Простая, казалось бы, процедура — отмена перехода на зимнее время — обернулась изрядной путаницей в информационных системах. Многие ИТ-службы, похоже, оказались просто не готовы к ней — не проверили заблаговременно свои системы и устройства на ошибку «зимнего времени». Между тем Россия теперь будет постоянно жить в летнем времени, следовательно, с проблемой перехода на другое время нам придется сталкиваться регулярно — два раза в год.

Старожилы ИТ-рынка наверняка были свидетелями решения «проблемы 2000 года». На всякий случай напомню, что в конце 90-х у ряда видных экспертов были серьезные опасения относительно того, что часть компьютерных систем, в первую очередь сложных бизнес-приложений, созданных достаточно давно (а таких немало, например, в финансовых компаниях), могли некорректно обрабатывать наступление 2000 года. Огромное количество предприятий и организаций — больших и маленьких — потратили в общей сложности миллиарды долларов на то, чтобы проверить свои системы и внести в них необходимые изменения.

Предугадать «ошибку зимнего времени» было несложно: очень многие ИТ-системы «привязываются» к часовому поясу, а не к стране или городу, в котором располагаются. Вроде бы логичный подход: сейчас создается все больше систем, обслуживающих пользователей в различных часовых поясах. Жаль, что не во всех системах при этом учитываются особенности отдельных стран, которые не переходят на зимнее и летнее время. В новейших версиях распространенных ИТ-продуктов эти особенности учтены, но многие ли предприятия захотят модернизировать свои системы из-за какого-то часа?

Как выяснилось, мало кто удосужился заранее проконсультироваться у вендоров, корректно ли их системы (включая мобильные устройства) реагируют на отсутствие перехода на зимнее время. Более того, далеко не везде были установлены хотя бы программные «заплатки», обеспечивающие корректную работу систем в России в моменты, когда другие страны переходят на час вперед или назад. О том, чтобы провести тестирование своих систем и смоделировать наступление «дня Х», позаботились немногие.

И напрасно! Вероятность того, что хотя бы на нескольких из великого множества разнообразных мобильных устройств, посредством которых сотрудники подключаются к корпоративным системам, проявится ошибка «зимнего времени», достаточно велика. И можно лишь представить себе негодование топ-менеджера, в чьих руках окажется мобильное устройство, которое будет ориентировать его на неверное время…

Основная проблема в данной ситуации не в том, что время в компьютерных системах внезапно отстало на час, а в том, что этот инцидент может нанести существенный ущерб репутации ИТ-службы и ее руководителя. Бизнес рассчитывает, что с сугубо компьютерными проблемами ИТ-специалисты справятся сами, в крайнем случае предупредят пользователей о возможных сбоях. На сей раз предупреждения не поступило, а неприятный сбой произошел практически на пустом месте.

Очень важно, чтобы ИТ-руководство извлекло уроки из этого инцидента. ИТ-служба должна оберегать бизнес от неприятных мелочей, связанных с ИТ. Необходимо действовать проактивно, с упреждением, чтобы не пришлось устранять последствия инцидентов — не только технологические, но и репутационные, и уж тем более не дожидаться, пока мелкие неприятности обернутся для бизнеса заметными финансовыми потерями.

Следите за публикациями главного редактора в Twitter: twitter.com/#!/MikhailZyryanov