Производственные предприятия неуклонно приближаются к новой, четвертой по счету промышленной революции. И пусть далеко не все вместе с Gartner видят, что производство уже на пороге великой цифровизации, и далеко не все согласны с тем, что Интернет вещей уже проник на предприятия и обработка Больших Данных нужна производству уже сегодня, суть в другом: промышленная цифровизация производства идет, причем заинтересован в ней бизнес.

Во многом восприятие происходящего сегодня в промышленности опирается на отношение к тому, что говорят аналитики ИТ-рынка и вслед за ними ИТ-поставщики. Так, Игорь Калюжный, вице-президент по ИТ компании «Башнефть», выступивший недавно на очередном форуме ITMF 2015, организованном издательством «Открытые системы», признался, что весьма скептически относится к терминам и тенденциям, о которых заявляют аналитики, поскольку за этими понятиями, как правило, кроется интерес ИТ-поставщиков к «подогреву» рынка: когда спрос на отдельные виды технологий начинает падать, аналитики придумывают для них новые термины и выводят на рынок то, что уже и так было, но под новыми «ярлыками». Такие «модные» нынче тенденции, как Интернет вещей и Большие Данные в промышленности, — не исключение, поскольку и автоматизация производства на уровне АСУТП велась достаточно давно, и обработка данных от датчиков и цифрового оборудования в реальном времени шла вполне успешно, и накопление информационных потоков в хранилищах данных тоже производилось, и анализом этих данных никого давно уже не удивишь.

 

В «Башнефти» цифровизацию производства воспринимают не как очередную модную тенденцию, которой надо следовать, чтобы «быть в тренде». Для компании цифровизация — это широкий спектр возможностей повысить эффективность, и в первую очередь — снизить издержки. А потому и целесообразность проектов цифровизации оценивается именно с точки зрения эффективности.

В частности, по словам Калюжного, в нефтегазовом секторе очень эффективны проекты цифровизации в области добычи нефти, а также сбыта нефтепродуктов. Что касается нефтепереработки и энергетики, то окупаемость инвестиций в цифровизацию производства здесь не настолько быстрая, поэтому прежде чем начинать их сегодня, следует тщательно проанализировать экономическую целесообразность. Многое при этом будет зависеть от критериев оценки пользы от реализации проекта. Например, на одном из заводов замена пневматических клапанов на электронные окупается, согласно расчетам, примерно за пять лет — это не так быстро, как хотелось бы. Однако же эта замена дает возможность быстро и точно сводить баланс, что тоже может расцениваться как польза для бизнеса.

Серьезный эффект цифровизация производства способна дать в случае, если одновременно с ней внедряются новые подходы к организации производственных процессов. Например, «Башнефть» не ограничилась цифровизацией своих буровых площадок, включая развертывание на них телематических средств, но также создала центр сопровождения бурения, который позволяет в режиме реального времени получать информацию о строении пласта с 12 скважин, принимать оптимальные решения по проводке и конструкции ствола скважины. Высококвалифицированные специалисты центра сопровождения могут анализировать не только данные, получаемые непосредственно со скважин, но и собранные и накопленные геолого-геофизические данные прошлых лет, определять, что именно и почему происходит в данный момент на скважинах, и дистанционно управлять ими, привлекая специалистов на буровых. Это позволяет не только существенно сократить время реакции на события (потому что теперь специалистам центра не нужно ехать на скважину), но и гораздо эффективнее распределять усилия и рабочее время высококвалифицированных сотрудников.

Как видим, цифровизация производства идет. На иные предприятия новая волна цифровизации придет вместе с оборудованием нового поколения, приобретенным и развернутым в ходе строительства новых производственных объектов или коренной реконструкции имеющихся. На других предприятиях она начнется благодаря инициативам по установке цифровых датчиков и систем для передачи сигналов от них на оставшееся с советских времен оборудование. Работа предстоит огромная. Успех во многом будет зависеть от уровня взаимопонимания между теми, кто управляет производством, и теми, кто управляет ИТ. Обеим заинтересованным сторонам будет лучше, если они сядут за стол переговоров и начнут обсуждать потребности производства в новых ИТ как можно раньше.