В чем отличие международных сетей от национальных?

Современный бизнес перешагнул границы стран и континентов. Фраза эта давно уже стала банальностью; помнится, еще в школе (а с тех пор уже миновало немало лет) мы изучали что-то такое про транснациональные корпорации, которые, если не ошибаюсь, являются средством неслыханной эксплуатации трудящихся - впрочем, к науке, которую я в данный момент представляю, это не относится.

Глобализация бизнеса прочно вошла в нашу жизнь. Отделения крупных (и не очень) фирм разбросаны по всему свету - никого не удивишь тем, что штаб-квартира компании находится в Америке, заводы - где-нибудь в Юго-Восточной Азии, а тоговые представительства и склады - в нескольких десятках стран.

Другая непременная черта современной деловой жизни - потребность в интенсивном обмене информацией. Эта мысль тоже не блещет новизной - термины типа "информационное общество" существуют не первый год.

В последнее время, однако, кардинальным образом возросла интенсивность информационных потоков, необходимых для поддержания деловой жизни. Конкуренция подхлестывает - кто первый, тот и победил, - и компании изо всех стремятся не отстать друг от друга в скорости, пропускной способности и надежности информационных систем. Такая "информационная гонка" имеет место в системах всех масштабов и видов и в локальных вычислительных сетях, в глобальных вычислительных сетях и в международных системах телекоммуникаций. Помимо роста интенсивности информационного обмена в рамках одной компании наблюдается и другое явление - быстро увеличивается число компаний, имеющих международные масштабы, причем не только в пределах Европы - этим уже никого не удивишь, - но и в весьма удаленных друг от друга частях света.

Рост интенсивности обмена информацией и расширение географических масштабов деятельности компаний накладывают специфический отпечаток на работу международных информационных сетей. Коротко говоря, международные сети устроены сложнее, работают медленнее и стоят несравнимо дороже, чем обычные сети, деятельность которых ограничена пределами одной страны. Тем не менее пользоваться ими необходимо - отказ от передачи информации из одной в страны в другую означает прекращение деятельности компании.

Рассмотрим все эти особенности чуть более подробно. В чем конкретно заключаются отличия международных сетей от национальных?

Первое и наиболее очевидное отличие международных сетей - высокая стоимость линий связи. Связь в пределах одной страны стоит примерно на порядок дешевле, чем на международных линиях, причем это соотношение слабо зависит от того, какой именно тип связи имеется в виду - использование телефонной сети для передачи голоса, факсимильных сообщений и данных на базе поминутной оплаты, арендованных линий на 64 Кбит/с или выделенных линий T1/E1. Ясно, что абсолютные цифры стоимости для этих телекоммуникаций будут существенно различаться, однако соотношение между национальной и международной связью меняется не слишком сильно.

Сами цены на линии связи тоже, что называется, отнюдь не маленькие. Например, аренда линии на 64 Кбит/с между США и Великобританией обходится примерно в 6000 долл. в месяц, а между Токио и Сиднеем - в 15000 долл. Выделенные линии T1/E1 стоят приблизительно вдесятеро дороже - и в целом оказывается, что расходы компаний на международную связь весьма велики.

Именно поэтому (и об этом еще будет упомянуто в свое время) при работе с международными сетями необычайную важность приобретают всевозможные методы сжатия информации, рационального использования наличествующей пропускной способности сети, а также повышения отказоустойчивости терминального оборудования (отказ оборудования, во-первых, означает простой линии, что приводит к убыткам вследствие неиспользования имеющегося канала связи, а во-вторых, требует немедленного поиска альтернативной линии связи - и тоже за большие деньги). В целом же можно сказать, что терминальное оборудование, позволяющее решить хотя бы одну из вышеприведенных проблем, окупается весьма быстро, - например, срок окупаемости оборудования для сжатия речи может составлять буквально несколько месяцев.

Другая крайне серьезная проблема, связанная с необходимостью использовать международные сети - большой разнобой в телекоммуникационных стандартах, типах линий связи и используемого оборудования. В результате не удается выработать стандартную, унифицированную модель системы, которую с небольшими вариациями можно было бы применять во всех точках, где работает данная компания. Кроме того, во многих случаях в международных сетях очень часто возникает необходимость обеспечить совместную работу весьма разнородного оборудования - либо полностью ориентированного на использование местных линий, либо просто закупленного и установленного еще до того, как стало понятно, что данному оборудованию придется обмениваться информацией с аппаратурой, установленной где-то за тысячи километров. Помимо этого, часто выбор оборудования для отделения компании определяется присутствием компаний-поставщиков на местном рынке.

Следующая особенность международных сетей, связанная в первую очередь с их большими географическими масштабами, - особые требования к системам мониторинга и управления. Отделения компаний, разбросанные по всему свету, могут иметь весьма небольшой штат, и включать в их состав специального системного администратора, не говоря о техническом сотруднике, далеко не всегда рационально. Проблемы же могут возникнуть где угодно, и связаны они тоже могут быть с чем угодно - как с чисто программными сложностями, так и с отказами оборудования. В этих условиях чрезвычайно важным становится дистанционное управление и диагностика, когда администратор системы, находясь за тысячи километров, может получить информацию о возникновении проблемы, разобраться в причинах и принять решение о средствах ее устранения. Отправлять сотрудника в командировку на удаленную точку - дело весьма дорогое, поэтому устранять проблему тоже лучше всего в дистанционном режиме. Конечно, если не работает аппаратура - тут уж ничего не поделаешь, однако, опять-таки, выяснять, какой именно модуль отказал, лучше всего в дистанционном режиме. Что же касается программного обеспечения, то тут устранять проблемы можно в дистанционном режиме, путем удаленной загрузки "лечащих" программ. Поэтому международные сети являются одним из основных потребителей средств дистанционного мониторинга. Здесь имеется целый ряд специфических проблем, во многом связанных с тем, что управление сетью требует дополнительного трафика, передаваемого по все тем же линиям связи, - а сколько они стоят, мы уже говорили. Эти вопросы мы в свое время рассмотрим более подробно.

Кратко упомянем еще две довольно очевидные проблемы. Во-первых, степень развития телекоммуникационной инфраструктуры в разных странах существенно различается, и это накладывает большой отпечаток на используемые в этих странах системы. Данная проблема в большой степени перекликается с проблемой сложности и разнообразия оборудования, о которой мы уже говорили выше. Другая проблема является общей для всех информационных систем и состоит в том, что соответствующая область технологии очень быстро меняется. Это в первую очередь связано с происходящими на наших глазах глобальными изменениями в политике, экономике и собственно технике. Мир становится более интегрированным, и степень его информатизации растет с невиданной доселе скоростью. За этими высокими, но довольно общими словами стоит весьма конкретная вещь: международные сети должны проектироваться таким образом, чтобы их можно было быстро приспосабливать к происходящим изменениям без больших дополнительных затрат. В частности, совершенно недопустимо, чтобы установленная система в один прекрасный момент оказалась устаревшей настолько, чтобы ее нельзя было модернизировать, а можно только полностью заменить.

Таким образом, можно сказать, что международные сети - весьма специфическая телекоммуникационная среда. Эта специфика накладывает свой отпечаток на проблемы, возникающие при эксплуатации этих сетей и на методы их решения. Именно об этом мы и собираемся вести разговор в дальнейшем.


Александр Крейнес - научный сотрудник Института кристаллографии Российской Академии наук. С ним можно связаться по системе электронной почты: kreines@cti.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями