Как считают "умеренные", у мэйнфреймов остается вполне законная роль в коммерческих приложениях с большими объемами транзакций и повышенными требованиями к пропускной способности. Они утверждают, что уровень предлагаемых сетевых систем еще не настолько высок, чтобы мэйнфреймы могли потерять свою роль надежной технологии с "правильным" соотношением цены и производительности.

Защитники мэйнфреймов говорят по этому поводу, что нет смысла покупать, обучать и запрягать дюжину собак, если перетащить груз может одна проверенная рабочая лошадь, за которую к тому же уже уплачено.

"Но вы же пришпориваете мертвую лошадь, - спорят с ними сторонники более новых информационных технологий. - Вы живете в дорогом, архаичном и мертвом прошлом. Даже если мы затратим средства на нашу, так называемую собачью упряжку, это - вклад в будущее. Это будущее открытых систем, масштабируемых архитектур, работы с различными операционными системами на одном и том же процессоре, приложений для портативных систем и перспективных инструментальных средств".

Многие компании занимают промежуточную позицию. Минимизируя инвестиции в новые приложения ОС MVS, они существенно сокращают поддержку мэйнфреймов. Такая стратегия приводит к естественному угасанию больших блоков, так как приложения морально устаревают и заменяются более современными технологиями.

Парадоксально, но меньше всего делают для обеспечения жизнеспособности мэйнфреймов сами их производители, прибыль которых от этого как раз и зависит. Сегодня, когда IBM и другие производители реализуют масштабируемые мэйнфреймы с параллельной архитектурой, основанные на CMOS-технологии, у больших компаний появился выбор. Эти системы предлагают гораздо большую емкость, чем самые большие мэйнфреймы, а по цене они вполне могут конкурировать с небольшими серверами, которые только тянутся к производительности больших машин.

Наиболее важным событием, однако, остается появившаяся в прошлом году открытая версия системы MVS. Она предлагает пользователям мэйнфреймов работу в любой из операционных систем UNIX или Microsoft Windows NT, сохраняя при этом надежность и управляемость, необходимые для высокомасштабируемых, критичных приложений. Станет ли эта последняя разработка, распространяющаяся на достаточно далекие от традиционных для мэйнфреймов сферы применения, спасательным кругом для них? Можно ли рассматривать мэйнфреймы просто как очень крупный сервер в расширяемой сетевой архитектуре? Даже если открытая версия MVS и делает мэйнфреймы восприимчивыми к миру клиент/сервер, нужно решить массу проблем, чтобы они получили в этом мире полноправное гражданство.

Необходимы сетевые средства, которые могут соединить расширяемую архитектуру с функциями распределенной сети для клиентов и серверов разных уровней. Кроме того, важно понять, обладают ли средства разработки, реляционные базы данных и приложения для современных серверов способностью к масштабированию в той степени, которая требуется для поддержки таких широких возможностей мира мэйнфреймов.

Единственное, о чем стоит говорить, судя о будущем мэйнфрейма - это то, насколько он соответствует технологиям, рассчитанным на коммерческую информацию определенного класса. А тем, кому необходимы его возможности, гораздо полезнее воспользоваться мэйнфреймом сегодня, чем ждать, когда появиться реальная возможность выбора среди разных платформ. n


Хоппер - президент консалтинговой ассоциации Max Hopper & Associates (Даллас).