Не буду касаться проблем образования как такового. Попытаюсь оценить возможные источники получения специалистами технической информации в области систем управления базами данных, поскольку эта область мне ближе всего. Наверное, многое из нижесказанного может быть верным и для других областей информационных технологий. Итак, по порядку.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Очень желательно для работы в данной области. Если речь идет о построении сложных информационных систем, мало знания только надстройки. Очень полезно знать также, на чем эта надстройка базируется. Но фундаментальное образование - и есть фундаментальное. Оно дается человеку один раз и получить его надо так, чтобы не было мучительно больно... стоп, о чем это я? В общем оно, конечно, очень желательно, но рассматривать его в качестве источника получения актуальной информации в интересующей области нельзя.

КНИГИ. С книгами совсем плохо. До сих пор лучшими, на мой взгляд, остаются переведенные книги Дэйта (1980!) и Ульмана (1986). Конечно же, появилось очень много как переведенных, так и отечественных книг, посвященных конкретным продуктам (хотя продукты эти в основном для ПК). Но за эти годы технология продвинулась далеко вперед. И про эти продвижения нам приходится узнавать из журналов или непереведенных книг, которые не очень широко доступны.

ЖУРНАЛЫ. Хороший источник. Только журналов мало. В России.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. Сложный программный продукт невозможно освоить и использовать без документации. Не помогут никакие help"ы. Только одной документации мало.

ОБЩЕНИЕ С КОЛЛЕГАМИ. Хорошее дело. Осталось определить только время и место. Впрочем, с развитием сетей все сильно упрощается. И время и место одно - СЕТЬ. Имея доступ к какой-либо широкомасштабной сети можно сильно расширить круг общения со специалистами в интересующей области. Главная задача - найти человека, который знает больше и сможет поделиться своими знаниями.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ. Бывают двух видов - общеобразовательные и по конкретным продуктам. Абсолютно необходимы. Первые восполняют пробелы в фундаментальном образовании (даже при отсутствии такового). При этом, правда, трудно втиснуть материал годового академического курса в одну неделю, но альтернативы нет. Послушать курс про конкретный продукт очень полезно. В том случае, если вы уже определились с технологической ориентацией и этот продукт купили. Чем перерывать гору технической документации, проще послушать квалифицированных преподавателей.

СЕМИНАРЫ. Очень здорово. И людей посмотреть, и себя показать. И с коллегами пообщаться. Одно плохо - подавляющее большинство таких семинаров предназначены для специалистов, ориентирующихся на конкретный продукт. Об этом продукте много чего можно узнать, а о конкурирующих с ним - вряд ли.

КОНФЕРЕНЦИИ. Как и учебные курсы, посвящаются либо конкретным продуктам, либо конкретной области технологий. Проводятся у нас все чаще и чаще. И все больше их появляется технических. Отличаются от семинаров не только количеством участников и регулярностью проведения, но также масштабностью и широтой тематики. От хорошей конференции человек получает, во-первых, исключительную возможность общения со своими коллегами и единомышленниками, во-вторых, доступ к наиболее свежей и достоверной технической информации, и в-третьих, качественные и современные лекционные материалы. От хорошей конференции.

ВЫСТАВКИ. Основные наши выставки все больше и больше превращаются в гигантские шоу с оркестрами и коктейлями. С огромным количеством посетителей, желающих осмотреть все и вся. Как ни пытаются организаторы отсеять "лишних" посетителей, удается это далеко не всегда. Да и не очень нужно. Для шоу. А специализированной выставки по системам баз данных у нас вообще нет.

Что же делать на выставке специалисту? Можно набрать кучу проспектов и других материалов. Правда, как правило, все эти материалы маркетинговые. Можно, выловив на стенде специалиста фирмы, пытать его на технические темы. При этом часто выясняется, что проще приехать в офис фирмы после выставки и там получить ответы на интересующие вопросы. Если не надоест ездить по всем фирмам. На выставке-то они собраны в одном месте и обойти их всех можно за несколько дней. Тем более, если специалист не из того города, в котором проводится выставка.

Вот такая картина. Все источники нужны, все источники важны. По возможности нужно пользоваться всеми ими. Если есть такая возможность. Если нет, приходится выбирать. И лучше при таком выборе не ошибаться.


Андрей Волков - главный редактор журнала "Системы Управления Базами Данных". С ним можно связаться по электронной почте: volkov@osp.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями