Microsoft обещала начать поставки своего припозднившегося почтового сервера Exchange для NT в течение следующих двух месяцев. А Novell планирует выпустить свой пакет GroupWise XTD где-то в апреле. Все они обещают исключить необходимость в почтовых серверах на базе локальных сетей и впервые предоставят необходимые инструменты, облегчающие управление удаленными почтовыми серверами.

Цена управления

За последние пять лет стоимость почтовых услуг неизмеримо возросла, главным образом из-за высоких расходов управления многими серверами, необходимыми для развертывания таких продуктов, как Microsoft Mail и cc:Mail в масштабах всего предприятия.

Согласно исследованию компании Creative Networks, охватившему 75 компаний со средним количеством пользователей 13500 человек, организации тратят 4189 долл. в год на пользователя настольной почты и 5426 долл. - на мобильного пользователя. Основную долю затрат составляет время, необходимое для управления. "На самом деле почтовые системы вовсе не системы, а скорее, федерации отдельных служб, и обходятся они дороже, чем кажется, - утверждает Нина Бернс, президент Creative Networks. - Проблема в том, чтобы создать средство защиты от повреждений изолированных, разнородных, несовместимых систем".

Стоимость приобретения и развертывания почтовой аппаратуры и ПО составляет только 9% от цены почтовых услуг, управление поведением, администрирование, поддержка и обучение - 26%. "Ключевым фактором в стоимости является объем поддержки, требуемой пользователю", - считает Бернс.

Кавалерия

Надеясь преуспеть в решении проблемы, которую сами создали, компании Lotus, Microsoft и Novell последние два года соперничали в том, чтобы выбросить на рынок свои почтовые системы клиент/сервер следующего поколения.

Lotus в этой гонке опережает всех на пару месяцев, но важнее, конечно, надежность системы, а не оставшееся время до ее выпуска. Это связано с тем, что сейчас, согласно данным Creative Networks, из-за простоев почтовых систем компании теряют по 684 долл. на пользователя в год, 764 долл. - из-за потерь производительности и 1918 долл. - из-за упущенных доходов.

Чтобы сократить время простоев, необходимо внедрить стабильную и надежную инфраструктуру, использовать централизованные средства администрирования и соответствующим образом обучить пользователей.

Большинство поставщиков согласно с тем, что системы на мэйнфреймах наиболее устойчивы, просты в управлении и удобны для больших организаций, поскольку они разрабатывались для поддержки тысяч пользователей, а их административные функции являются централизованными. Решения же на основе локальной сети были предназначены для рабочих групп. По мере того, как все больше рабочих групп связывались вместе, эти решения стали слишком усложненными. Однако, обладая значительно большей масштабируемостью и существенно более централизованными средствами управления и администрирования, почтовые системы клиент/сервер потенциально могут обеспечить по большей части такие же стабильность и легкость управления, ассоциируемые с мэйнфреймами.

Ключ к успеху - инструменты

Оправдают ли, однако, первые версии почтовых продуктов масштаба предприятия обещания своих создателей? Переделка продуктов для систем клиент/сервер может оказаться сложнее, чем казалось поначалу. Они уже опоздали на рынок на годы, и их внедрение потребует проведения инвестиций в полностью новые архитектуры.

Чтобы сделать эти издержки более приемлемыми, и Lotus, и Microsoft, и Novell позаботились о том, чтобы получить не только лучшую масштабируемость, но и централизованные средства администрирования и управления с возможностями удаленной работы, снизив тем самым затраты на управление. "По мере того как мы переходим к системам масштаба предприятия, инструменты становятся все более насущными", - утверждает Гринвуд, директор отделения Novell по менеджменту GroupWise. В качестве высшей точки поддержки протокола SNMP в рамках GroupWise XTD Novell разрабатывает полностью автоматизированную функцию мониторинга, интегрированную с ее же средством ManageWise.

Lotus приобрела у HP лицензию на средства управления, которые позволят администраторам управлять нагрузкой почтовых служб по всей сети. Lotus намерена добавить к пакету Notes 4.0 некоторые простые утилиты, например программы для отслеживания почты.

Microsoft, быть может, совершает самый большой скачок. В то время как пакет Microsoft Mail фактически не обладал средствами централизованного администрирования и управления, Exchange будет снабжен несколькими инструментами, включая Link Monitor и Server Monitor, проверяющих состояние сетевых соединений и серверов. Кроме того, Microsoft добавила несколько средств для автоматизации инсталляции Exchange.

Таким образом, мучения поставщиков систем электронной почты на основе локальных сетей, связанные с расширением почты на все предприятие, будут несколько облегчены. "При распространении Microsoft Mail на большую корпорацию встретилось достаточно много проблем, - объясняет Грег Лобделл, менеджер по продуктам Microsoft Mail и Exchange. - Электронная почта с разделением файлов на базе локальной сети основана на такой модели администрирования, можно контролировать почтовое ПО только с той машины, на которой оно находится".

Пионеры

Одной из первых совершила переход к одной из трех новых почтовых систем клиент/сервер корпорация Intergraph, которая перевела 5 тысяч пользователей с Microsoft Mail на Exchange. До недавних пор эта компания использовала около 30 почтовых серверов Microsoft Mail и около 10 шлюзов для поддержки почты Internet. Перейдя на Exchange, компания смогла уменьшить эти цифры до восьми почтовых серверов и двух шлюзов. "В долгосрочной перспективе, я полагаю, этот продукт будет хорошо соответствовать нуждам небольшого центрального штата администраторов", - считает Гарт Кислер, консультант по персоналу компании Intergraph. Сейчас он переводит пользователей на работу с пакетом Exchange в рамках NT. "Во времена DOS-машин, чтобы знать, все ли в порядке, вы должны были стоять рядом и наблюдать, - объясняет Кислер. - Удаленный мониторинг машин DOS - это трудный процесс. Exchange позволит управлять системой дистанционно".

Удаленный мониторинг - ключевой вопрос для администраторов сетей. Проблемы с электронной почтой резко сокращают производительность там, где работа зависит от информации на компьютерах. Оценки Creative Networks показывают, что "инфоработники" сейчас составляют до двух третей всего персонала больших организаций. "Эти сотрудники очень зависят от компьютеров, так что потеря производительности и упущенные доходы увеличиваются, когда возникают проблемы с системой или поддержкой", - считает Бернс.

Устранение причин, вызывающих наибольшие расходы в почтовой системе (время простоев и падение производительности и доходов, связанных с ними), будет означать снижение стоимости почтовых услуг в расчете на пользователя. По оценке Creative Networks, можно уменьшить затраты на 177 долл. в год на пользователя при снижении времени простоев почтовой системы всего на 10 часов.

Но далеко не все организации имеют инструменты для снижения непроизводительных затрат времени. Согласно данным Creative Networks, меньше 20% организаций обнаруживают проблемы с почтой путем предупреждающих сообщений, автоматизированных средств сетевого управления или визуального мониторинга системы. А меньше 10% предупреждают об этом пейджеры. Типичный инцидент с непроизводительными потерями времени требует для своего разрешения в среднем 6,3 часа. Но на отделы информационных систем постоянно давят требования сократить соотношение числа администраторов систем к числу пользователей. Creative Networks обнаружила, что корпорации стремятся сократить это соотношение с 0,4 до 0,25.

Mobil Oil, например, для поддержки 5 тыс. пользователей на 19 серверах по всему миру, имея всего 5 или 6 администраторов, использует систему клиент/сервер OpenMail компании НР. "На уровне сервера вам необходимо определенное количество сотрудников службы поддержки высокой квалификации, и некоторые из инструментальных средств могут помочь уменьшить их количество", - утверждает Бад Джонсон из компании Mobil.

На уровне почтового клиента в компании Mobil персонал поддержки настольных ПК, отвечая на вопросы пользователей, практически бездельничает. По словам Джонсона, почтовая система НР оказалась фактически такой же надежной и стабильной, как система Profs компании IBM на базе мэйнфреймов, с которой он перевел своих пользователей три года назад. Согласно исследованию Creative Networks, применение таких средств администрирования, как средства НР, которые Джонсон использует с OpenMail, является одним из способов, помогающим снизить затраты на почтовые услуги.

Возврат инвестиций произойдет от увеличенной производительности вне рамок совместных вычислений и бизнес-приложений, применяющих улучшенную инфраструктуру почтовой службы.

Хотя Lotus, Microsoft и Novell и надеются, что их новые почтовые инфраструктуры найдут спрос, рано говорить о том, что они уже готовы удовлетворят требованиям высокой надежности и централизованного управления компаний из списка Fortune 1000.

"В течение первых шести месяцев или года, я думаю, они не будут настолько надежны, - считает Джонсон. - Однако использование системы клиент/сервер все же лучше, чем ежедневная работа с доброй старой сс:Mail".

В 1995 году количество электронных почтовых ящиков выросло с 50 до 70 млн. IDC предсказывает, что к 1999 году их число достигнет 180 млн.


Критерии для сопоставления почтовых архитектур:

Локальные сети ПК:

  • Предназначены для рабочих групп
  • Производительность сервера менее 100 пользователей
  • Дружественный интерфейс
  • Требуется много серверов
  • Трудности с управлением
  • Обычно однозадачные DOS-устройства
  • Отсутствует возможность удаленного управления
  • Небольшое количество инструментальных средств

Системы клиент/сервер:

  • Предназначены для предприятий
  • Серверы расширяемы до нескольких тысяч пользователей
  • Системы полагаются больше на сервер, чем на клиента
  • Повышенная надежность
  • Средства удаленного администрирования
  • Больше предохранительных диагностических средств
  • Обычно основаны на многозадачных ОС

Системы на мэйнфреймах:

  • Предназначены для очень большого количества пользователей
  • Наиболее стабильные и надежные системы
  • Централизованное управление
  • Недружественный пользовательский интерфейс
  • Отсутствуют вычислительные мощности на уровне настольных ПК

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями