Internet часто выглядит загадочным, хаотичным и бесконтрольным. Однако расхожее мнение о нем, как о царстве анархии преувеличено.

Хотя единой контролирующей организации действительно не существует, будущее Internet определяет и направляет хорошо организованное сообщество пользователей сети высочайшего класса. Эти асы работают в Internet Engineering Task Force и нескольких аналогичных организациях. Более тысячи энтузиастов из научных и производственных организаций регулярно собираются для разработки технических стандартов Internet.

Параллельно с ними работает большое количество деловых людей и разработчиков, организованных в группы типа CommerceNet и W3 Consortium. Их цель - сделать компьютерную коммерцию реальностью.

Третью группу составляют телефонные компании и провайдеры сервисов Internet - к сожалению, как считают пользователи и эксперты по сетям, им до сих пор не удалось сделать Internet достаточно надежным и простым.

В Internet нет специального человека или организации, куда можно было бы обратиться, если возникли какие-то проблемы.

"Когда National Science Foundation занимался поддержкой магистрали Internet, задать любой вопрос было достаточно легко", - говорит Скотт Браднер, вице-президент по стандартам Internet Society. Пользователи могли просто обратиться в NSF к оператору магистрали.

Но теперь, когда NSF снял с себя обязанности по поддержке магистрали, обеспечением передачи данных занимаются несколько независимых компаний - провайдеры сервисов Internet и компании, связанные с телекоммуникациями, такие как AT&T и MCI.

Такая самодостаточность стала лозунгом для пользователей компании типа Eli Lilly, работающих с Internet с 1991 года. "Ваша компания должна обходиться собственными силами", - говорит Джон Шварзендрубер, технический менеджер фармацевтической фирмы из Миннеаполиса.

Он предостерегает от размещения - для внутреннего или внешнего использования - каких-либо важных приложений в Web, пока не будет создана хорошая справочная служба или квалифицированная группа технической поддержки.

Например, в компании Eli Lilly, информационная служба тесно связана с Web. Маркетинг, финансы и другие службы предоставляют информацию для нескольких принадлежащих фирме узлов Web. Состоящая из шести человек информационная служба управляет технической стороной этого вопроса, предоставив разрешенный набор утилит и инструментальных средств разработки Web.

Более того, пользователи хотят от провайдеров Internet, чтобы те поддерживали их узлы Internet. Провайдеры сервисов Internet "должны отвечать за доступность сети точно также, как телефонная компания отвечает за то, чтобы, подняв трубку, я в любой момент мог бы позвонить", - говорит некоторые.

Часть провайдеров Internet обеспечивает решение некоторых проблем пользователей.

Например, компания BBN Planet обеспечивает полную поддержку, включая управление сетью и обеспечение безопасности, работу и поддержку пользовательских серверов Web, работу круглосуточной службы технической поддержки и полную диагностику ошибок.

"Но BBN Planet не может предоставлять эти услуги по всему миру, - говорит Брандер. - Я могу позвонить в их службу поддержки и сказать: моя электронная почта не доходит до Альбукерка. Они способны определить, почему это происходит, но это не означает, что они смогут решить проблему".

Вместе с тем, Брандер признает, что BBN Planet делает больше, чем многие другие провайдеры Internet в сфере диагностики и решения проблем. Некоторые из них не могут набрать штат сотрудников, способных диагностировать любую возможную проблему, а также обеспечить работу таких людей на круглосуточной горячей линии. Другие предлагают только ограниченные гарантии.

"Правильно организовать такую службу очень сложно и дорого", - считает Брандер.

Месячная плата за подключение к Internet по коммутируемой линии на скорости 56 Кбит/с колеблется в диапазоне от 300 до 1,200 долл. в зависимости от поддержки и других услуг.

Однако, кроме неразвитой службы сервиса на Internet существует более сложная проблема. Недостаточная координация между основными телефонными компаниями и провайдерами сервисов Internet является помехой для пользователей, как считает Фил Гросс, директор службы маркетинга Internet в MCI. "Должна быть какая-то общепринятая процедура для полного решения проблем", - утверждает он.

Однако пока такой процедуры нет.

Между тем доверять Internet начинают даже те пользователи, которые когда-то предсказывали его гибель. Например, влиятельное Общество управления информацией (Society for Information Management) (SIM).

Несколько лет назад члены SIM во всеуслышанье твердили об упадке и гибели Internet. Но теперь все большее их число начинает пользоваться информационной супермагистралью, как сказал Рэймонд Ховинг, вице-президент SIM по вопросам адвокатуры.

Лари Ландвебер, президент Internet Society, сказал, что пользователи, озабоченные такими вопросами, как надежность и секретность, должны принять участие в процессе установления стандартов.

Особенно важны стандарты в сфере управления сетью, а также унификация методов расширения инфраструктуры Internet, как считает Брандер. "Без четких правил использования и сопровождения Internet перед пользователями предстает как разрозненная сеть, управляемая никак не связанными коммерческими структурами", - заметил он.


Хаос с намеком на порядок

Невероятно, но факт: за Internet никто не отвечает. Даже Лари Ландвебер, президент Internet Society, признает это. "Но и анархией это назвать нельзя", - парирует он весьма распространенное обвинение в том, что "никто не поддерживает закон и порядок в Internet".

Действительно, множество групп добровольцев поддерживают Internet в рабочем состоянии, работая над развитием стандартов и занимаясь поисками взаимоприемлемого соглашения. К ним относятся Internet Society, Internet Engineering Task Force (IETF) и Internet Architectures Board.

"Разрабатываемые IETF технические стандарты важны, поскольку они ограничивают анархию в Internet", - говорит Ландвебер.

Среди важных стандартов, над которыми работает IETF, - следующее поколение Internet Protocol (IP), являющегося основой Internet. IP Verson 6 предложит новые возможности, обеспечивающие повышение безопасности данных и существенно расширяющие количество допустимых сетевых адресов. IETF включает более тысячи добровольцев, встречающихся трижды в год.

"Поражает, как много серьезных проблем успевает решить IEFT, - говорит Хал Вариан, профессор Университета Беркли. - Но некоторые считают, что необходима четкая структура, поскольку слишком многое поставлено на карту".

В то время как добровольцы IEFT продемонстрировали замечательную способность устанавливать согласие среди разработчиков стандартов, телефонные компании и провайдеры сервисов Internet не добились таких успехов в своей области.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями