти функции должны быть воплощены в едином стандарте, обеспечивающем их высокое качество", - отмечает Хиггинс.

"Правительство США предлагает снять ограничения на экспорт технологий шифрования в обмен на ужесточение ограничений по их использованию внутри страны", - рассказал Марк Трафаген, советник ассоциации SPA по вопросам интеллектуальной собственности и международной торговой политики. Он добавил, что Конгресс стремится отказаться от установления правил шифрования сообщений внутри США, в то время как администрация Клинтона постепенно меняет свою точку зрения на этот вопрос.

Майкл Бэкон, руководитель службы Info Sec Services, сотрудничающей с лондонской компанией KPMG/Peat Marwick, отмечает, что крупные организации могут оказаться чрезвычайно уязвимыми при передаче через Internet конфиденциальной информации типа финансовых сводок или расписаний деловых поездок своих руководителей, поэтому надежное шифрование может стать решающим условием обеспечения безопасности корпорации. "Каждая компания мирового класса должна иметь группу специалистов, работающих над созданием хороших механизмов шифрования", - полагает Бэкон.

Некоторые специалисты, присутствовавшие на конференции, надеются, что американское правительство снимет ряд ограничений на применение современных технологий шифрования (например, запрет на экспорт средств шифрования с 64-разрядным ключом), но тогда ключи шифрования от правительства перейдут в руки доверенных третьих лиц. "Мы разрабатываем всеобщие стандарты шифрования, - замечает Рулон-Миллер. - И настойчиво убеждаем правительство США либерализовать экспортное законодательство". Между тем, пока рынок в Internet еще только формируется, некоторые компании, например Netscape, делают ставку на будущие доходы от Internet, рассчитывая утвердить свое присутствие на этом рынке сегодня. "Это их сетевая стратегия, - считает М. Трафаген. - Сегодня - тотальное присутствие, а завтра - извлечение доходов".

Вполне естественно, что при обсуждении вопроса о доступе к системе Web разработчики приложений не до конца учитывали значение сетевого компьютера в будущем. Они отводили ему всего лишь роль недорогого терминала, осуществляющего основные сетевые функции, в частности доступ к Web. "Трудно представить, что возможно обеспечить потребителей всеми необходимыми материалами из сети Web, не перегружая при этом серверы, - сказал П. Хиггинс из Microsoft. - Перегрузка серверов неизбежна, а это скажется на их быстродействии и затратах на их содержание".

"Мнение о том, что сетевой компьютер возобладает над другими устройствами, является ошибочным, - отметил Козак. - Просто он станет дополнением к тому, что уже существует сегодня".

Однако тезис о том, что Internet в скором будущем станет для создателей ПО основной ареной извлечения доходов - даже при существующей финансовой несогласованности, - был единодушно принят участниками конференции. "Здесь трудно ошибиться: Internet таит в себе очень много возможностей", - добавил Козак.


Распространение сетевых программ по подписке становится правилом

Возможно, вскоре пользователи начнут подписываться на Microsoft Office 95 точно так же, как подписываются на газеты и журналы. Это станет возможным, если создатели ПО последуют примеру Netscape Communications и разработают средства распространения своих продуктов по сетям, предложив пользователям оплачивать подписку на тот или иной программный продукт.

Как отмечается в отчете, опубликованном компанией Wessels, Arnold & Henderson, подписка на программные продукты должна обеспечить владельцам компьютеров большую гибкость в использовании загружаемых из сети программ и установке более новых версий уже имеющегося у пользователей ПО. "Самый главный вопрос - найдут ли компании такой способ распространения своего программного обеспечения, который не окажется разрушительным для пользователей, - считает Питер Шлейдер, аналитик маклерской конторы. - Тогда пользователи сами смогут определять момент перехода на более новые программы".

"После перехода на работу с новой версией ПО нам приходится тратить невероятное количество времени только для того, чтобы поддерживать в рабочем состоянии уже имеющиеся у нас программы", - жалуется Рон Мэрфи, заместитель руководителя информационных систем компании CNL Group, занимающейся торговлей недвижимостью. Он говорит, что сохранял бы заинтересованность в подписке на ПО, если отдельные его части были бы по-прежнему совместимы друг с другом и существовала возможность выбирать нужные программы из предложенного набора.

В упомянутом отчете высказывается также мнение, что подгоняемые популярностью Internet и языка Java фирмы-разработчики программного обеспечения скоро станут больше напоминать издательские компании. Они начнут непрерывно поставлять пользователям свою продукцию по частям вместо того, чтобы раз в год или в два выпускать объемные новые версии своих программ. В докладе отмечается, что те компании, которые по-прежнему будут придерживаться традиционных способов продажи и распространения своего ПО, рискуют отстать от своих соперников, предлагающих более дешевые, быстрые и простые способы доставки программ пользователям, от которых при этом не требуется практически никаких усилий.

Netscape предлагает пользователям и такой вариант приобретения ее продукции, как покупка годовой подписки на Netscape Navigator и серверное ПО. Подписчики смогут в любое время загружать из сети программу-клиент и ее более поздние версии, а также будут автоматически получать новые версии серверного программного обеспечения.

Первоначально Netscsape продавала программу Navigator традиционным способом, но представители компании заметили, что непрерывные модернизации сводят на нет усилия компании по распространению программы. Организация подписки принесла компании прибыль и подарила пользователям некоторую передышку.

Microsoft тоже постепенно переходит на эту стратегию. Она начала бесплатно распространять через Internet пакет дополнений к Windows 95, называющийся Service Pack, и пакет Exchange Server.

"Поскольку выпуск программного обеспечения сокращается, постепенно мы придем к тому, что способ распространения программ трансформируется в сторону подписной модели. Практически каждый месяц или раз в два месяца потребители будут получать что-нибудь новое", - полагает Шлейдер. По его мнению, таким программным компаниям, как Novell и Lotus Development, которые создали разветвленную сеть распространения своей продукции, теперь придется конкурировать с фирмами, сделавшими ставку на Internet.

Однако Lotus, по крайней мере, в одной из областей своей деятельности, все же перестала следовать своим традициям: небольшие прикладные программы, Lotus Notes Components, предназначенные для работы в Lotus Notes, будут распространяться по сети. "В данном случае электронное распространение программ - это составная часть нашего производственного плана, - разъясняет Питер Кохен, сотрудник отдела маркетинга компании Lotus. - При тех же ценах и оперативности внешнего оформления программ мы не смогли бы успешно продавать их традиционным способом через розничную сеть".

Novell также изменила недавно свою ценовую политику в отношении программного обеспечения коллективной работы GroupWise: теперь оплата взимается с каждого пользователя. Хотя подобную систему и нельзя назвать подпиской, она все же устраняет недоразумения, возникавшие раньше, когда оплата за использование программ-клиентов взималась в зависимости от числа пользователей, оплата ПО для серверов зависела от количества серверов, а шлюзов - от числа узлов.


Перспективы электронной торговли ПО в России

А как обстоят дела с распространением программных продуктов по Internet в России? Мы опросили руководителей некоторых известных компаний. Ниже публикуются полученные нами ответы на вопросы.

1. Есть ли у вашей компании русскоязычный Web-сервер? Если нет, то планируете ли вы завести его в ближайшее время?

2. Что вы думаете о распространении компаниями своих программных продуктов по Internet? Собирается ли ваша компания прибегнуть к такому способу?

Давид Ян, генеральный директор компании Bit Software


1. Нет, и не планируем из-за плохого телефонного узла в нашем районе.

2. К сожалению, наши 15-мегабайтные продукты (таков размер заархивированного дистрибутива) слишком долго "качать" по русским линиям. Однако осенью мы расскажем об оригинальном способе распространения наших программ, которым стали недавно пользоваться.

Сергей Антимонов, генеральный директор компании "Диалог - Наука"


1. Да, есть.

2. Это уже осуществляется: наши программы есть и на WWW-сервере, и на FTP-сервере, распространяются они и по "Релкому".

Борис Нуралиев, директор компании "1С"


1. На сегодня - нет. Что же касается планов, то, как известно, компания "1С" их заранее не раскрывает. Все, что мы можем сообщить - планы есть, но не типичные. Когда все подготовим - сообщим.

2. Можно и через BBS распространять, - вот только деньги получить нельзя. Лучше уж традиционным способом - в коробках и за деньги.

Королев Сергей, генеральный директор компании "Агама"


1. Есть. Его адрес - http://russia.agama.com. Он называется "Русский клуб" и посвящен культурной жизни России, в частности, на нем размещаются "толстые" литературные журналы - "Новый мир", "Дружба народов", "Иностранная литература" и другие. Вообще создание информационных систем в Internet, особенно систем поиска русскоязычной информации, для нас в настоящее время основное направление работы.

2. Мы это уже делаем примерно полтора месяца.

Как видно из ответов, наши ведущие программистские фирмы находятся на разных стадиях освоения "Сети Сетей". Причем причиной этого могут служить не только какая-либо специфика их деятельности, но и состояние местного телефонного узла. Тем не менее какие-то идеи по использованию Internet есть, и даже "не типичные".