и обогнала компанию Sybase, заняв, по сведениям Gartner Group, второе место по доходам от баз данных Unix. Что же произошло?

Во-первых, Уайт создал международные устойчивые партнерские взаимоотношения с реселлерами и независимыми поставщиками программного обеспечения. Затем он собрал группу самых выдающихся экспертов по архитектуре баз данных для того, чтобы поднять престиж Informix и ее ядра базы данных. Группу возглавил гуру Майкл Саранга, работавший до этого в компании IBM над СУБД DB2. Сегодня, как считают в Gartner Group, Informix имеет наиболее совершенную архитектуру среди реляционных СУБД с точки зрения масштабируемости, надежности, производительности и управляемости.

Но всех этих достижений может оказаться недостаточно для того, чтобы выиграть в гонке баз данных. Действия Уайта принесли достойные плоды: ежегодный рост компании составляет 40 %, причем этот результат достигается без излишнего напряжения модели бизнеса компании, ориентированной на партнерские взаимоотношения; безжалостный, но эффективный маркетинг лидера рынка компании Oracle практически не оказывает влияния на положение Informix; компания нашла свою нишу в переполненном бизнесе средств разработки приложений; приложения баз данных, доступ к которым может осуществляться через смарт-карты, становятся реальностью; одновременно происходит внедрение объектно-реляционной технологии, приобретенной у компании Illustra Information Technologies, системы интерактивной аналитической обработки компании Stanford Technology Group (STG) и обеспечение доступа к World Wide Web из универсального сервера баз данных.


Прошлой осенью Вы говорили мне, что приобретать системы и технологии, имеющие отношение только к программным разработкам, бессмысленно. Почему же Вы тем не менее купили технологии у Illustra и STG?

Я по-прежнему убежден, что в основе большей части подобных приобретений лежит ложная мотивация - прибыль. Вы не можете из финансовых соображений купить технологию и на ее основе создать передовой продукт: целью приобретения технологии должна быть интеграция в имеющийся у вас бизнес с тем, чтобы либо создать свой круг пользователей, либо переориентироваться на новых потребителей.

Я знаю, что это противоречит всему, сказанному мной о приобретениях в области программных продуктов, но меняется ситуация на рынке и технологические сделки приобретают смысл. Мы считали, что STG имела наилучшие инструментальные средства OLAP на рынке, которые можно было интегрировать с нашим ядром.

Почему именно Illustra?

Я отправился к исполнительному директору Illustra Дику Уильямсу и сказал ему: "Я собираюсь создать то, что уничтожит Illustra". Он согласился с тем, что это, возможно, хорошая идея - работать вместе, - и предложил обговорить положение дел с Майклом Стоунбракером (техническим директором Illustra и одним из создателей Ingres) и Сарангой, дабы понять, насколько наша затея осуществима. Последние, впрочем, сказали, что смогут сделать это довольно быстро.

Ядро должно быть создано еще до конца этого года. Появится возможность определять данные (например, числа, изображения, звук, видео и информацию для Web), поведение данных и доступ к ним через объектно-ориентированные библиотеки классов DataBlades, разработанные в Illustra и добавленные в наш сервер. Это будет выгодно отличать наш продукт.

Несколько лет назад крупнейшие специалисты рассматривали ядро базы данных как "массовый и потому дешевый товар". Изменилось ли что-нибудь?

Они абсолютно не правы. Они никогда не верили, что мы сможем расширять реляционную модель таким образом, как делаем это сегодня, считая, что дорога одна - объектно-ориентированная. Сегодня реляционная база данных становится столь же важной, как и операционная система, и, по мере увеличения возможностей СУБД, люди будут больше за нее платить. Мы станем оправдывать свои цены, как только стоимость аппаратного обеспечения начнет снижаться и намереваемся хранить еще большие объемы и более разнообразные типы данных.

Каких чудес для баз данных можно от Вас ожидать? Системное управление и администрирование все еще внушают ужас большинству потребителей.

Меня интересуют приложения управления. Мы работали с инфраструктурой компании Tivoli и создали для нее агента (появится уже в этом квартале), назначение которого - сообщать о событиях, происходящих в системе. Наиболее трудоемкая часть - в системном управлении; нам нужны стандарты. При работе с групповыми приложениями необходимо иметь возможность нажать на кнопку и запустить приложение, причем, чтобы им было легко управлять. Наши собственные инструментальные средства не предупреждают о том, что переполняется журнал регистрации или файл испорчен. Нам нужны более превентивные инструментальные средства, а не просто уведомляющие пользователя о поломке. Для восстановления этого явно недостаточно.

Смогут ли пользователи, применяя дешевые устройства для доступа в Internet, получить через Web многочисленные типы данных, хранимые в ваших базах данных? Есть ли для этого соответствующая инфраструктура?

Я думаю, что Internet-устройства появятся, но не в ближайшее время. Если устройство стоит 500 долл., сколько же будут стоить приложения для связи, хранения и доступа? Такое устройство никогда не сможет обеспечить требуемую безопасность информации или хранить все то, что определяет успех ПК. Телефонные аппараты будут прекрасными Internet-устройствами.

