Петр Погодин, начальник отдела маркшейдерии департамента маркшейдерии «Самотлорнефтегаза»
«Геоинформационные системы должны стать обязательным элементом нефтегазового бизнеса», Петр Погодин, начальник отдела маркшейдерии департамента маркшейдерии «Самотлорнефтегаза»

Когда говорят о ГИС-системах, большинство руководителей нефтегазовых компаний думают, что речь пойдет о геофизическом исследовании скважин, о системах для разведки нефтяных запасов, планирования бурильных работ, определения потенциала нефтяных скважин. Это важная часть производственной деятельности, но у предприятий есть и другие задачи, также решаемые с помощью ГИС — геоинформационных систем, с которыми хорошо знакомы в обыденной жизни те, кто пользуется разного рода навигацией и картами. Эти системы в настоящее время становятся важным инструментом бизнеса большинства нефтегазовых компаний. Их применяют при проектировании трубопроводов, определении местоположения нефтеперерабатывающих заводов, для управления инфраструктурой и других нужд. Геоинформационную систему, охватывающую основные направления деятельности компании, создали в «Самотлорнефтегазе» — крупнейшем нефтедобывающем предприятии, принадлежащем компании ТНК-ВР.

Проект был завершен только в конце 2011 года, хотя идея создания ГИС предприятия витала в воздухе давно и первые шаги на этом пути были предприняты более 10 лет назад. Компания «Самотлорнефтегаз» была создана в 1999 году в результате реорганизации и сегодня ведет разработку и обустройство центральной и юго-западной части Самотлорского нефтяного месторождения, разработку месторождения, бурение скважин, добычу, транспортировку, подготовку, переработку и реализацию углеводородного сырья. Всего на месторождении располагается более 16 тыс. скважин, общая протяженность эксплуатируемых трубопроводов превышает 5 тыс. км, протяженность автомобильных дорог — более 2 тыс. км. Поэтому уже год спустя после создания предприятия маркшейдеры (маркшейдер, от нем. Markscheider, — горный инженер или техник, специалист по пространственно-геометрическим измерениям в недрах земли и на соответствующих участках ее поверхности с последующим изображением на планах, картах и разрезах при горных и геологоразведочных работах. — «Википедия»), по инициативе которых и был реализован данный проект, начали использовать программное обеспечение MapInfo с цифровым представлением данных (ГИС MapInfo — высокоэффективное средство для визуализации и анализа пространственных данных). Собранная база пространственных данных включала сводный план месторождения масштаба 1:5000, а также данные геодезических съемок масштаба 1:500 на территориях более чем 1600 кустовых и промышленных площадок. Но созданием наборов данных для этой базы (съемкой промышленных площадок и самого месторождения) в разное время занимались более десятка подрядных организаций, которые приходили и уходили. Это привело к разнообразию структур данных, классификаторов и справочников, отсутствию стандартов и регламентов предоставления информации. Объемы цифровой информации стремительно росли, росло количество слоев.

«Сначала нас радовал сам факт обладания съемками месторождения в цифровом виде — это было удобно и красиво, давало широкие возможности. Но отсутствие единого подхода к работе с картографическими данными, различные форматы, схемы хранения данных, отсутствие централизованного хранилища (данные дублировались, физически располагаясь на различных файловых серверах) вели к необоснованному увеличению времени получения нужной информации, времени принятия решений и длительности процессов согласования. Мы поняли, что так дальше не может продолжаться», — рассказывает Петр Погодин, начальник отдела маркшейдерии департамента маркшейдерии «Самотлорнефтегаза».

Потребности

Сотрудники маркшейдерии ежедневно обращаются к пространственным данным: топографическим и тематическим картам и планам, паспортам дорог и трубопроводов, данным о пространственном положении скважин, промышленных площадок и другим. На подготовку схем для различных отделов, где были бы показаны части месторождения (дороги, кустовые площадки, промплощадки), и предоставление данных уходило много времени и бумаги, снижалась эффективность и скорость принятия решений. Устранить эти проблемы можно было, обеспечив всем — руководству и рядовым сотрудникам — оперативный доступ к актуальной и достоверной информации. Кроме того, необходимо было сократить расходы на создание пространственных данных.

