Hаконец-то закончилось ожидание для пока немногочисленного отряда российских сторонников операционной системы IBM OS/2 WARP - 30 августа компания представила в Москве ее локализованную версию. О начале локализации OS/2 Warp IBM объявила еще год назад, а потом последовало анонсирование оригинальной версии этой ОС в США.

Представление 30 августа в Москве прошло одновременно с объявлением других локализованных версий в Восточной Европе.

Однако, как подчеркнул генеральный директор IBM Восточная Европа/Азия Клайв Стичбери, "российский рынок играет ключевую роль для компании в продвижении OS/2 Warp", что понятно: это наиболее емкий рынок во всей Восточной Европе. Hадежды на успешное продвижение Warp в России IBM связывает с работой отдела программных средств, созданного весной этого года.

Локализация системы проводилась самой IBM, она заняла около года, но затраты на ее проведение представители компании обнародовать отказались. Они утверждают, что ошибок при локализации удалось избежать - отличия в коде для русскоязычной ОС по сравнению с оригинальной версией сведены к нулю, так как - в отличие от аналогичных продуктов других фирм - везде используется однобайтовая кодировка символов. Значительные усилия IBM приложила для выработки стандарта на адекватный перевод меню, окон диалога и справочной системы, так как в дальнейшем планируется использование той же терминологии при локализации других программных систем. На пресс-конференции представители IBM объявили о планах по локализации в течении года практически всей линии программных продуктов под OS/2.

В комплект поставки русскоязычной версии вошел набор дополнительных утилит Bonus Pack, включающий, в частности, интегрированный пакет IBM Works, во многом подобный Microsoft Works для Windows, и набор программ для работы с глобальными телекоммуникационными сетями Internet Connection, противопоставленный IBM Microsoft Network for Windows 95. Так как использование этой системы в России может быть затруднено (она предусматривает оплату за услуги кредитной картой), Питер Барц, менеджер по программе Internet IBM Центральная Европа/Россия, специально подчеркнул, что "для привлечения дополнительных клиентов и партнеров фирма планирует предоставить российским компаниям шлюз для доступа к Internet через собственную сеть IBM".

Правда, для успешного продвижения на рынок России этого может быть недостаточно - темпы продаж пока сильно сдерживаются отсутствием на рынке русскоязычных приложений для OS/2 Warp, хотя уже сейчас на мировом рынке для этой ОС доступно примерно две с половиной тысячи приложений. Чтобы восполнить этот пробел, в России IBM привлекла к своей программе сотрудничества с разработчиками приложений для Warp более 25 программистских фирм, но сроки появления русских приложений, сделанных третьими фирмами, сотрудники IBM не называют. Руководитель отдела программного обеспечения Сергей Комягин не назвал и точное число копий OS/2 Warp, проданных за 4 месяца, сказав лишь, что "продано несколько тысяч копий" и его вдохновляют "темпы роста, ежемесячно увеличивающиеся в разы". К настоящему моменту по миру продано около 9 милионов копий OS/2 Warp. С появлением русской версии Warp Клайв Стичбери надеется, что "по Центральной Европе и России IBM выйдет к концу года на объем продаж, измеряемый цифрой с шестью нулями".

Осенью этого года IBM совместно с примерно 30 российскими компаниями начинает компанию по продвижению новой ОС на рынок. Отказавшись назвать суммы, отпущенные на ее проведение (за прошедшие 4 месяца на рекламу Warp IBM вообще не тратилась), Комягин лишь заметил, что "по масштабам она будет сопоставима с компанией по продвижению в России основного конкурента Warp - Windows 95". Для участвующих в продвижении OS/2 Warp бизнес-партнеров IBM уже начала программу по обучению и сертификации специалистов IBM BESTeam (подробнее о ней см. CWR за 12 сентября 1995). Проведение подобной компании, вероятно, поможет преодолеть сложившуюся на сегодня ситуацию, при которой, по словам Сергея Фенева, президента компании CPS - партнера IBM по продвижению на рынок программного обеспечения, "масса пользователей проявляет интерес к новой платформе, но при этом не знает, где купить коробку".

Один из основных каналов сбыта для любой ОС - ее предпродажная установка на ПК фирмами-производителями вычислительной техники. С этим пока у IBM на территории бывшего СССР дела обстоят неважно: на конец лета IBM подписала только один ОЕМ-контракт с белорусской фирмой IBA, которая не отличается большими объемами продаж. По всему миру подобных контрактов IBM уже заключила около 250.

Предыдущие версии OS/2 позиционировались в основном как системы для корпоративного рынка, но Warp изменила традицию - теперь IBM позиционирует OS/2 Warp как операционную систему для "любого пользователя". В частности, для студентов - IBM установила для учебных заведений специальную фиксированную цену, составляющую 30 немецких марок. Что же касается остальных пользователей, то сейчас из-за недостатка предложения на рынке реселлеры завышают цену на Warp, и она, пока рынок не расширится, по прогнозам представителей IBM составит около 200 доларов за коробку.