Все чаще компании прибегают к услугам коммерческих ЦОД. Причина понятна: потребность организаций в ИТ-ресурсах начинает существенно превышать возможности корпоративных информационных центров. Компаниям теми или иными способами приходится справляться с проблемами, связанными с поддержкой развития бизнеса.

Поскольку все проекты по строительству ЦОД длительные и дорогие, был предопределен интерес к использованию внешних ресурсов: облачных сервисов и оборудования, размещенного в провайдерских центрах. Кроме того, такой подход позволяет избавиться от непрофильных инвестиций.

При этом указанная тенденция наблюдается даже в телеком-секторе, отличающемся своими требованиями к объему и качеству ИТ-сервисов. Типичным примером стало длительное партнерское соглашение между оператором YOTA и провайдером Linxdatacenter на предоставление услуг ЦОД в Санкт-Петербурге. Этот информационный центр должен сыграть ключевую роль в развитии мобильной связи четвертого поколения в Северо-Западном регионе.

Партнерство без обязательств

YOTA активно идет по пути партнерства. «Если говорить о развитии LTE, то мы открыты для всех. Уже достигнута договоренность с «МегаФоном» о предоставлении его клиентам LTE-трафика, ведутся переговоры с еще несколькими компаниями», — подчеркивает Константин Юрганов, технический директор YOTA. При этом YOTA сможет использовать для развития сетевую инфраструктуру «МегаФона», что намного ускоряет процесс строительства сетей.

Из пяти городов, в которых в свое время была запущена сеть WiMAX, три — Москва, Краснодар и Сочи — уже переведены на LTE; оставшиеся два — Уфа и Санкт-Петербург — будут переведены этим летом. Кроме того, активно осваиваются новые регионы. У компании амбициозные планы на 2012 год: планируется запустить 10 тыс. базовых станций в различных городах России.

«Если говорить про стратегию развития сетей WiMAX, то мы шли по принципу организации в каждом городе присутствия ЦОД на базе арендованных площадок», — говорит Юрганов. При этом подход мог быть различным. Например, в Москве арендовали стойки, а в Санкт-Петербурге — помещение в ЦОД, поскольку на начальной стадии развертывания сети было сложно точно оценить необходимый объем оборудования.

В некоторых городах обнаружилось, что весьма проблематично найти подходящую по объему хорошую площадку для размещаемого оборудования. Именно поэтому в Сочи и Краснодаре пришлось создавать собственные ЦОД. Были арендованы неподготовленные промышленные помещения, в них построена инфраструктура и размещено оборудование.

«Тем не менее мы понимаем, что строительство и обслуживание ЦОД — не наш профильный бизнес, — отмечает Юрганов. — В дальнейшем при установке оборудования в регионах мы будем максимально стараться использовать схему аренды мест в существующих центрах».

В реализации этой стратегии очень помог корпоративный договор с «МегаФоном». Сейчас компания может рассчитывать на его инфраструктуру — разумеется, на рыночных условиях. Договор пре-

дусматривает не только аренду ЦОД в различных городах, но и использование магистральных каналов. Таким образом, появляется возможность укрупнять ЦОД и запускать их не в каждом городе, а лишь в самых крупных городах региона.

«Наше взаимодействие носит рыночный характер — мы оказываем взаимные услуги на коммерческой основе, — подчеркивает Юрганов. — Более того, у нас нет обязательств строить ЦОД только на площадках «МегаФона»». Есть лишь согласованный тариф и уверенность, что если в каком-либо городе у партнера есть площадка и свободные ресурсы, то существует хорошая возможность ее использовать.

Константин Юрганов, YOTA

«Мы ощущаем себя защищенными от неожиданностей в развитии, хотя из договора будет сложно досрочно выходить как одной, так и другой стороне», Константин Юрганов, технический директор YOTA

Не зацикливаясь на сертификатах

«Примерно год назад мы начали искать альтернативу существующему в тот момент петербургскому информационному центру, поскольку нас не вполне устраивало качество предоставляемого сервиса», — говорит Юрганов. Ситуацию усугубляло то, что центр являлся крупнейшим по объему и обеспечивал не просто функционирование сети в Санкт-Петербурге. Установленное там оборудование состояло из двух сегментов: мощности, используемые для работы сети и обслуживания абонентов (например, именно в этом центре функционировала единая централизованная биллинговая система), и лаборатория. В рамках лаборатории построено тестовое окружение, на котором проверяются все изменения перед их выводом на «боевую» сеть, а также все новое оборудование. Именно поэтому центр был столь крупным и важным.