Таким образом, требовалось систематизировать накопленные объемы информации, автоматизировать работы с пространственными данными, обеспечив информационную безопасность, и оптимизировать деятельность департамента маркшейдерии в области создания, ведения и предоставления пространственных данных.

В 2007 году компания «ТНК-ВР» приняла новый корпоративный стандарт, согласно которому ПО ArcGIS компании ESRI стало стандартом в области ГИС. Имелся в компании и положительный опыт — в «ТНК-Нижневартовск» развивали ГИС «Атлас» на основе ArcGIS, узкоспециализированную под нужды этого предприятия. Система использовалось и в департаменте маркшейдерии «Самотлорнефтегаза» для обработки части информации, например для выпуска схем определенной направленности. «По разным причинам переход всей компании на новую систему откладывался, и только в 2008 году были выделены средства на создание ГИС предприятия. Объемы данных за это время еще более выросли, менялись сотрудники и структура предприятия, и в результате накопился огромный пласт данных, которые нужно было переработать, структурировать, привести к виду, который удобно было бы использовать, — рассказывает Погодин. — Мы представляли, что хотим получить, но облечь желаемое в строгие формы не могли и решили привлечь к разработке технического задания и внедрению системы профессионалов в этой области».

На разработку технического задания у компании «Data +», выбранной по итогам тендера в 2009 году, ушел целый год: обследовали около 40 заинтересованных во внедрении системы подразделений, исследовали цифровые данные, накопленные в компании, их состояние, объемы. Заранее было решено, что если опыт проекта будет положительным, то он будет растиражирован на других предприятиях ТНК-ВР. В 2010 году, выиграв очередной тендер, компания «Data +» приступила к созданию ГИС-системы.

От загрузки к работе

Работы по проекту растянулись на два года. Погодин объясняет это тем, что объем работ был очень велик и, кроме того, необходимо было учитывать меняющуюся организационную структуру предприятия и перераспределение функциональных обязанностей между отделами. Были выявлены и новые группы пользователей, не существовавшие на момент начала работ, появились информационные системы, интеграция с которыми стала необходимым условием использования ГИС.

Перед компанией «Data +» в первую очередь стояла задача разработать цифровую модель пространственных данных и загрузки в нее существующих данных «Самотлорнефтегаза». Приведение данных в порядок и их конвертация в формат, требуемый для новой системы, перевод данных в новую схему хранения — самая длительная стадия проекта. Причем было обработано более 50 тыс. независимых слоев данных, создан единый для предприятия картографический интерфейс.

К создаваемому цифровому банку данных обеспечивали доступ каждому сотруднику в строго необходимом объеме, в зависимости от его профессионального, технического статуса и технологической направленности отдела, в котором он работает. Общие, типовые для ГИС функции, такие как измерение расстояний, возможность работать с несколькими слоями карты, масштабирование и панорамирование карты, вывод данных на печать, а также цифровые данные, доступные всем пользователям предприятия, были вынесены на портал, открытый любому пользователю в рамках корпоративной сети. «Возможность доступа к данным через Web-интерфейс позволяет не устанавливать программный продукт каждому, а просто обеспечить доступ в Интернет. Сотрудник с любого компьютера, в том числе удаленного, может открыть карту и получить сведения, необходимые в данный момент: измерить расстояние, площадь, найти объект и распечатать его, при необходимости вставить в технологическую схему, подписать и согласовать, — рассказывает Погодин. — Это позволило повысить эффективность и скорость принятия решений, так как теперь люди, находящиеся в разных местах, могут видеть один и тот же объект одновременно, иметь реальную базу для обсуждения принимаемых решений. Ранее один видел картинку, а всем остальным ее нужно было разослать, предварительно переведя в растровый формат». Сотрудникам с более широким кругом решаемых задач, которым нужно не только измерять расстояние, площадь, но и иметь возможность анализировать данные, система устанавливается на компьютер в виде «толстого» клиента.

Пользователи к системе относятся по-разному. «Как и при внедрении любой системы, находятся недовольные — косность всегда приходится преодолевать. Но есть и те, кто готов пользоваться не только «тонким» клиентом, но и иметь более широкие возможности работы в системе», — рассказывает Погодин.

Новая платформа позволила сократить расходы на создание пространственных данных. Сотрудники департамента маркшейдерии постоянно выезжают на месторождение и производят съемку всех строящихся объектов, новых и введенных в действие. Теперь отснятая информация автоматически поступает в банк данных и тут же становится доступной всем, кто в соответствии с правами имеет к ней доступ. В рамках данной системы собирается и информация об аварийных ситуациях.

В департаменте маркшейдерии есть сотрудники, которые работают с геологическими службами и занимаются проводкой скважин. Постоянно идет бурение, зарезка и бурение боковых стволов, и проблема автоматизации этого процесса стояла перед компанией очень остро. Для решения задачи на основании ArcGIS был разработан и внедрен с помощью компании «Дата Ист» еще в 2010 году модуль Well Tracking, который сейчас входит в ГИС предприятия. Это стало возможным, так как модуль несколько обособленный и его можно было внедрить независимо от остальной системы. Наличие единой платформы упростило интеграцию.

Помощь всем

В рамках создания системы была реализована интеграция с системой учета и анализа работы промысловых трубопроводов OIS Pipe, унифицированной системой сбора и обработки оперативной, статистической и регламентной информации (в том числе для мониторинга нефтепроявлений), системой управления надежностью электрических сетей, ГИС Тюменского научного нефтяного центра. По просьбе собственников интегрировали ArcGIS с единым корпоративным реестром юридических лиц (для паспортизации объектов имущества). Тесная интеграция позволяет избежать расхождений при дублировании, многократном ручном вводе данных, а также сократить время на ввод данных. Каждая группа пользователей теперь вводит свои тематические данные, а за их геометрическую корректность отвечает департамент маркшейдерии предприятия.

«Возможности интеграции системы очень широкие, были созданы автоматизированные рабочие места с учетом специфики работы людей в отделах: энергетиков, специалистов, поддерживающих целостность трубопроводов, руководства и собственников — тех, кто к ГИС имеет опосредованное отношение. Для каждой категории пользователей разработаны интерфейсы под их конкретные нужды», — рассказывает Погодин. Например, для транспортных отделов, цеха эксплуатации трубопроводов разработали приложение паспортизации дорог, где реализовали функцию автоматической прокладки маршрута — в частности, для планирования выездов ремонтных бригад с учетом габаритов техники, так как тяжелая техника не везде может проехать. Измерение расстояния по дорожной сети позволяет контролировать расходы топлива и ГСМ и иметь актуальную информацию о состоянии дорожной сети предприятия. «Хозяйство разветвленное, и нужно иметь общую картину, чтобы планировать дороги, мосты, ремонты и содержать их», — говорит Погодин.

Для отдела землеустройства департамента маркшейдерии, который занимается вопросами отвода земли под различные нужды, было создано приложение, обеспечивающее автоматизированное формирование границ отвода земли по проектам объектов, расчет площадей земельных участков с учетом строительной карты, автоматизированное формирование землеустроительной документации. Прежде для печати различных форм и писем необходимо было перейти в табличный или текстовый процессор, а сейчас достаточно элементарных действий в

рамках одного окна системы.

Эффект на будущее

Когда не было единой системы, многим подразделениям приходилось иметь дело с неактуальной информацией. «Объекты строились, схемы устаревали, а постоянно распечатывать все карты для всех подразделений — нереально. Теперь, зайдя в систему, на экране монитора можно увидеть все и сразу. Когда много людей самых разных профессий на месторождении могут получать огромный объем информации в реальном времени не отходя от рабочего места — это ли не главный эффект от внедрения ГИС-системы», — считает Погодин.

В процессе сдачи системы в эксплуатацию была начата интеграция ArcGIS с рядом информационных систем в проектах «Интеллектуальное месторождение» и «Мобильный сотрудник». Возможно, будут использовать систему и в управлении проектами строительства: проектные работы ведутся в системе AutoCAD, интеграция с которой позволит передать данные в ГИС-систему и отслеживать, как каждый проект накладывается на существующую инфраструктуру. «Раньше отделы верили маркшейдерам на слово, а теперь у всех есть возможность самим посмотреть, действительно ли все сделано правильно, — поясняет результаты проекта Погодин. — В будущем хотелось бы, чтобы к системе проявили должный интерес сотрудники отдела охраны окружающей среды — у них много времени уходит на анализ инцидентов, а система дает широкие возможности аналитики в этой сфере. У нас не было цели создать некий монолит: ситуация меняется, а с ней должна меняться и система».