Такое мнение в ходе форума «IT-Лидер — 2012» высказали участники одной из дискуссий — «Мир будущего глазами лидеров экономики». Например, социальные сети с точки зрения корпоративного сектора вполне можно рассматривать как очередной этап в развитии ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов, это еще и мощный инструмент организации обмена знаниями и эмоциями потребителей такой услуги. Этим инструментом надо уметь пользоваться, а значит — ясно осознавать цель его применения.

Как частная, так и общественная соцсеть полезна прежде всего как средство краудсорсинга, поиска идей, коллективной экспертизы — ее участники могут рассчитывать на быстрое получение исчерпывающего ответа на свои вопросы. Однако такое происходит в том лишь случае, если заинтересованный участник сети смог собрать вокруг себя сообщество компетентных и достаточно открытых экспертов, обладающих обширным опытом, знаниями, умениями и желающих ими поделиться. Кроме того, как считают эксперты, ценность частных сетей (созданных организацией или известным в своих кругах человеком) с точки зрения бизнеса значительно выше, чем общественных.

Есть, естественно, немало негативных аспектов, связанных с социальными сетями. Артем Плетнев, операционный директор по ИТ компании «Рольф», отметил, что бизнес часто оказывается не готов к использованию социальной сети и она тогда для него превращается в своеобразную курилку: здесь без толку расходуется рабочее время и нередко разглашаются коммерческие секреты. По мнению Плетнева, ценность сети зависит от типа сотрудника: менеджерам нижнего уровня управления, чья деятельность строго стандартизована, социальная сеть для решения рабочих вопросов ни к чему, творческие же сотрудники, используя соцсети, могут многого добиться.

Еще одним популярным элементом ИТ-инфраструктуры становятся облака. Как рассказал Александр Краснов, заместитель генерального директора по ИТ компании «Разгуляй», с 2013 года в его компании начнется перенос информационных систем в облака. Этому предшествовал переход к централизованной модели управления ИТ-инфраструктурой. Благодаря переходу на облачную модель, Краснов планирует максимально освободить ИТ-персонал от обслуживания ИТ-инфраструктуры и переориентировать его на решение более сложных задач. Успех перехода будет во многом зависеть от поставщика облачных услуг. Антон Левиков, директор по ИТ группы компаний «Новард», отметил, что одной из частых проблем при использовании услуг зарубежных поставщиков облаков становится слишком длительная задержка сигнала, в результате чего производительность клиент-серверных бизнес-приложений с «толстым» клиентом может упасть до уровня, неприемлемого для пользователей.

Обсуждая целесообразность еще одного инфраструктурного подхода — ИТ-аутсорсинга, Павел Тойменцев, начальник управления ИТ компании «Газпром газэнергосеть», отметил, что, с его точки зрения, основными задачами здесь являются снижение затрат на ИТ-поддержку и повышение эффективности вложений в нее. Чтобы эти задачи действительно решались, необходимы четкие «правила игры» — в частности, хорошо продуманный SLA, который должен обеспечить защиту заказчика от рисков и вместе с тем не демотивировать заказчика качественно выполнять свою работу.

Одновременно со SLA необходимо с разработчиком внедряемой и поддерживаемой информационной системы заключать соглашение о солидарной ответственности и гарантиях при смене поставщика. Однако подобная практика в России, вероятнее всего, приведет к удорожанию услуг аутсорсинга, а значит, сделает его гораздо менее привлекательным. К числу недостатков аутсорсинга Тойменцев относит также низкую скорость решения задач: «Аутсорсинг — это барьер между постановкой задачи и ее реализацией».

У каждого из перечисленых инфраструктурных подходов есть свои преимущества и недостатки, возможности и ограничения, свои апологеты и скептики. ИТ-индустрия в определенной мере «продавливает» их, засыпая полезные идеи своими маркетинговыми наслоениями. В этих условиях очень важно тщательно взвешивать выгоды, затраты и риски с точки зрения конкретного бизнеса, чтобы взять эти подходы на вооружение именно в тот момент, когда и технологии, и методологии, и организации достигнут уровня зрелости, оптимального для внедрения и последующего использования этих подходов.