Бурный рост компании «Модный континент» привел к необходимости стандартизировать и модернизировать бизнес-процессы и ИТ

Еще совсем недавно российские граждане не имели возможности приобрести товары из сегмента fashion по доступной цене. Но за последнее десятилетие такие сети, как Incity, Sela, Oodji и Befree, сумели «приучить» потребителей к тому, что доступные цены могут сочетаться с форматом цивилизованного шопинга. Компания «Модный континент», которая развивает бренд Incity, создана в 2003 году. Несмотря на «поздний» старт, она начала быстро расти и, согласно рейтингу INFOLine & Retailer Russia, к 2011 году вошла в тройку лидеров одежных ретейлеров по выручке на квадратный метр. Среди ее конкурентов сегодня и российские, и зарубежные бренды. «Компания «Модный континент» производит и продает модную одежду, белье и аксессуары. На сегодняшний день в нашей сети почти 400 магазинов Incity на территории России и ближнего зарубежья. Для таких крупных сетевых компаний, как мы, ИТ играют ключевую роль в построении и развитии бизнеса», — рассказывает Александр Артюхов, директор по технологиям и развитию бизнеса «Модного континента».

Александр Артюхов, директор по технологиям  и развитию бизнеса компании «Модный континент»
«С точки зрения ИТ мы не лучше и не хуже своих конкурентов, но мы точно знаем, что нам надо, и четко соизмеряем свои потребности с нашими возможностями», Александр Артюхов, директор по технологиям и развитию бизнеса компании «Модный континент»

Стандартизация

Крупные территориально распределенные ретейлеры организуют свою работу по единым стандартам во всех регионах присутствия: магазины оформляются в едином стиле, в них представлен одинаковый ассортимент товаров, посетители обслуживаются по одним и тем же правилам. Для таких компаний важно, чтобы непрофильные задачи, например техническая поддержка оборудования, решались одинаково качественно в любом регионе России. Когда торговая сеть Incity начала увеличивать количество магазинов и расширять географию присутствия, в том числе за счет франчайзинга, появилась необходимость наладить функциональный контроль и повысить эффективность поддержки ИТ-решений, в том числе в регионах и у партнеров-франчайзи. «Мы должны быть уверены в том, что наши партнеры в полной мере могут использовать те же инструменты, предлагаемые ИТ-системой Incity, что и наши собственные магазины», — рассказывает Артюхов. Чтобы такое стало возможным, был реализован проект по стандартизации как ИТ-инфраструктуры всех магазинов сети, так и ее технического сопровождения. Одновременно для франчайзинговых компаний был сформирован пакет рекомендаций по приобретению и эксплуатации стандартного оборудования. Таким образом, стало возможным обеспечить унификацию и повысить надежность работы ИТ-оборудования магазинов, а его техническое обслуживание было решено передать на аутсорсинг.

Перед Incity встал вопрос выбора единого подрядчика для качественной поддержки кассового решения. Необходимо было, чтобы кандидат соответствовал масштабу ретейлера и обладал опытом работы с территориально распределенными компаниями. В итоге выбор пал на группу компаний Maykor, специализирующуюся на комплексном сервисном сопровождении технического парка и инфраструктуры компаний разных отраслей, в том числе федерального масштаба. Выбор предопределило то, что подрядчик способен оказывать услуги на всей территории России собственными силами (у Maykor 83 филиала и 400 сервис­ных подразделений), гарантируя при этом качество и четко следуя соглашению об уровне обслуживания (SLA), к тому же готов незамедлительно начать обеспечивать бесперебойную работу контрольно-кассовой техники Incity.

Сотрудничество компаний началось летом 2011 года в Уральском федеральном округе, а в августе 2012 года было расширено до масштабов всей торговой сети. На комплексное обслуживание подрядчику сегодня уже передано несколько сотен единиц конт­рольно-кассовой техники в 328 магазинах Incity во всех крупных городах России. «В компании четко прописано SLA для взаимодействия с поставщиком услуг. Что позволяет нам получать от поставщика сервис неизменно высокого качества, и поставщик стремится выполнять свои обязательства на должном уровне, — рассказывает Артюхов. — Это был основной принцип выбора аутсорсера: не должно быть задержек в обслуживании покупателей и очередей из-за технических сбоев в работе контрольно-кассового оборудования».

Основной процесс

Компания стандартизировала не только оборудование в магазинах и его сервисное обслуживание, но и дистрибуцию, рабочие места. «Сегодня у нас есть понимание того, какие учетные системы необходимо использовать и какие перспективы развития у них есть, — говорит Артюхов. — В компании идет постоянный процесс модификации и модернизации ИТ-инфраструктуры: старые системы меняются, появляются новые. На сегодняшний день у нас их около 20, не считая центральных систем, обеспечивающих учетные функции и работу бэк-офиса розницы. С помощью этих систем планируется производство коллекций, они помогают выстраивать всю цепочку поставок, выполняют вспомогательные функции, в том числе для организации интернет-канала продаж».

Для управления жизненным циклом товара используется PLM-система Enovia. После планирования коллекции необходимо спланировать ассортиментную матрицу и разместить заказы на производстве, для чего используется система SAP Planning. Внедрены также: складская система, система аналитической отчетности, корпоративное хранилище данных. «Многое из того, что необходимо для успешной работы на рынке, у компании уже есть. Сейчас мы собираемся перевести на новые рельсы управление товарными запасами и усовершенствовать всю цепочку поставок», — делится планами Артюхов.

Ядром системы является «1С:Управление торговлей», взаимодействующее с аутсорсинговым EDI-порталом для обеспечения работы с поставщиками. На другом конце этой цепи находится WMS-система Logistic Vision Suite. Таким образом, централизованно обеспечивается координация всей логистической цепи от поставщика до распределительного центра, откуда уже товар поступает в магазины. В качестве фронт-офиса в магазинах установлена «1С:Розница».

Из значимых проектов последнего года можно назвать проект по внедрению системы бизнес-аналитики на базе QlikView. «Ретейлеры, которые до сих пор не используют специализированные BI-решения, сегодня проигрывают — у них нет возможности принимать обоснованные и своевременные решения», — считает Артюхов. Проект был начат в ноябре 2012 года и к концу первого квартала 2013 года в основном должен быть завершен. Сегодня уже реализовано более сотни операционных отчетных форм по товаро­движению и частично по финансовому блоку. Пользователями системы являются все бизнес-подразделения компании, включая контрольно-ревизионную службу и логистику. В ходе внедрения, по словам Артюхова, несмотря на достаточную унификацию систем, встречались и неизбежные подводные камни, но проблемы удавалось достаточно быстро решать в самые сжатые сроки благодаря опыту и профессионализму исполнителей.

Перспективы

Сегодня перед компанией стоит задача развития имеющихся решений. Необходимо сделать их более удобными для бизнеса, более производительными, чтобы поднять бизнес на качественно новый уровень. «И это основная задача ИТ-департамента как департамента поддержки бизнеса», — говорит Артюхов.

Поддержка бизнеса со стороны ИТ-департамента строится на принципах ITSM, причем в компании считают, что этот подход можно и нужно использовать не только в сфере ИТ, но и в сервис-менеджменте для бизнеса. Система ServiceDesk изначально была внедрена в рамках процесса управления инцидентами, и сегодня «Модный континент» переходит к ее более широкому использованию. Например, в бизнес-подразделениях ее можно использовать в качестве инструмента обратной связи с магазинами и покупателями. «Сейчас мы заново внедряем систему: планируем расширить до пяти число используемых процессов ITSM, к ним подключаем такие бизнес-подразделения, как департаменты маркетинга и продаж. Совместно с их специалистами мы разработали соответствующие технические задания, проработали различные механизмы реализации, чтобы система максимально отвечала потребностям бизнеса. Надеюсь, сотрудники этих подразделений смогут по достоинству оценить пользу сервис-менеджмента», — продолжает Артюхов.

Применяемые в настоящее время интеграционные механизмы ядра информационной системы компании уже исчерпали возможности для развития, и выправить ситуацию должен проект по изменению архитектуры обмена на уровне «1С». «У «1С» с развитием платформы эволюционно меняется и механизм обмена данными. Для поддержки планов развития компании нам нужно использовать более современные механизмы обмена, совершенствовать их архитектуру и тем самым обеспечить масштабирование производительности текущего ядра системы как минимум в 2–2,5 раза, что эквивалентно росту сети до 1000 и более магазинов», — поясняет Артюхов.

Новые реалии

Дополнительный канал сбыта для компании представляет интернет-магазин. В настоящее время в России этот канал едва покрывает несколько процентов продаж для традиционных офлайн-ретейлеров, в то время как на Западе в тех же сегментах рынка уже достигнута доля в 40–50% продаж. (Правда, в последнее время рост интернет-продаж замедлился.) В России данный канал сбыта еще далек от насыщения. «Поэтому «Модный континент» поставил себе достаточно амбициозные задачи по развитию интернет-канала продаж и прикладывает немало усилий для претворения в жизнь своих планов — от организации специализированного склада до полной автоматизации интернет-магазина», — рассказывает Артюхов. Собственно, ИТ-решение базируется на связке «1С:Управление торговлей» и аутсорсинговой интернет-площадки. Именно это решение было выбрано исходя из лучшего с точки зрения компании соотношения цена/качество.