Как только потребители станут более образованными и их требования возрастут, каждое приложение придется создавать с расчетом на работу с Web. Число опытных пользователей должно расти, поэтому интерфейсам к приложениям необходима быстрота. Internet допускает медленный и дешевый доступ. Как только пользователи разберутся что к чему, они захотят куда больше.

Самым серьезным препятствием для нашего роста на Internet будут каналы связи, способные вместить все эти данные. Мы можем получать данные и организовывать их, но затем должны их еще и передавать. Большие каналы - это очень важно.

Как Вы конкурируете в этом кочующем компьютерном пространстве с Personal Oracle7 и SQL Anywhere Sybase?

Нам удалось повысить свою конкурентоспособность, предлагая способ организации защиты информации для мобильных пользователей со съемными носителями.

Мы пока не продаем базы данных на ПК - мы продаем приложения. Если вам нужна база данных, добавленная в приложение, - великолепно, но она требует слишком большого пространства на диске.

А что с базой данных?

SE занимает совсем немного места на диске. Пока у нас нет необходимости создавать другой продукт. Мы советуем потребителям начинать с SE и переходить к on-line. Вы не можете таким же образом перейти от SQL Anywhere к Sybase. То же самое и с новым продуктом Oracle, эти инструментальные средства несовместимы.

Все, что нам нужно от этих продуктов, - это простота использования, да еще, чтобы они занимали на диске немного места. С ростом возможностей аппаратных систем мы смогли создать и свой продукт для рабочих групп. Данная технология должна развернуться к концу этого года.

Какое влияние на Ваш бизнес или на деятельность Ваших потребителей оказали недавно обнародованные стандарты кластеризации для ПК?

SMP станет к концу 1996 года наиболее популярной платформой для реляционных СУБД; однопроцессорные системы не обладают достаточной производительностью. Компании, связанные с ПК (например, Dell, AST и Compaq), устанавливают на одну материнскую плату несколько процессоров, разделяющих память, и применяют для их обслуживания одну системную шину. Пользовательские компании наращивают свою процессорную мощность путем кластеризации.

Web-серверы в значительной степени этому способствуют. При возрастании требований пользователи предпочитают просто добавить еще несколько процессоров вместо того, чтобы писать дополнительный код.

Какое влияние параллельная обработка и генерация запросов имеют на Вашу деятельность и деятельность Ваших потребителей?

Успехом в 1995 году мы обязаны параллельной обработке - тому, каким образом мы встроили ее в базы данных. Она дала нам возможность масштабировать и осуществлять внутренний параллелизм. Это то, чего Sybase все еще не имеет, а реализации Oracle в своей архитектуре она предлагает только в качестве дополнительной функции.

Где и когда начнется реальное использование смарт-карт?

Во второй половине этого года. У нас есть около десятка пилотных реализаций (например, для летних Олимпийских Игр). Смарт-карта станет предпочтительной для некоторых приложений. Их использование будет необычайно популярным с того момента, как появится возможность вставлять карточку в слоты PCMCIA и использовать ее в мобильных компьютерах. Применение смарт-карт позволит увеличить число способов передачи информации в базу данных.

Мы считаем, что до конца 90-х годов смарт-карт будет выпущено 4 - 5 млн. Сегодня их 8000, и их число ежегодно удваивается. Существует много данных, для работы с которыми можно использовать карточки. В то же время мы разрабатываем стандарты с HP и компанией Gemplus, производящей карты и считыватели для них.

В настоящий момент недостающее звено - это персональный ID, но мы можем записывать на карточках индивидуальные биоритмы. Если вы нанесете на карту отпечаток пальца, то сможете осуществлять авторизацию без процессора, имеющегося на карте, или, если вам требуется более высокий уровень безопасности, можете обратиться на сервер.

Какие приложения, по-Вашему, будут первыми?

Давайте рассмотрим обычную ситуацию: ваша карточка, выпущенная Visa или MasterCard, может быть запрограммирована на предоставление преимущественного права приобретения билетов United Airlines как постоянному пассажиру; льготы и скидки постоянным клиентам фирмы Hertz, сдающей автомобили в аренду и т.п.

Любые реселлеры могут выпустить карточку и предоставить вам скидку на часто приобретаемые товары. В области здравоохранения карточка позволит уменьшить количество бумажных документов, которыми вынуждены обмениваться врачи, фармацевты и персонал больницы, поскольку на ней может храниться ваша личная информация.

А так как память может быть разделена на отдельные области, то одну единственную карточку можно использовать для предоставления всех этих видов услуг.

Кажется, в Вашей отрасли становится все меньше и меньше игроков. Предполагаете ли Вы, что ситуация может измениться?

Четверо из нас (я считаю еще и Microsoft) не находят кого-либо еще. Я не вижу, чтобы появлялись новые технологии, которые смогли бы составить нам достойную конкуренцию. Каждый из нас выбирает свой собственный подход к рынку.

Сегодня мы все управляем 15 % данных, используемых любой компанией при реализации своего бизнеса. Мы сможем заменить переполненные шкафы с бумагами и электронную почту и хранить больше информации в базе данных, что открывает перед нами грандиозные возможности совместимости. При таком подходе рынок неограничен. Поскольку только четыре компании занимаются этими вопросами, мы верим, что все будет отлично. Представьте, что существуют лишь четыре авиакомпании либо только четыре автомобилестроительные или занимающиеся гостиничным бизнесом фирмы