Для систем же масштаба предприятия предлагаются в основном инструменты - системы управления базами данных, системы обеспечения электронного документооборота и многое другое. Работающую систему пользователь должен строить сам или заказывать ее разработку у третьих фирм.

Готовые приложения (системы управления производством, финансовой информацией, кадрами, сбытом продукции и т.д.) стали появляться на Российском рынке относительно недавно. А интерес к ним потенциальные потребители начали проявлять и того позже.

Системы такого класса (можно назвать их одним словом - бизнес-приложения) давно и очень активно используются предприятиями в промышленно развитых странах. Существует множество фирм, специализирующихся в создании таких приложений. Это, как правило, очень крупные фирмы, занимающие видные места среди производителей программного обеспечения. И если на сегодняшний день практически все основные производители аппаратуры и программного обеспечения уже давно присутствуют в России, то в этом сегменте рынка все обстоит иначе. На нашем рынке работают пока только несколько фирм, занимающихся бизнес-приложениями (правда, все они очень известные). Их соперники по западному рынку или вот-вот начнут свою работу в России или только планируют это (причем не обязательно в ближайшем будущем).

Можно назвать несколько факторов, снижающих темпы распространения бизнес-приложений на Российском рынке.

Прежде всего - их стоимость. Инвестировать сотни тысяч и миллионы долларов в информационную систему могут позволить себе совсем немногие предприятия. При том, что значительная часть этой стоимости придется не столько на аппаратуру и лицензии на программное обеспечение, сколько на консалтинговые услуги. Все системы такого класса - весьма сложные продукты. Обладая значительной универсальностью, они фактически представляют собой набор модулей, из которого формируется информационная система конкретного предприятия. Построение конкретной системы обычно осуществляется совместными усилиями специалистов организации-заказчика и компании - поставщика продукта. При этом стоимость услуг представителей компании-поставщика (или независимых консультантов, работающих с данным продуктом) в некоторых случаях может измеряться тысячами долларов в день.

Из сложности этих продуктов и задач, ими решаемых, складывается второй фактор. Время внедрения информационной системы для крупного предприятия обычно измеряется годами (в менее сложных случаях это время может составлять шесть-девять месяцев). Это означает, что инвестиции в информационную систему оказываются очень долгосрочными. А в экономике переходного периода долгосрочные инвестиции - дополнительный коммерческий риск. И пойти на такой риск могут только преуспевающие и уверенные в своем будущем компании. Всем остальным проще не строить полную информационную систему, а, силами своих сотрудников или привлекая третьи фирмы, автоматизировать наиболее критические участки своей деятельности.

Кроме стоимости и времени внедрения существует еще один важный фактор. Как правило, внедрение полной информационной системы не может происходить без радикального переосмысления предприятием структуры своих бизнес-процессов. А такое переосмысление обычно приводит к изменениям этой структуры. Тоесть к BPR (РБП - реконструкции бизнес-процессов). Что означает необходимость в дополнительных инвестициях. Потому что для осуществления этой деятельности часто приходится привлекать консалтинговые компании. И цены у них тоже не маленькие. Поэтому, если четко не видна коммерческая перспектива изменения структуры бизнес-процессов, предприятия идут на эти дополнительные инвестиции с большой неохотой. Четко же просчитать коммерческую перспективу на долгосрочный период бывает очень нелегко.

Еще одна из причин - необходимость локализации систем. Те фирмы, которые это уже сделали, имеют большое преимущество перед своими конкурентами. Потому что для таких продуктов локализация - это не только перевод меню и системных сообщений. Такая локализация практически всегда влечет за собой модификацию системы с целью приведения ее в соответствие с российскими условиями ведения деятельности предприятия. И, хотя все бизнес-приложения являются очень гибкими и настраиваемыми, не всегда можно обойтись только настройкой системы на местные условия.

Все вышеперечисленные факторы до сегодняшнего дня обуславливали не очень быстрое распространение бизнес-приложений в России. Однако такое состояние может измениться в любой момент. Необходимое условие для этого - стабилизация экономики. Наиболее сильные стороны систем такого класса могут проявиться только при условии планирования и осуществления инвестиций на длительные сроки. Если это произойдет, то:

Дешевле будет купить готовый продукт для построения информационной системы, чем пытаться создавать его силами специалистов предприятия или заказывать третьим фирмам. Естественно, бывают исключения, и некоторым предприятиям в силу их специфики придется делать такие системы самим, но это, повторяю, будут лишь исключения.

Кроме того, поскольку будет легче исследовать коммерческие перспективы внедрения таких систем на долгосрочный период, предприятия будут уделять больше внимания изменению структуры своих бизнес-процессов, что, в конечном итоге, может сильно помочь им в конкурентной борьбе, которая, естественно, развернется при стабильной экономике.

Возможность осуществления долговременных инвестиций, кстати, может быть использована Российскими софтверными фирмами для выхода на этот, еще не сильно занятый у нас сегмент рынка. И на этом сегменте Российские фирмы могут активно конкурировать с иностранными компаниями.

Так что ситуация на Российском рынке бизнес-приложений может значительно измениться. В очень недалеком будущем.


Андрей Волков - главный редактор журнала "Системы управления базами данных". С ним можно связаться по электронной почте: volkov@osp.ru.