До самых недавних пор целью этой компании была покупка достойной бухгалтерской программы с нормальной системой обновления и сервиса, отвечающей требованиям конкретного предприятия, а походя покупались и "сопутствующие товары" вроде систем расчета налогов или правовых баз данных.

Однако в этом году интересы посетителей несколько изменились. Если еще год-полтора назад к аудиту они и их начальство относились достаточно прохладно, то сегодня это вполне рядовая, хотя все ещё экзотическая услуга, которой пользуются многие. Отсюда и название выставки, раньше числившейся обыкновенным "Бухучетом", и некоторое увеличение числа ее участников. На первых двух подобных выставках обычно бывало представлено меньше сотни компаний, ныне же их 130, причем, по свидетельству организаторов, среди участников - более четверти всех зарегистрированных в Москве аудиторских и консалтинговых фирм.

Присутствие компаний-аудиторов с предложениями ими аудиторских программных систем понятно, а вот обилие консалтинговых услуг на выставке можно объяснить новым этапом развития рынка, когда структура и формы развития бизнеса, удовлетворявшие еще год-два назад, входят в противоречие с развитием рынка. Посему требуется консалтинг, в том числе и в организации финансовой деятельности. Показательно, что эти виды услуг предлагали на выставке не только специализирующиеся на этом компании, но и те, кто ранее работал лишь в узком секторе чисто бухгалтерского программирования. Это понятно: консалтинг (и во многом аудит) достаточно долгое время будет оставаться секторами рынка, в основном заполненными отечественными фирмами. Западные решения (которые на выставке предлагали всемирно известные компании наподобие Price Waterhouse) необходимо адаптировать, да и по карману они лишь очень крупным структурам.

А на чисто бухгалтерском программном рынке - без перемен. По-прежнему лидирует "1С", ставшая спонсором выставки и заимевшая на ней центральный и самый большой стенд, лидирует благодаря огромной сбытовой сети, а оставшиеся от ее продукта около 50% рынка делят остальные компании. Впрочем, кое-какие изменения есть: на этот рынок начали выходить компании, ранее бухучет не замечавшие в упор, например, компании R-Style или "АйТи", чья дочерняя фирма "Арсеналъ" продемонстрировала продукт "Идеальная бухгалтерия", кроме обычных функций бухучета выполняющая то, что скромно называется в ее проспектах "налоговым планированием", а на деле является возможностью программными методами без особой головной боли минимизировать налоговое бремя. Кроме того, поставляется она не "голой", а вкупе с популярной юридической нормативной базой "Гарант", причем "Идеальная бухгалтерия" предоставляет к "Гаранту" контекстный доступ.

Присутствие на выставке таких западных гигантов финансового учета и контроля, как Scala или Platinum вводить в заблуждение не должно. Их рынок - это в основном рынок представительств крупных западных компаний, а также фирм, основной бизнес которых лежит в сфере контактов с западными структурами. Иными словами, у "1С" и Platinum - совершенно разные рынки.

Еще одна примета нынешней выставки, не получившая отражения в названии - сравнительное обилие систем, сделавших шаг вперед от автоматизации финансовой деятельности предприятия. Это системы комплексной автоматизации малых, средних и даже больших предприятий, увязывающих в одно целое различные их службы. Можно здесь отметить системы "Абакус" (компания "Омега"), "Галактика" ("Новый Атлант"), "Остин" (Торговый дом "Останкино"), "БОСС" ("АйТи"), "Парус" ("Парус"). Это также примета времени и, что еще более характерно, подобные системы развиваются от автоматизации малых предприятий к большим, как, например, система "БОСС", чья первая версия была рассчитана на малые и средние предприятия, а вторая, представленная на выставке, нацелена на большие структуры.

Однако самое интересное - появление на выставке того, для чего в стране пока нет социальной базы. Я имею в виду программы ведения личных финансовых дел. На Западе они более чем популярны (не зря же Билл Гейтс хотел купить компанию Intuit, чей известный продукт Quicken - самый яркий представитель этой софтверной породы), у нас раньше отсутствовали, так как денег у населения не так много, чтобы не пересчитать их вручную, а налоговая полиция не настолько активна, чтобы создавать проблемы каждой российской семье. Однако и "Парус", и "Арсеналъ" такие системы выпустили. Система первой называется "Эконом", она разработана под DOS. Она копит за вас деньги, планирует бюджет, анализирует структуру расходов, помогает печатать квитанции на оплату коммунальных услуг. "Арсеналъ" пошел дальше: его система "Декарт", способная выполнять функции "Экорнома", работает под Windows, может использоваться как дома, так и в офисе (например, удобна для бизнес-менеджера, занимающегося финансовым планированием), работает с валютами и поддерживает операции с пластиковыми картами. Стоимость обеих систем невелика, особенно "Эконома", но в случае с "Декартом" может быть для пользователя пластиковых карт совсем мала: "Арсеналъ" уже провел результативные переговоры с рядом отечественных банков, эмитирующих разнообразные карты и уже в марте-апреле многие из тех, кто получил в банках дебетные или кредитные карты, сможет стать также обладателем коробки с "Декартом".