Picture Однако обратной стороной уникальности системы было то, что компания-заказчик попадала в зависимость от разработчиков, ибо в такой системе крайне трудно разбираться кому бы то ни было, кроме ее творцов.

Другой возможный путь - покупка тиражных систем автоматизации, отечественных или западных. Эти системы достаточно мощны, однако довольно "жестки" - если вас не устраивают установки "по умолчанию" и имеющиеся возможности настройки, то изменить что-либо не представляется возможным. К тому же западные системы весьма недешевы. Многие торговые предприятия для автоматизации деятельности используют бухгалтерские программы, в том числе и программы компании "1С".

Однако создавать проводку по каждому кассовому чеку довольно неудобно и не слишком рационально.

Закрыть нишу между заказными и тиражными разработками решила компания "1С". На семинаре, прошедшем с 8 по 12 июня на средиземном побережье Турции, она представила своим партнерам систему автоматизации под рабочим названием "1С: Торговля". Цель семинара была не только - и не столько - в том, чтобы устроить показ продукта, находящегося еще в стадии создания, но и выяснить мнение партнеров и учесть их замечания.

По замыслу разработчиков, этот продукт должен, взяв лучшие черты у заказных и тиражных систем, не унаследовать их отрицательные черты. С одной стороны, система будет иметь несколько настроек "по умолчанию", пользуясь которыми можно работать. Однако если потребитель захочет полностью подогнать систему под свои нужды, то он сможет обратиться к любому партнеру "1С" (необязательно продавшему систему), который займется ее настройкой в соответствии с конкретными потребностями заказчика. Настраивать систему можно как посредством выбора возможностей из меню, так и создавая небольшие программы на ее внутреннем языке. Большим преимуществом для пользователя должна стать "прозрачность" настройки, обеспечивающая ему независимость от конкретного "настройщика". Предполагается, что наиболее удачные настройки также смогут стать товаром и распространяться через сеть партнеров "1С" с выплатой соответствующих отчислений ее создателю.

Обсуждение нового проекта проходило достаточно бурно, но общее мнение о проекте у партнеров сложилось благоприятное, хотя некоторые моменты вызвали ожесточенные споры.

Так, у некоторых партнеров, особенно из регионов, вызвала сомнения ориентация системы на работу под Windows 95 и Windows NT: "У нас и на Windows-то перейти не заставишь". Однако по мнению разработчиков, во-первых, будущее за этими операционными системами, а во-вторых, торговые предприятия достаточно богаты для того, чтобы модернизировать свою технику в соответствии с требованиями нового ПО: "А у них (партнеров - прим. ред.) будет возможность продать еще и Windows NT".

Также некоторые расхождения во взглядах вызвала предполагаемая цена продукта. С одной стороны, более дешевый продукт имеет шанс разойтись большим тиражом. С другой - к дорогому продукту проще "привязать" достаточно дорогие услуги по обучению, настройке и сопровождению системы. Для ориентира можно указать, что 90% дохода получаемого от распространения "1С: Бухгалтерии" дают как раз соответствующие услуги.

Неизвестно пока и окончательное название продукта. Многие опасались, что в силу негативного отношения к слову "торговля" от продукта, не разобравшись в его сути, откажутся многие неторговые предприятия, торговлей не занимающиеся, но склады имеющие. Руководство "1С" обещало подумать над этим вопросом и призвало к тому же и партнеров. Единственное, что можно утверждать - начинаться название будет с "1С" - совпадение, пусть и частичное, наименований компании и производимого ею продукта резко снижает маркетинговые затраты.

Разумеется, не только "1С" работает в этом направлении. Программы для этого сектора рынка ПО есть уже у нескольких фирм. В частности, в дни проведения семинара корпорация "Парус" представила на выставке "УНИМА-96" свою новую разработку "Парус 5.02", позицинированную как система для учета торговых и бухгалтерских операций. На наличие конкурентов руководство "1С" отреагировало спокойно: прийти первым - не главное. Гораздо важнее - дать уникальную разработку, которая привлечет внимание партнеров и заказчиков.