Суммарный объем используемого оборудования составлял 60–70 стоек — такой объем в Санкт-Петербурге непросто найти. При подборе вариантов площадки оценивалось как качество услуг, так и ценовые параметры.

Переговоры с Linxdatacenter были непростыми, но в итоге удалось достигнуть приемлемого уровня цен и сервиса. Что нетипично для нынешнего рынка, договор заключен на десять лет, при этом уровень цен фиксированный.

«Мы ощущаем себя защищенными от неожиданностей в развитии, хотя из договора будет сложно досрочно выходить обеим сторонам», — считает Юрганов. В договоре прописаны все параметры изменений, в том числе изменение объемов сервиса. Его постарались сделать максимально понятным и подробным.

По своему уровню выбранный ЦОД соответствует требованиям Tier III, хотя и не имеет официальной сертификации. Как подчеркивает Юрганов, гораздо важнее, что он устроил по качеству инфраструктуры и сервисов.

«Мы не были зациклены на каких-либо стандартах. Дело вовсе не в сертификации, а в уровне используемых систем, в готовности технических решений», — подчеркивает Юрганов. С точки зрения заявленной и указанной в контракте доступности, а также класса инженерного оборудования ничего похожего в альтернативных предложениях не наблюдалось. Кроме того, из-за особенностей структуры сети было важно получить ЦОД в черте города, иначе пришлось бы прокладывать очень много кабельных трасс. Немаловажен и территориальный фактор — хотя на площадке и не планируется постоянное присутствие дежурной смены (все управление осуществляется удаленно), она находится всего в 15 минутах езды от офиса.

В настоящее время ЦОД используется исключительно как площадка для размещения оборудования. Почти никаких дополнительных услуг не приобретается, а монтаж, наладка и обслуживание оборудования ведутся собственными силами. «В первую очередь для нас это место с гарантированным электропитанием и климатикой, а также обеспечением физической безопасности», — констатирует Юрганов.

Если говорить о перспективе, то следует признать, что YOTA внимательно присматривается к облачным технологиям с целью переноса в облака своих сервисов. Но с этой точки зрения системы делятся на две категории. Одни — например, офисные приложения — безусловно можно перенести в облако. Второй класс систем связан с анализом и управлением трафиком. Весь огромный объем трафика проходит через ядро сети, и если говорить об оборудовании, обрабатывающем его, оно должно физически находиться именно там, куда приходят волоконно-оптические линии. Таким образом, весьма большой объем оборудования получается территориально привязанным.

Опора для LTE

Оборудование из старого ЦОД уже полностью перемещено и запущено. Процесс был очень непростым, поскольку перевозилось оборудование работающей сети. Переезд проходил в несколько этапов и занял почти два месяца. Большинство работ проводилось ночью и в выходные, когда сеть наименее нагружена, так как не исключена была опасность сбоя в работе. Сеть состоит из резервируемых элементов, и на время переезда резервирование временно отключали, перевозя элементы по частям. Это была сложная кропотливая работа, она потребовала тщательной подготовки и планирования. Следует отметить, что благодаря высокому профессионализму инженеров удалось избежать перебоев в сервисах.

Сейчас в новый ЦОД устанавливается дополнительное оборудование, в том числе для сети LTE. «Мы не можем одновременно использовать LTE и WiMAX из-за особенностей технологии и наличия радиочастот», — говорит Юрганов. Приходится строить практически дублирующую сеть LTE с отдельным оборудованием, чтобы провести единовременное переключение абонентов.

Кроме того, компания не стоит на месте, системы постоянно развиваются. Идут активные тесты оборудования различных производителей, внедряются новые системы, которые позволяют улучшить качество обслуживания и предоставляют абонентам дополнительные сервисы. Фактически с обновленным ЦОД связано все развитие LTE в Северо-Западном регионе.