Осенью 2015 года аналитическая группа OSP Data и журнал Computerworld Россия при поддержке московского офиса IBM провели исследование «Бизнес в эпоху Больших Данных», в ходе которого был определен уровень зрелости отечественных компаний в отношении использования технологий Больших Данных, проанализированы перспективы их дальнейшего проникновения в российский бизнес.

Исследователи опросили 226 ИТ-руководителей и менеджеров организаций из 18 основных отраслей экономики России, а также представителей научного и бизнес-сообществ. Первоочередное внимание в ходе опроса уделялось реальным и потенциальным заказчикам проектов Больших Данных.

Источник: Computerworld Россия / OSP Data, 2015

Пестрый ковер

Как показал опрос, к использованию Больших Данных уже приступило значительное количество организаций – 38% респондентов. Наиболее высоким оказался уровень проникновения технологий Больших Данных в транспортной отрасли (53%) и здравоохранении (50%), самый низкий показатель зарегистрирован в производственных компаниях, не относящихся к нефтегазовой отрасли и ТЭК (21%). В маркетинге и продажах применение Большим Данным нашли свыше половины опрошенных (53%), почти половина (49%) отметили, что Большие Данные используются в управлении организацией в целом, 42% применяют Большие Данные в области финансов и контроллинга, 37% – в логистике.

Несмотря на то что принципиальных препятствий, мешающих внедрению технологий Больших Данных, организации не видят, многие не торопятся с их внедрением. Больше половины (55%) из тех, кто еще не использует, но намерен делать это в будущем, планируют начать проекты Больших Данных не раньше чем через два года. Одна из возможных причин задержки состоит в том, что Большие Данные далеко не везде попали в поле зрения топ-менеджмента. Выяснилось, что при выработке стратегических решений в области Больших Данных руководители верхнего звена задействованы лишь в 23% организаций, а 19% респондентов посетовали на отсутствие спроса со стороны сомневающихся владельцев и инвесторов.

Как следствие, эти технологии не стали частью корпоративной стратегии, не считаются приоритетными и зачастую не получают достаточного финансирования. Респонденты подчеркивают, что именно критерий доходности, окупаемости проекта сейчас имеет ключевое значение. Бизнесу сегодня необходимы неопровержимые доказательства – непосредственное увеличение показателей бизнес-процессов, охваченных проектом. Между тем мгновенного радикального улучшения в результате внедрения технологий Больших Данных, как правило, не происходит. Причиной диссонанса между ожиданиями и практикой обычно становится незрелость корпоративной культуры. Большинству компаний еще только предстоит поставить данные в центр своих бизнес-процессов. Им необходимо понять, что данные – это едва ли не самый ценный ресурс и его освоение должно стать частью корпоративной политики.

Первопроходцы

Наибольшее число организаций, в которых Большие Данные применяются, относятся к сфере науки и образования, финансовому и страховому секторам, телекоммуникациям, нефтегазовой индустрии и ТЭК, а также торговле и транспорту. То, что многие организации из сферы науки и образования используют Большие Данные, можно объяснить в первую очередь их гносеологическим интересом к этому направлению – оно открывает широкие возможности для НИОКР с последующим выводом на практическое применение наиболее перспективных исследовательских разработок. Финансовые организации, страховые и телекоммуникационные компании традиционно накапливают большое количество данных и в силу своей специфики вынуждены обрабатывать часть этих данных в реальном времени. В нефтегазовых, торговых и транспортных компаниях также имеются значительные объемы накопленных данных, но по мере распространения технологий Интернета вещей и цифровой трансформации в этих секторах появляется много новых источников, порождающих интенсивные потоки данных, которые полезно анализировать, причем часть из них нужно обрабатывать оперативно, в реальном времени или близком к нему режиме.

Уровень проникновения технологий Больших Данных в других секторах промышленности в целом невысок. Возможно, это объясняется особенностями оценок, которые дают респонденты: например, системы уровня АСУ ТП, порождающие значительные потоки данных, достаточно распространены, предприятия к ним давно приспособились, а потому не считают обработку этих данных проблемой и не склонны рассматривать их как Большие Данные.

Две трети организаций, использующих Большие Данные, находятся в Москве (67%). Впрочем, заказчики проектов Больших Данных есть также в Санкт-Петербурге и ряде крупных региональных центров.

Приблизительно треть респондентов (30%) заявили, что в их организации использование Больших Данных находится на стадии промышленной эксплуатации. 35% опрошенных сообщили, что их организации не просто используют Большие Данные, но развивают этот процесс, а еще 15% «работают над улучшением процесса» их использования. И лишь пятая часть опрошенных отметили, что Большие Данные используются в тестовом режиме. Похоже, российские организации, работающие с Большими Данными, достигли достаточно высокого соответствующего уровня зрелости и сейчас накапливают опыт и знания, чтобы заняться усовершенствованием процессов использования Больших Данных.

Почти 58% представителей организаций, не использующих Большие Данные, заявили, что планируют их использовать. Наибольшее число таких организаций относится к сфере науки и образования. Многие из тех, кто планирует использовать Большие Данные, работают в промышленных и производственных компаниях, госструктурах, на предприятиях розничной и оптовой торговли, в финансовом секторе, нефтегазовой промышленности и ТЭК, телекоммуникационных компаниях.

Источник: Computerworld Россия / OSP Data, 2015

Инициаторы

Стратегические решения о реализации проектов Больших Данных в российских компаниях по большей части принимают ИТ-директора. Однако инициативы по внедрению технологий обработки и анализа Больших Данных могут исходить от руководства организации и менеджеров ключевых направлений бизнеса, во многих случаях решение принимается коллегиально. Это свидетельствует о том, что в российских организациях все больше начинают осознавать стратегическую значимость Больших Данных как инструмента, помогающего решать определенные бизнес-задачи, или даже как одной из основ бизнес-стратегии.

39% участников опроса назвали руководителя ИТ-подразделения в числе тех, кто принимает стратегическое решение о реализации проектов Больших Данных, чуть больше половины (55%) сообщили, что принятие такого решения – всецело прерогатива ИТ-директора.

Инициаторами проектов Больших Данных, наряду с лидером ИТ-департамента, могут выступать руководители маркетинговой службы (их, как принимающих решение о реализации проекта – единолично или вместе с менеджерами других подразделений, отметили 13% респондентов), руководители финансового отдела (12%) и руководители отдела продаж (11%).

Перспектива

Источник: Computerworld Россия / OSP Data, 2015

Участники опроса полагают, что в перспективе Большие Данные найдут применение в самых разных областях бизнеса, государственного управления и науки, помогут решать множество задач предприятиям и организациям всех основных отраслей экономики, а также социальной сферы. Как полагают респонденты, Большие Данные имеют чрезвычайно высокий потенциал для использования в области маркетинга. Повышение оперативности профилирования продуктов компании в соответствии с потребностями рынка, которой можно добиться благодаря использованию Больших Данных, назвали наибольшее число опрошенных (29%). Свыше четверти респондентов (26%) считают перспективным направлением повышение эффективности маркетинговых исследований, и 22% полагают, что Большие Данные могут пригодиться для анализа влияния маркетинговой стратегии компании на реальные финансовые результаты. Таким образом, можно предположить, что те компании, которые еще только планируют задействовать инструменты Больших Данных или присматриваются к ним, скорее всего, начнут экспериментировать с ними именно в маркетинге.

Четверть всех респондентов потенциал Больших Данных видят в области информационной безопасности, то есть для обнаружения инцидентов, обеспечения непрерывности бизнеса компании и мониторинга инфраструктуры.

Более 15% опрошенных указали на потенциал Больших Данных в области анализа дебиторской задолженности, будущих платежей и управления активами, что, видимо, объясняется важностью этих задач в нынешней непростой экономической ситуации. Перспективу в поддержке прочих бизнес-процессов отметили 23% респондентов.

Препятствия

60% компаний, реализующих проекты Больших Данных, признали, что в ходе работ столкнулись с трудностями. Часть этих респондентов дали развернутые ответы, среди которых чаще всего упоминается проблема сбора данных и их качества – о ней рассказали 30% участников.

Отдельный и сложный вопрос – интеграция данных в подобных проектах. Кроме того, для удобства анализа данных зачастую требуются их реинжиниринг и переформатирование. Как показывает практика, именно на решение проблем с данными приходится до 70% работ в аналитических проектах.

Многие респонденты жалуются на то, что у владельцев бизнеса нет понимания целесообразности исследований Больших Данных. Это, по мнению опрошенных, объясняется нехваткой объективной, немаркетинговой информации о реализации проектов в российских компаниях и полученных ими конкретных выгодах.

Есть и административные барьеры: использование Больших Данных влечет за собой пересмотр (либо игнорирование) действующих в компании политик и правил, а это является большой проблемой.

Выводы

Зарубежные аналитики расходятся в оценках динамики развития рынка Больших Данных в ближайшем будущем. Например, согласно прогнозам IDC, в ближайшие пять лет среднегодовой рост глобального рынка технологий Больших Данных составит 23%, причем к концу этого периода рынок приблизится к отметке 50 млрд долл. Рост прогнозируется в каждом сегменте – программных решениях, инфраструктуре и сопутствующих консалтинговых услугах. Тем не менее темпы роста рынка – особенно в процентном выражении – постепенно замедлятся по причине снижения цен на оборудование и все более широкого использования открытых решений, считают в IDC. Серьезно ограничивать развитие рынка будет и дефицит квалифицированных кадров в сфере Больших Данных. В Gartner придерживаются мнения, что инвестиции в технологии Больших Данных растут медленнее, чем раньше. В ближайшие два года проекты Больших Данных начнут 73% компаний, что лишь на 3% больше, чем в 2014 году. При этом наблюдаемый рост инвестиций практически не отражается на объеме внедрения технологий. Основные вложения по-прежнему приходятся на разработку стратегии, а также на пилотные и экспериментальные проекты. Однако отмечается улучшение в понимании технологий и повышение готовности к исследованию их возможностей. Аналитики Ovum в своих оценках более оптимистичны и заявляют, что рынок решений для работы с Большими Данными будет расти на 50% в год. По их мнению, эпоха экспериментов с технологиями заканчивается и организации пытаются монетизировать используемые решения, чтобы на практике увидеть их коммерческую ценность.

Автор методики российского исследования, главный эксперт OSP Data Александр Барсков, убежден: отчеты международных аналитиков, которые описывают общую, притом разную картину, необходимо дополнять исследованиями на местном уровне, что и было сделано в рамках этого проекта.

Исследование OSP Data, Computerworld Россия и IBM, учитывающее местную специфику, подтверждает этот тезис, демонстрируя, что на российских предприятиях и в организациях технологии Больших Данных уже нашли достаточно широкое применение. Хотя наибольшее распространение они получили в маркетинге и управленческих процессах, в целом спектр их применения весьма разнообразен и охватывает практически все ключевые бизнес-направления, а также специализированные отраслевые задачи. Немало отечественных организаций рассматривают Большие Данные как универсальный инструмент, позволяющий добиваться нового уровня эффективности в различных сферах деятельности. Важен и тот факт, что почти половина респондентов, уже использующих Большие Данные, активно ищут новые области применения этих технологий. Перспективы выглядят весьма обнадеживающими. Авторы исследования не сомневаются: решения в области Больших Данных – ключевой элемент повышения эффективности бизнеса и перехода к принципиально новым моделям цифровой экономики.