PictureНе спешите следовать за SAP

Одержимость SAP с ее продуктом R/3 напоминает болезнь. "SAP'изм" может иссушить финансы и профессиональные ресурсы компании, если вовремя не спохватиться.

Далее, чтобы развенчать миф о SAP, я поведаю вам правдивую историю. Когда вы услышите душераздирающий рассказ моего собеседника (давайте назовем его Билл), может быть вам станет ясно, что SAP R/3 вовсе не за что так превозносить.

Привет, меня зовут Билл, и вот уже полтора года как я освободился от SAP-мании. Я работал руководителем информационного отдела большой международной производственной компании.

В июне 1993 года, после широкомасштабной реорганизации рабочего процесса нашего снабжения и получения счетов, уполномоченная компанией команда, членом которой я был, вознамерилась выбрать пакет для работы в масштабах всего предприятия.

Когда SAP R/3 стал рассматриваться в качестве серьезного кандидата, меня стало беспокоить все то, что я слышал о длительности и высокой стоимости использования этой системы, отсутствии гибкости, сложности интерфейса, отсутствии консультативных пунктов и стратегии компании, в основе которой лежал лозунг "делайте как хотите или не делайте вообще". Сотрудники SAP заверили нас, что SAP R/3 отличается от ранних версий. В отличие от его двойника для мэйнфреймов R/2, R/3 был гибким и легко настраиваемым. Эти заверения поощрили нас заняться изучением системы.

Я все еще был настороже, но после всего R/3 остался единственным "полностью интегрируемым программным обеспечением масштаба предприятия для архитектуры клиент/сервер". Кроме того, в SAP нас убеждали, что R/3 сразу будет соответствовать 85% наших материально-технических требований. Вся наша команда окончательно огорошенная на ежегодном культовом собрании SAP собрании пользователей SAP и зачарованная тривиальным интерфейсом (указал, нажал клавишу - и все готово), была поймана на крючок. Я вынужден был согласиться, я оказался завербован.

Но краски быстро тускнели

Мы опросили шесть самых крупных консультационных компаний и нашли очень мало специалистов по R/3. Задержка, вызванная поиском квалифицированного персонала, серьезно повлияла на начало нашего проекта. Немногочисленные специалисты, которых мы нашли, были весьма высокооплачиваемыми. Наши затраты превысили уровень расходов, запланированный представителями SAP на 25%-100%. Позицию консультационных фирм определяет высказывание - "возьмите это или оставьте то". Это был ходовой товар. Для большинства других технологий, как правило, известно, что на техническую поддержку вы потратите 2 долл. на каждый доллар стоимости лицензии. Убедить старшего менеджера, что за консультации по системе нам нужно платить от 4 до 8 долл. на каждый доллар лицензии, полученной от SAP, - о, это была нелегкая задача.

И, более того, мы убедились (уже после того, как согласились платить такие возмутительные гонорары), что некоторые из этих консультаций представляли собой повторение того, что говорили наши специалисты внутри компании слово в слово.

Тернистый путь

Практически сразу стало ясно, что R/3 совсем не то, за что его пытаются выдать. SAP заявила, что некоторых из функций, которые нам требовались прямо сейчас, пока в системе нет. Речь шла о дневных заказах.

К примеру, мы изначально планировали использовать наш достоверный, существующий склад данных как исходную информацию о потребителях и продуктах в R/3. Задача была тривиальной - наше хранилище данных представляло собой базу данных Oracle, и база данных SAP - тоже Oracle. Оказалось, что получить доступ к данным, находящимся вне базы данных SAP, совсем не просто.

Чтобы правильно и надежно добавить информацию о потребителях и продуктах, которая требовалась R/3, необходимо было вводить и проверять ее, используя эту программу. Хуже того, когда мы попробовали использовать данные, не принадлежащие R/3 (для того, чтобы убедиться в целостности наших данных), мы не смогли этого сделать. Программа их не открыла.

SAP согласилась осуществить определенные изменения, чтобы удовлетворить уникальные требования моей компании в отношении процесса получения счетов. Модуль, который для этого предоставила SAP, основывается на предположении, что покупатель заказывает продукт, затем продукт выпускается и отсылается инвойс, пользователь платит, на чем процесс и заканчивается.

Наш рабочий процесс несколько отличается. Покупатель высылает нам деньги, мы ему - продукт и счет с подтверждением оплаты.

Мы потратили несколько часов на то, чтобы убедить вице-президента SAP, что просто не можем работать по-другому, в целях сохранения преимущества перед конкурентами.

SAP не сделала обещанных изменений в своем базовом пакете. Мы, в конце концов, купили пакет другого производителя для обработки счетов. Что, естественно, повлекло за собой обычные проблемы интерфейса: несовместимые форматы файлов, неполноту данных, непомерно сложное обучение - словом, обычные трудности, когда что-то не работает.

SAP не вводила нас в заблуждение относительно интерфейсов. Компания сообщила нам, что взаимодействие R/3 с нашей системой будет напоминать ночной кошмар, а уж решать - наше дело. SAP была права. Можете ли вы поверить в то, что после всех этих мытарств мы продолжали отрицать очевидное? Доведенные до отчаяния, мы надеялись только на чудо, которое позволит нам сделать информацию доступной в пределах всего предприятия и даст возможность нашим потребителям не испытывать никаких проблем при работе с нами. Сами справится с возникшими трудностями мы не могли.

Послесловие

Я ушел из компании в июне 1994 года. Никто не мог понять причин моего ухода.

Я слышал, что компания получила единственный модуль для одного направления деятельности как раз в прошлом месяце - почти через год после того, как это планировалось. Все это время кроме меня никто не был в состоянии признать свое заблуждение.

Мои коллеги жаловались на высокую стоимость R/3, отсутствие квалифицированных специалистов, долгое время реализации, а также на то, что их заставляли "идти в SAP". Но персонал, работающий с информационными системами, продолжает преклоняться перед всемогущими сотрудниками SAP, платит им дань в виде больших денежных сумм и по-прежнему ждет совершения чуда.

Например, я знаю одну крупную фармацевтическую компанию, которая решила связать свою судьбу с R/3 в июле 1994 года и, не успев получить первый модуль своей системы, превысила запланированный бюджет в три раза.

Однако финансовый директор к тому времени уже попался на крючок. Он сказал, что каждая из консультационных фирм Большой Шестерки, к которым он обращался по поводу проводимого реинжиниринга, признала SAP прекрасным выбором.

Возможно, все изменится и я уже не буду одинок. Несмотря на огромное количество сообщений в прессе о том, что число компаний, вкладывающих значительные средства в системы SAP, постоянно растет, отдачи от этого не было никакой.

Компании, которые не в состоянии воспользоваться услугами SAP, также поднимают шум. Они обращаются к альтернативам систем SAP, которые предлагают более гибкую, дешевую и быструю реализацию.

Производители, среди них компании Cantoc Business Systems, Baan International, Ross Systems, Oracle, Datalogix International, System Software Associates, Marcam и Qad, начинают привлекать внимание. Некоторые фирмы не пользуются услугами SAP просто потому, что существует альтернатива.

Грустная история Билла хороша именно тем, что она вполне правдива. Кто-то может пробудиться и увидеть, до какого ужасного положения его довела SAP-мания. Я имею в виду тех, кто продолжает выбрасывать деньги на реализацию систем SAP и надеется выйти победителем.


Зейтц, бывший директор по информационным системам сельскохозяйственного отдела компании American Cyanamid, президент консалтинговой компании Zeitz & Associates, специализирующейся на разработке и управлении систем в архитектуре клиент/сервер.