Александр Першутов, директор службы ИТ компании «Седьмой Континент», развивающей сеть магазинов различных форматов, к использованию облачных услуг относится прагматично: если имеется частное облако и если есть возможность приобрести облачные услуги извне, то решение о том, создавать ли конкретный облачный сервис своими силами или покупать его у провайдера, должно приниматься исходя из конкретных обстоятельств, с обязательным учетом экономической целесообразности этого шага и сопутствующих рисков, — только так удастся и добиться реальной пользы для бизнеса, и удержать риски на приемлемом уровне. В беседе с нами Першутов делится опытом использования гибридного варианта облака и раскрывает некоторые секреты управления публичными облачными сервисами.

Александр Першутов, директор службы ИТ компании «Седьмой Континент»
Александр Першутов, директор службы ИТ компании «Седьмой Континент»

Каковы, с вашей точки зрения, перспективы у облачных вычислений?

Могу предположить, что в будущем большинство компаний, в первую очередь те, что не связаны с особо секретной информацией, почти все ИТ-сервисы переведут в облака — частные или публичные. Этот шаг вполне естественен в отношении хорошо стандартизованных сервисов, таких как бухгалтерский, кадровый учет, электронная почта, другие коммуникационные сервисы и пр.

В самом ли деле использовать облака в России уже сегодня полезно и выгодно?

Отчасти да, но лишь отчасти: не все сервисы выгодно передавать в облака. Оптимально приобретать сервисы, которые хорошо стандартизованы и применяются широким кругом пользователей-потребителей для решения своих частных задач, — например, те же коммуникационные сервисы, электронную почту и подобные. Остальные функции пока лучше развертывать в рамках собственной инфраструктуры (например, в частном облаке). Ситуацию осложняет то, что в России пока нет страхования рисков, связанных с применением публичных облаков, — соответствующее направление страхового бизнеса еще не развито.

Какие аспекты публичных облаков приятно удивили лично вас?

Порадовала прозрачность отношений: можно договориться, заключить договор с провайдером и получить прозрачное исполнение соглашений, закрепленных в документах. Приобретая услуги из облака, вы перестаете зависеть от конкретных персоналий и в случае непредоставления заказанных услуг с необходимым качеством можете требовать от провайдера компенсацию, предусмотренную договором, — оказывается, такое возможно!

С какими иллюзиями относительно облаков вам пришлось расстаться?

Приобретение сервиса из внешнего облака не гарантирует, что он будет более надежным, более качественным, чем тот же сервис, реализованный собственными силами внутри компании. У провайдера работают люди с такими же недостатками, что и в любой другой организации, и специалисты провайдера пользуются теми же рекомендациями ITIL и прочими стандартами. Мне пришлось расстаться с иллюзией, что кто-то может сделать сервис с уровнем качества выше, чем мы внутри компании. Вопрос лишь в цене: нередко создание сервиса своими силами обходится дороже, чем приобретение его извне.

Пришлось ли пережить неординарные ситуации, «грозы» после того, как ваша компания начала переход к облачным системам?

Когда переход начался, ни мы, ни наш провайдер не представляли всего спектра ситуаций с облачными услугами, которые могут произойти. Сценарии работы в нестандартных ситуациях мы дорабатывали позже. Такие ситуации, конечно, были, они решались совместными усилиями. Если нечто подобное произойдет в будущем — и мы, и провайдер знаем, что в этих случаях делать.

Как переход к облачным вычислениям восприняли топ-менеджеры компании? В частности, как финансовый директор отнесся к тому, что часть затрат перешла из капитальных в операционные?

Я исхожу из того, что ИТ-департамент — сервисное под­разделение, работающее в интересах бизнеса. Топ-менеджерам неважно, каким образом компании предоставляются ИТ-сервисы — на базе ИТ-инфраструктуры своей или субподрядчиков. Важно другое — насколько качественно предоставляются сервисы и какова их стоимость. Между компанией и ИТ-подразделением заключен договор о качестве предоставления услуг, и моя задача — выбрать наиболее подходящий способ их создания или приобретения.

Конечно, топ-менеджеры слышат о том, что компания пользуется облачными сервисами, но не более того. Скорее, они воспринимают их как данность. Да, при случае они могут похвалиться, что наша компания идет в русле всемирных тенденций. Вместе с тем облачная сущность сервисов — далеко не самый главный критерий при выборе ИТ-услуг. Я должен обеспечить высокое качество ИТ-услуг для бизнеса, поэтому я выбираю, как этого добиться.

Касательно отношения топ-менеджеров к тому, что при переходе в облака затраты переходят из капитальных в операционные, могу сказать: все зависит от конкретной стадии развития, в которой находится компания. Бывают периоды, когда топ-менеджеры более заинтересованы в повышении капитализации, а бывают, когда больший приоритет получают операционные расходы. В нашей компании в данный период ее развития топ-менеджеры одобряют переход от капитальных к операционным затратам. Если говорить о финансовом директоре, то операционные затраты для него более предпочтительны (а при правильном подходе расходы на облачные сервисы прозрачны и предсказуемы), нежели инвестиционные затраты вместе с плохо предсказуемыми последующими затратами на персонал, обслуживание новых систем и пр.

Как считаете, какие аргументы могут способствовать одобрению перехода в облака руководителями других организаций? Только ли о прямой финансовой выгоде следует им рассказывать?

Облачные вычисления можно предоставлять на основе собственной ИТ-инфраструктуры, обслуживая ее своими силами, а можно приобретать извне. Решая, что выбрать — частные или публичные облака, следует, я думаю, исходить из двух критериев: экономической целесообразности (в первую очередь стоимости) облачных сервисов и совокупной оценки рисков, связанных с каждым из двух этих вариантов. Зная приоритеты бизнеса, можно рассказать о затратах и рисках и убедить в том, что на ваш взгляд выгоднее.

Александр Першутов

Возраст: 36 лет

Образование: Московский государственный институт электроники и математики, специальность «математические методы исследования операций в экономике»

Послужной список последних лет:

2008 – настоящее время

ТД «Седьмой Континент», директор службы ИТ

2002

«7К-доставка», заместитель генерального директора, участвовал в проекте открытия первого в России крупного интернет-магазина и службы доставки продуктов питания в Московском регионе

1997 – 2008

«Седьмой Континент», работал на разных должностях

Как удалось преодолеть опасения топ-менеджеров относительно информационной безопасности облаков?

Ситуация была не такой уж драматичной, поскольку вовне передавались далеко не самые критически важные для бизнеса сервисы. К тому же риски утечки информации через провайдера услуг гораздо ниже, чем риски утечки изнутри компании. Их можно отразить в соглашении с провайдером — это большое преимущество облаков. Защититься от рисков утечки изнутри компании гораздо сложнее, это требует больших затрат — возможно, даже больших, чем стоимость самой информации. Да и компенсировать потери от таких рисков в полной мере практически невозможно. Отмечу: наша компания — торговая, а потому ущерб от разглашения конфиденциальной информации не настолько серьезен. На предприятии оборонной промышленности оценка рисков наверняка была бы иной и принимаемые на ее основе решения тоже.

Какие именно услуги приобретаются из облака?

В основном это инфраструктурные сервисы, обеспечивающие коммуникации, а также получение дополнительных вычислительных мощностей. В любом случае критически важные данные хранятся внутри компании.

Каким образом осуществляется управление облачными рисками сегодня? В частности, имеется ли у компании план на случай перехода от одного облачного провайдера к другому или из внешнего облака к традиционным вычислениям?

Основные риски, которые влияют на ежедневную эффективность, связаны с доступностью облачных услуг. Мы регулярно отслеживаем уровень их доступности и, если видим, что он снижается, немедленно связываемся с провайдером. Если снижение доступности привело к потерям, мы требуем от провайдера компенсации — прецеденты уже были. Впрочем, здесь нет ничего принципиально нового — все примерно то же, что и при взаимодействии с любым другим поставщиком услуг.

Второй риск, который приходится либо принимать, либо пытаться минимизировать, — это возможный ущерб в результате потери информации, хранящейся у поставщика услуг. Чтобы его минимизировать, нам необходимо обеспечить архивирование данных собственными силами. Можно и принять этот риск, но прежде нужно убедиться, что поставщик услуг достаточно серьезно относится к архивированию и обеспечивает его вполне надежно.

Теперь — что касается плана перехода. В компании используется гибридное облако — оно дает возможность в случае разрыва отношений с облачным провайдером быстро и практически незаметно для бизнеса развернуть на собственной площадке сервисы, аналогичные тем, что приобретались извне. Передача облачных услуг от одного провайдера к другому в России пока что вызывает немалые затруднения (по крайней мере, быстро передать не получится). Главная причина в том, что уровень стандартизации облачных сервисов на данный момент невысок.

На какие аспекты облаков больше всего было нареканий от пользователей? В чем их основные претензии сегодня?

Конечные пользователи не оперируют такими понятиями, как облачные вычисления, и большинство наверняка не знает о том, что пользуется ими каждый день. Пользователям важно качество ИТ-сервисов, а не кто их предоставляет. Это вполне естественно: никто ведь сегодня не задумывается, откуда в офис поступает чистая вода — из собственной водонапорной башни компании или по городскому водопроводу. Сделать так, чтобы услуга предоставлялась, причем вполне качественно и недорого, — это задача специалистов, отвечающих за инфраструктуру.

Любой ИТ-сервис, который мы предоставляем нашему бизнесу, — облачный. В нашем ЦОД внедрена виртуализация, и мы в любой момент можем масштабировать предоставление сервиса в зависимости от требуемого количества ресурсов, причем по разным моделям: IaaS — с точки зрения ИТ-службы и SaaS — с точки зрения конечных пользователей. Наиболее критичные для бизнеса ресурсы дублируются.

Какие самые заметные изменения произошли в бизнес-процессах вашей компании после перехода к облачным вычислениям?

Бизнес-процессы пользователей никак не изменились, несколько другими стали процессы внутри ИТ-департамента — он перешел на сервисную модель деятельности. Определив, какие сервисы нужны бизнесу, и оценив потребности в ресурсах (как технологических, так и людских), мы выстроили облачную инфраструктуру внутри компании и научились масштабировать ее, приобретая дополнительные ресурсы в виде услуг извне. Зачастую это обходится дешевле.

Какие новые роли ИТ-сотрудников появились и какие исчезли после перехода вашей компании к облачным вычислениям?

У нас появились сотрудники, которые отвечают перед бизнесом за конкретные сервисы. Эти менеджеры выстраивают внутри ИТ-департамента работу по предоставлению сервисов (в том числе предлагают, каким образом их обеспечивать — своими силами или приобретать во внешних облаках), несут ответственность за их качество, а также обрабатывают запросы пользователей на изменение сервисов. Похожим образом у нас в компании работают все сервисные подразделения: бухгалтерия, кадры и пр.

Основа вашей сервисной модели — ITIL?

Мы используем рекомендации ITIL, но придерживаемся их не очень строго.

Есть ли какая-нибудь специфика при использовании облачных вычислений мобильными пользователями?

Во внешнем облаке все вопросы аутентификации и информационной безопасности ложатся на поставщика услуг, ИТ-подразделение от этих забот избавлено. С точки зрения конечных пользователей, при переходе из частного облака в публичное или обратно изменения практически незаметны.

Чем отличается роль ИТ-директора компании, активно пользующейся облачными услугами, от роли ИТ-директора в привычном представлении? Какой она может стать, если компания все функции бизнес-приложений будет приобретать из облака?

Думаю, роль CIO останется прежней, поскольку, на мой взгляд, его функции никак не зависят от способа предоставления услуг. Как выбор языка программирования для создания какого-то конкретного приложения не должен происходить на уровне CIO, так и выбор подрядчика (внешнего или внутреннего) не должен замыкаться на роли CIO. Этот выбор зависит от множества факторов, начиная от ситуации на рынке труда и предложения ИТ-услуг в данном регионе и заканчивая особенностями конкретной компании, включая объем запросов к сервису, его критичность для бизнеса и т. д. Вполне возможно, например, что через год мы откажемся от внешних облаков и все будем делать сами, но также возможно, что мы, напротив, расширим круг облачных сервисов, приобретаемых извне, поскольку это будет выгоднее, чем создавать и обеспечивать сервис своими руками. С точки зрения управления здесь нет ничего нового. Более того, все процессы в организации, предоставляющей ИТ-сервисы, примерно такие же, как и в организации, обеспечивающей услуги любого другого типа.

Что наверняка меняется при переходе к использованию внешних облаков, так это роли руководителей сервисов — им придется научиться работать с внешними организациями, оценивать риски компании при работе с подрядчиками-провайдерами, более тщательно определять требования к ним, рассчитывать последовательность шагов как при переходе в облако, так и при выходе из него (нередко эти аспекты упускают из виду), выявлять и оценивать альтернативные пути предоставления услуг и пр.