завести мощную рабочую станцию для программистов, цифровую сеть (ISDN), факс-машину и так далее", - считает Гил Гордон, глава консалтинговой фирмы Gil Gordon Associates. Расходы на телекоммуникацию зависят от уровня сложности; от того, например, можно ли обойтись процессором 80386 или требуется новый Pentium, а также нужны ли цифровые сети ISDN или достаточно аналоговых линий. Следует также учитывать количество дополнительных устройств, которые хочет иметь компания.

Некоторые советы

· Сэкономив на производительности гроши, вы рискуете понести многотысячные расходы. Не старайтесь всучить устаревший ПК удаленным пользователям, которые нуждаются в большом объеме оперативной памяти, и не жалейте денег на критически важные элементы системы, например факс-модем.

"У вас сразу пропадет желание сэкономить несколько долларов на аппаратной платформе, если вы осознаете, что речь идет о сокращении эффективности ресурса "стоимостью" от 50 до 100 тыс. долл. в год, в качестве которого в данном случае выступает ваш сотрудник", - говорит Джон Меримен, директор компании Giga Information Group.

Впрочем, далеко не каждому удаленному пользователю нужен персональный компьютер за 4 тыс. долл. Многие из них способны работать на старых машинах или своих домашних ПК. А некоторые компании приобретают несколько портативных ПК, которые могут совместно применяться удаленными пользователями.

· Не забывайте о речевой связи. Эту область часто игнорируют. Не всем удаленным пользователям приходится много разговаривать с офисом, но есть и такие, кто, лишившись этой возможности, начнет испытывать серьезные затруднения в работе. Им может понадобиться служба маршрутизации вызовов, которая переводит звонки из офиса в дом работника.

· Выбор за вами. Львиную долю стоимости телекоммуникационной системы составляет плата за подключение, но здесь имеется широкий выбор как по части стоимости, так и среди предлагаемых возможностей.

Одним из способов сэкономить может стать применение специальной программы для удаленных пользователей, предлагаемой интерактивными службами, например CompuServe. Вполне реально также воспользоваться услугами национальной или региональных сетей, которые освободят вас от бремени забот по покупке, выборе конфигурации и поддержки сервера удаленного доступа для пользователей.

Не нужно также забывать о все возрастающей стоимости поддержки информационных систем. "Покупатели учитывают стоимость ПК, плату за подключение, но забывают о цене поддержки аппаратного и программного обеспечения для удаленного доступа", - замечает Меримен. Упреждающие вложения в обучение должны помочь сократить расходы на поддержку.

Ян Шервин, директор по реинжинирингу компании Nynex и разработчик телекоммуникационной системы, которая вскоре войдет в строй, заметил: "Есть 15 - 20 основных вопросов, которые нужно решить большинству удаленных пользователей. Если вы предоставите им какой-либо обзор технологий, эта задача несколько упростится".

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями