Вместо вступления
Немного истории
Настоящее
Два мира - две судьбы
Что предлагается пользователю
Перспективы
Перспективы-2
Опросный лист
Письмо в редакцию
КАКИМ БЫТЬ "ДОМАШНЕМУ КОМПЬЮТЕРУ" В РОССИИ?

Вместо вступления

PictureУ "перестройки" в нашей стране есть одно неоспоримое достижение - "компьютеризация всея Руси". По числу компьютеров "на душу населения" мы оставили далеко позади не столь уж далекий 1991-й. Посмотрите объявления "требуются"... Похоже, скоро и в дворники не возьмут, если ты ни байта не смыслишь в том, что такое материнская плата и от каких именно она родителей.

Более того, в головы сограждан начинают закрадываться чудовищные мысли: ради чего тащиться каждое утро в переполненном транспорте на работу, если то же самое, с не меньшим успехом, можно делать и дома. Не снимая тапочек. Каждый, кто хоть раз имел на службе дело с ПК, затаил непреодолимое желание иметь его дома.

Это о тех, которые хотят. Теперь о тех, которые могут.

Цена компьютера, имеющего право называться "домашним", колеблется в зависимости от модели от 1,5 до 2 тыс. долл. Кто же из "простых российских граждан" может позволить себе купить подобную вещь? Таких "простых" - один-два процента. А что делать остальным, среднестатистическим?

Немного истории

В 1994 году две российские фирмы, "Ками" и "Стинс Коман", вызвались выправить положение. Первая представила свой компьютер GamEd ценой всего 450 долл., вторая - компьютер "Амата", базовая модель которого не достигала и 400 долл.: "Ну, очень смешные цены".

У обоих был еще один мощный козырь - продажа в кредит, что делало компьютеры доступными чуть ли не любой российской семье. По аналогии с германским "Фольксвагеном" впору было заговорить о "народных компьютерах".

Оба проекта реализовать не удалось. Большинство экспертов считает, что причиной стала "ущербная конфигурация": ради заветной цели - низкой цены - и GamEd, и базовая "Амата" выпускались без винчестера и монитора. В качестве монитора предполагалось использовать телевизор - попробуйте на нем поработать с текстом... По словам одного из руководителей компании CompuLink Михаила Ляща, в "Стинс Коман" не слишком хорошо "просчитали" проект и из-за этого потеряли покупателя. ТАКАЯ машина была ему не нужна даже за ТАКИЕ деньги.

"А что вы хотите за такие деньги?" - резонно замечали представители фирм-авторов проектов, с которыми я разговаривал. Они предоставляли покупателям выбор: если позволяли средства, вы могли купить "Амату-Альфа" (порядка 600 долл.), а добавив еще около полутора сотен - "Амату-Гелик", вполне полноценный в то время компьютер с 486-м процессором.

Наконец, оба "народных компьютера" имели возможности расширения. GamEd - поменее, "Амата" - поболее. В рамках последнего проекта была даже провозглашена программа "Компьютер, который растет вместе с тобой", точнее, вместе с твоим кошельком: специалисты "Стинс Коман" готовы были дополнять базовую конфигурацию по мере "взросления" клиента.

Консультант отдела маркетинга "Стинс Коман" Сергей Михайлов считает, - "Амата" "не пошла" не из-за "ущербности конфигурации", а по другой некомпьютерной причине. Через месяц-другой после начала проектов "случилось страшное": рубль рухнул, подорвав не только платежеспособность российского обывателя, но и возможность банковского кредита для покупателей, на который серьезно рассчитывали "Стинс Коман" и "Ками".

Итак, оба проекта "законсервированы" до лучших времен. Что же рынок может предложить пользователю сегодня?

Настоящее

Оставим в стороне вариант приобретения чего-то "бэушного", непонятно где и кем собранного, с 386-м процессором и 2 Мбайт оперативной памяти. Любимые игрушки на нем, возможно, и будут "крутиться", но очень скоро выяснится, что машина сия "устарела еще до покупки", что многие программы, которые могли бы стать любимыми, на ней не запускаются, а иные и вовсе не доступны, поскольку выпускаются на компакт-дисках.

Остается цивилизованный рынок. Выбор здесь весьма богатый. Есть и Acer, и западный домашний стандарт Packard Bell, и Compaq. Желающие могут обратиться к российским сборщикам - R-Style, "Вист", CompuLink...

Выбор есть. Теперь нужно определить критерии: каким должен быть компьютер "для дома", который не устареет, пока ты его туда довезешь?

С точки зрения формальной логики, любой аппарат, который используют дома, можно назвать домашним, однако крокодила, живущего в ванне, вы вряд ли рискнете назвать домашним животным.

В оценке технических характеристик, эксперты единодушны. Разумеется, он должен работать на Pentium, на худой конец - на 486-м. Разумеется, под Windows, а лучше под Windows 95. Разумеется, как минимум это мультимедийный ПК,

8 Мбайт оперативной памяти, никак не меньше 540 Мбайт на жестком диске и, конечно же, CD-ROM и качественный монитор. Разумеется, компьютер "для дома" должен быть прост в эксплуатации (plug & play). Разумеется, домашний компьютер должен иметь связь с внешним миром, а, стало быть, выход в Internet.

Два мира - две судьбы

Приверженцы "российского пути" (это в основном российские сборщики) полагают, что Запад есть Запад, а в России все несколько сложнее. Тот же модем, скажем, штука, безусловно, хорошая, но Internet у нас пока не слишком распространен, да и качество телефонных линий неважное. Иными словами, их политика состоит в том, что надо дать пользователю не слишком дорогой базовый набор, а остальное он может себе докупить сам в зависимости от финансовых возможностей. Ярким примером такой позиции может служить "Стинс Коман".

"Западники" считают, что домашний ПК - это компьютер семейный, он должен быть полезен всем членам семьи, то есть содержать программы и для "фанатов", и для "чайников" - и Excel для папы, и MS Money для мамы, и какие-нибудь "Невероятные приключения Джона Эдисона" для подрастающего чада...

"Славянофилы" исходят из содержимого кошелька пользователя, который, покупая машину, скажем, от Compaq, приходит в недоумение: а чего там столько софта, который, естественно, включен в стоимость ПК? По их понятиям, компьютерный коммунизм в одной отдельно взятой квартире надо строить долго и тщательно. По мнению их западных коллег, лучше заплатить один раз и много, чем расставаться с деньгами всю жизнь. Согласно одному подходу, критичны средства, согласно другому - время, сиречь качество.

Отсюда все и пляшут. "Западники" важным условием считают "естественность" домашнего компьютера. Он должен вписываться в интерьер, отсюда и ограничения в выборе корпусов, и необходимость расширения их цветовой гаммы. У "западного" домашнего ПК должен быть качественный "зеленый" монитор, компьютер должен быть приближен к режиму эксплуатации домашнего оборудования, то есть иметь режим пониженного энергосбережения.

Российские сборщики относят подобные требования к области излишеств. "Вист" все свои модели "упаковывает" исключительно в mini-tower. По мнению генерального директора R-Style Computers Валерия Щукина, "с точки зрения эргономики, нет разницы между требованиями к домашнему компьютеру и профессиональному. Есть единые стандарты".

Что предлагается пользователю

"Стинс Коман" и "Ками" хотя ПК и собирают, но ПК вообще, о "домашних" пока, памятуя прошлое, не упоминают. Взгляд тут же натыкается на Packard Bell - самый, как сообщает реклама, дешевый brand name. Здесь и многообразие корпусов, среди которых "хит сезона" - Corner, и разнообразие цветовых решений, вплоть до сменных цветных панелей, позволяющих менять "окраску" ПК, и простота эксплуатации по формуле: "установил, воткнул в розетку...". "Простенькая" PB Spectria (monoblock, 486DX4-75, 4/528, 2xCD-ROM) обойдется вам всего в полторы с небольшим тысячи долларов. То же можно сказать и о не менее "эталонных" компьютерах Compaq. Модель Presario 524CDS (monoblock, 486DX2-66, 8/420, 4xCD-ROM) "тянет" примерно на столько же.

Но в "среднестатистическом кошельке" нет лишних полутора тысяч. И потому пользователь тянется к российским сборщикам.

Его взор обращается к компании "Вист". Компьютеры, конечно, дешевые, по карману. Даже с Pentium, но почти без мультимедиа. Да и mini-tower - для дома, наверное, не самый хороший вариант.

Модели R-Style и CompuLink тоже неплохи, но цены... Хоть и ниже, чем у аналогичных по классу brand-name, но в один прием не выложишь: самая дешевая модель Batman от R-Style (Pentium/60 МГц, кэш 256 Кбайт, оперативная память 8 Мбайт, жесткий диск 850 Мбайт, 4xCD-ROM) обойдется почти в 1300 "зеленых", причем без учета стоимости монитора. Вот если бы в кредит... Однако после всех "черных вторников" о кредите можно только мечтать.

Перспективы

Выясняя особенности домашнего компьютера для России, мы, пожалуй, упустили одну - этот компьютер должен быть массовым, "народным". Именно таким видели его "Стинс Коман" и "Ками" - пионеры этого рынка. Увы, ни один из предлагаемых нынче на российском рынке ПК - будь то отечественные или brand-name - не дотягивает до звания "народного". Или внутри у него небогато, или с "внутренностями" порядок, но цена кусается.

Сам собой напрашивается вывод об отсутствии перспектив. Либо "крокодил дома", либо болонка. Так считает начальник отдела программного обеспечения НТЦ "Ками" Андрей Зоненко: "Массовому потребителю домашний компьютер не нужен, потому что потребитель не может себе его позволить, дорого. Если бы существовал реальный массовый спрос, какая-то из многочисленных компьютерных фирм России обязательно "выкатила" бы на рынок компьютер, который и с внутренней, и с внешней, и с аппаратной, и с программной, и с денежной, и со всех прочих сторон удовлетворял бы требованиям. Но коли этого не произошло, такую штуку, стало быть, "выкатывать" некуда".

Аналогичное мнение высказывает и вице-президент компании Steepler (которая, в скобках заметим, намеривалась вслед за "Стинс Команом" и "Ками" осуществить такую программу) Андрей Зотов: "Просчитав, мы решили, что выход на рынок с предложением настоящего домашнего компьютера, обладающего всеми на наш взгляд необходимыми качествами на сегодня, неоправдан. Потому что мы, с одной стороны, не попадаем в ценовой диапазон российских сборщиков, а с другой - не можем конкурировать с предложениями "китов" компьютерной индустрии. Мы решили, что до тех пор, пока ценовая ситуация не стабилизируется и характер рынка не зафиксируется, этот проект лучше заморозить". Правда - и это Зотов специально подчеркнул - решение это временное. Но в России нет ничего более постоянного, чем временное...

Более оптимистично, но тоже сдержанно, оценивает перспективы рынка домашних компьютеров в России Елена Жуплатова, заместитель директора по маркетингу фирмы "Оптима" - регионального дистрибьютора Packard Bell: "Эта очень интересная область, она развивается на глазах, но вопреки прогнозам я бы не дала "домашнему компьютерингу" треть или четверть годовых продаж в целом по рынку. Анализ продаж Packard Bell показал, что они становятся все более популярными среди частных клиентов. Но (и это специфично для России) несмотря на быстрый абсолютный рост продаж домашних ПК, продажи в малые и средние офисы растут еще быстрее. Мы предполагаем, что в 1996 году соотношение офис/дом будет примерно 80 на 20. Если под домашним компьютером понимать нормальный, "трудоспособный" аппарат с телекоммуникационными свойствами вроде Packard Bell, то сегодня, кроме Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска и Петербурга (именно в такой последовательности!), редкий регион к нему готов".

Перспективы-2

Пока эксперты прогнозируют, а уровень жизни по-прежнему невысок, доля пользователей, которые приобретают компьютер в дом, неуклонно растет. Нет ни одной целевой программы, но - вот парадокс - по данным Валерия Щукина из R-Style, только с конца 1994 по конец 1995 года доля ПК R-Style, предназначенных для "домашних" целей, возросла с 4 до 25-30%. Иными словами, пока фирмы не смеют серьезно заняться рынком, граждане в зависимости от количества наличных в бумажнике несут домой самые разнообразные машины - и в больших количествах. По разным оценкам, за 1995 год в России в дом было куплено от 300 до 600 тыс. ПК разных классов и типов.

Именно эти показатели не дают покоя российским компаниям, которые, похоже, собираются вслед за "Стинс Команом" и "Ками" предпринять вторую попытку. О развертывании специальных программ, посвященных домашнему компьютеру, уже заявили и "Вист", и CompuLink, которые собираются предложить этому рынку вполне боеспособные машины на Pentium/75 МГц. По иронии судьбы каждая из этих компаний представляет свою идеологию: у "Виста" ПК будут подешевле и попроще, у ComluLink - подороже и помультимедийнее. Так что "домашнему" компьютерному рынку скучать в 1996-м не придется. К концу года должно выясниться, за какой из подходов, "западный" или "славянофильский", своими деньгами проголосует пользователь.


Опросный лист

Насколько емок российский рынок домашних ПК?

С таким вопросом наш корреспондент обратился к специалистам российских и иностранных компаний, работающих на рынке домашних ПК или специализирующихся в области розничной торговли.

Главный консультант по маркетингу и рекламе концерна "Белый ветер" Владимир Зеленцов:

  • Наш концерн делает все, чтобы сделать компьютеры доступнее для домашнего пользователя. По нашим оценкам - специально подчеркну, что это наши оценки, полученные в результате мониторинга собственных торговых площадей, - потенциальная емкость рынка домашних компьютеров составляет от 80 до 83%. Реальная - 20-25, максимум 27%.

Менеджер фирмы "СМАРТ" Дмитрий Чащихин:

  • По дорогим, brand-name компьютерам, рынок есть и это очень жесткий рынок. По отечественным же - практически нет. Отечественные ПК для дома - это лотерея. Хорошо, если вам попадется то, что будет потом работать. А если работать не будет? Перспективы таковы: компьютеры будут дешеветь, народ станет покупать мультимедийные модели с процессором Pentium/75 МГц. Думаю, в этом году объем продаж компьютеров в домашнее пользование составит около 30% от общего объема.

Менеджер Intel по техническому маркетингу в странах СНГ и Балтии Алексей Палладин:

  • Мы достаточно оптимистично оцениваем российский рынок домашних компьютеров. 30% рынка ПК в 1995 году - это цифра, которую получили не только мы. Мы пришли к ней совместно с партнерами, с которыми действуем в рамках инициативы SOHO PC. Что мы делаем в этом направлении? Работаем с такими фирмами, как R-Style Computers, "Вист", CompuLink над тем, чтобы развивать их домашние компьютеры в плане как аппаратной начинки, так и программного обеспечения. Мы частично оплачиваем их рекламу и финансово участвуем в предустановке ПО для дома и малого бизнеса. На 1996 год у меня достаточно оптимистический прогноз. Я считаю, что рынок SOHO будет развиваться и составит 35-40%.

Вице-президент компании Steepler Андрей Зотов:

  • Цифры, оценивающие покупательную способность населения, показывают, что это хороший рынок. Надо выходить на него, нужно предлагать домашний компьютер. Компьютеры "для дома, для семьи" сейчас продаются хорошо. Не случайно в крупных городах - Москве, Питере - множится число сетей компьютерных салонов. "Белый ветер", CompuLink... Sunrise тоже пытается что-то такое делать. Вопрос в другом: насколько то, что они предлагают, соответствует представлениям о домашнем ПК? Поэтому мы, не желая рисковать своей торговой маркой, сразу отсекли вариант "давай собирать и продавать дешево".

Михаил Лящ, вице-президент CompuLink:

  • В настоящий момент практически 40% рынка США - это домашние компьютеры. В 1995 году там было продано 30 миллионов компьютеров. Для домашнего пользования - порядка 12 миллионов. У нас рынок меньше, допустим в 10 раз - но это тоже миллион. Пусть я ошибся, пусть полмиллиона, но это - объем рынка SOHO в 1997 году. Если наша фирма займет 10% этого рынка, что вполне реально, может, и 20, то это 100 тыс. компьютеров. Вполне приемлемая цифра, за нее можно серьезно бороться. Мы выбрали логику всего мира: домашний компьютер должен быть мощнее, чем офисный. В офисе больше 1 Мбайт вообще никогда не нужно будет, а дома 2 Мбайт - это нормально, хотя лучше больше. Поэтому домашний рынок - это рынок более дорогого компьютера.

Коммерческий директор компании "Вист" Геннадий Беспалов:

  • 1996 год будет в России годом домашних компьютеров. По нашим оценкам, их в стране может быть продано до полумиллиона штук, причем это еще несколько заниженная оценка. Правда, при этом домашний компьютер должен быть одновременно и качественным, и достаточно дешевым. Такой домашний компьютер наша компания и собирается выпустить на рынок в 1996 году.

Опрос провел Константин Литвинов


Письмо в редакцию

Здравствуйте! Меня зовут Павлов Александр, мне 13 лет. Я недавно купил вашу газету и она мне очень понравилась (хотя за 19 декабря 1995 года) Пишу я вам вот по какой теме. Я собираюсь купить компьютер марки Packard Bell Pentium 75 МГц 8 Mb Озу. 850 Mb. С шиной PCI и видеокартой local Bus, динамики, звуковая карта, CD-ROM. А если сказать проще, то беру я home computing. Но я затрудняюсь какую выбрать операционную систему: Windows 95 или OS/2 Warp (Только не Windows NT - она слишком дорого стоит) Я хочу чтобы моя операционная система была долговечна, надежна, проста в обращении, работали все DOS-программы и все программы шли на ней и вообще была хорошой. Также я забыл написать что я начинающий пользователь в 32-разрядных операционных системах и поэтому мне нужна опер-ная сис-ма для начинающего пользователя.

Я хочу взять OS/2 Warp

16.02.96


КАКИМ БЫТЬ "ДОМАШНЕМУ КОМПЬЮТЕРУ" В РОССИИ?

Эксперт
Процессор
RAM Мбайт
HDD Мбайт
Монитор
Наличие мультимедиа
Выход в Internet
Дополнительные функции
Программное обеспечение
цена долл.
А.Зотов Steepler
486
8
540
15"" color
CD-ROM звук. карта 16b
да
автоответчик, факс-модем
Windows 3.11 или Windows 95, MS Money, текстовый редактор, обучающие и игровые программы
ок. 2000
В.Щукин R-Style
Pentium-75
8
600
15"",0,26 color
4xCD-ROM звук. карта 16b
да
нет
DOS или Windows 95 или OS/2, Works, образовательные, игровые программы, энциклопедии
1600
Е.Жуплатова Оптима
Pentium-75
8
528
15"" color
4xCD-ROM звук. карта 16b
да
факс-модем 14 400
DOS, Windows 3.11 или Windows 95, Navigator
1800
А.Зоненко KAMI
486SX-25
4
420
SVGA color
нет
нет
нет
Windows 3.11 или Windows 95, образовательные и игровые программы
От 500 до 1000
С.Михайлов Stins Coman
486
8
500
14"" color
2xCD-ROM звук. карта 16b
да
нет
Windows 3.11 или Windows 95 или OS/2, обучающие и игровые программы, текстовый редактор
Ответа нет
М.Лящ CompuLink
Pentium-75
8
850
15"" color
4xCD-ROM звук. карта 16b
да
факс-модем 14 400
Windows 3.11 или Windows 95 или! OS/2, обучающие и игровые
Ответа нет
Г.Беспалов "ВИСТ"
Pentium-75
8
850
15""GL Samsung
Возможен CD-ROM и звук. карта
как опция
факс-модем
Windows 3.1 или Windows 95
от 1000 ! до 1300

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями