Дмитрий Таксер, начальник отдела маркетинга ЗАО «БОСС. Кадровые системы»; dtakser@bosshr.ru

Как известно, бизнесу неважно, на какой платформе работать — имеет значение лишь качество ИТ-решения, поддерживающего операции, и его технической поддержки, а также стоимость владения им. Именно поэтому свободное ПО все чаще попадает в поле зрения даже довольно крупных компаний, которые традиционно являлись приверженцами проприетарных решений. Многие из них при этом обращаются к технологиям open source, руководствуясь как финансовыми, так и техническими мотивами. Кроме того, таким способом они стараются исключить зависимость от конкретного вендора.

Действительно, если выбранный способ построения ИТ-системы позволяет сэкономить значительные средства, а поставленная перед ИТ-подразделением задача выполняется, такое решение можно считать верным.

Однако качеством в угоду дешевизне бизнес жертвовать отнюдь не готов: поэтому любому выбору предшествует тщательное изучение и тестирование продуктов, их сравнение с коммерческими аналогами. Важно понимать, что свободное ПО вовсе не предполагает низкое качество, за ним очень часто стоят лидеры ИТ-индустрии. Многие подобные продукты не так давно были проприетарными, то есть их нельзя назвать «сырыми» или «наколенными разработками».

Отдельную категорию свободных решений составляют разного рода «специальные предложения» для предприятий SMB, представляющие собой урезанный вариант корпоративных решений. В этом случае вопрос надежности снимается, для анализа специалистов заказчика остаются лишь стоимость и доступный функционал.

 

От инструментов — к решениям

Сервисные концепции как таковые уже не в первый раз приводят к смене исторически сложившихся парадигм. Показательным примером становится рынок программного обеспечения, где лицензионная парадигма явно мигрирует в сторону парадигмы сервисной. При этом речь идет не только о модели SaaS, но и о свободных решениях. Традиционная лицензионная модель находится в кризисе, и именно СПО «размыло» ее, показав, что у привычного способа продажи и использования программных продуктов есть и более привлекательные альтернативы.

Понятно, что главной предпосылкой роста популярности сервисной модели является посткризисное изменение сознания, подразумевающее значительное сокращение затрат на ИТ. Разработчики волей-неволей вынуждены предлагать вместо продаж лицензий свои услуги. Свободное ПО приносит доход через лицензионное сопровождение и оказываемые сервисы — доработку и внедрение. И именно на услуги и вынуждены делать акцент многие компании в современных условиях.

Другой мотив вендоров также прост: вместо нескольких крупных клиентов компания получает множество небольших. Да, каждый из них приносит не очень большой доход, но в итоге ситуация становится даже более привлекательной, с учетом размера сегмента SMB. Такая модель позволяет получить неплохие доходы в результате массового распространения системы, особенно если предлагается действительно хорошее решение.

Отдельно следует упомянуть, что корпоративный рынок уже давно поделен, и в последние несколько лет идет речь именно о завоевании некрупных заказчиков.

Выпуск бесплатных решений — яркий пример шага компаний в сегмент SMB. Перевод решения в категорию свободных порождает лавинообразный рост спроса: им начинают интересоваться те компании, которые никогда не могли его себе позволить, хотя и желали иметь. После выхода бесплатной версии все эти потенциально заинтересованные клиенты проявляют свой интерес. Разумеется, многие из них уже внедрили другое недорогое решение, а кто-то посчитает даже плату только за услуги неприемлемой. Но даже первые результаты, полученные нашей компанией, выглядят весьма обнадеживающими.

Фактически этими соображениями и ограничивается мотивировка компаний, делающих коммерческие решения бесплатными. Выгода же заказчиков при этом очевидна: оплачивая не лицензии, а оказанные услуги, они приобретают не ИТ-инструмент, а решение с его помощью своих актуальных потребностей.

 

Пробивая дорогу

У разных вендоров движение в сторону сегмента SMB может происходить по-разному.

Например, стоимость кадрового решения от разных поставщиков может варьироваться от 200–300 тыс. долл до нескольких миллионов долларов. Но, несмотря на кратную разницу в стоимости, у этих решений есть общая проблема: ни одной компании среднего размера такие инвестиции не по плечу. Поэтому многие компании, в том числе и гранды, — кто раньше, кто позже — начали вывод на рынок упрощенных решений, адресованных массовому рынку — сегменту некрупных компаний.

В SAP в свое время ограничились созданием «облегченного» решения для SMB. Однако совокупная стоимость приобретения и владения по-прежнему оставалась высокой, и решение не стало массовым на рынке. Малый и средний бизнес не может, в отличие от крупных предприятий, получить отчетливый экономический эффект от внедрения системы за счет экономии на масштабе. Бесплатность или радикальное, на несколько порядков, снижение стоимости внедрения и владения — необходимое условие успешного входа на этот рынок. Поэтому, например, IBM DB2 Express-C, Oracle Database Express Edition, «Галактика Экспресс», существующие на рынке несколько лет, и «БОСС-Кадровик Express», выпущенная в августе 2011-го, отказались от взимания платы за лицензию.

SMB-компании рассматривают программные продукты не под стратегическим, а, скорее, под тактическим углом зрения. Для них это в первую очередь удобный инструмент подготовки необходимой отчетности для контролирующих органов, кадрового учета и расчета зарплаты. Программный продукт должен минимизировать издержки этих процессов в условиях отсутствия компетентных специалистов по кадрам. И кардинальное снижение цены «на входе» для таких компаний имеет определяющее значение.

Схожие ограничения накладываются и на техническую поддержку HRM-системы. Не секрет, что многие небольшие организации не имеют в штате ИТ-профессионала, довольствуясь абонентским обслуживанием. Это позволяет решать типовые вопросы ИТ-сопровождения, но не проблемы внедрения современной информационной системы.

Последнее резко актуализирует SaaS как модель предоставления услуг кадрового учета. Сегодня тот, кто первым запустит свои локальные облака и бесплатные решения, широко разрекламировав их, и получит львиную долю российского SMB-рынка. Даже многие франчайзи «1С» уже начали работу по модели SaaS, создавая порталы, в рамках которых производятся все необходимые небольшому предприятию расчеты, хотя они и не предлагают возможности обойтись без платы за лицензии.

В целом модели СПО и SaaS по духу очень близки друг другу, поэтому вполне логичным выглядит их слияние. Их смысл именно в оказании услуг возросшему числу клиентов.

На данный момент, как известно, в СПО преобладает традиционный подход, по которому клиент устанавливает у себя систему и обращается к внедренцам за услугами. SaaS как модель доставки пока еще не слишком популярна, да и выпуск облачных версий систем в большинстве компаний произошел совсем недавно. Тем не менее со временем большинство клиентов должно перейти на модель SaaS. Потенциальную долю облачных клиентов можно оценить в 60–70%.

При этом речь идет о локальных облаках — они интересны компаниям и перспективны. В отношении глобальных поставщиков перспективы весьма туманны, по крайней мере в России. С учетом российских требований к сертификации, когда поставщики услуг вынуждены создавать металлические стены для хранения серверов, есть сомнения, что кто-либо из глобальных игроков получит такую возможность. Закон о персональных данных никто не отменит, и даже не смягчит, хотя прогнозировать действия законодательных органов — занятие неблагодарное.

Полноценное внедрение локальных облаков на массовом рынке займет от двух до двух с половиной лет. Именно тогда радикально изменятся модели ведения бизнеса многих поставщиков. Ускорить процесс может следующий виток кризиса — в этом случае будет наблюдаться очередной сдвиг в сторону удешевления ИТ-сервисов.

 

За сыр платить придется…

Главными вопросами к свободным решениям всегда были надежность и адекватность поддержки. В случае выпуска бесплатных версий коммерческих систем важно понимать, что придется иметь дело с тиражируемой системой, проверенной временем. Таким образом, ни с поддержкой, ни с обновлением продукта проблем не возникнет — конечно, если приобретена услуга лицензионного сопровождения. Разумеется, если компания не приобретает лицензионное сопровождение, то рано или поздно столкнется с ситуацией, типичной для многих свободных продуктов. На стабильность работы это не повлияет, но устаревшая система перестанет соответствовать требованиям различных регуляторов.

Как известно, абсолютно бесплатного сыра на ИТ-рынке не бывает, но на стоимости лицензий экономить можно и нужно.

Очевидно, чем крупнее компания, тем больше требуется доработок системы при ее внедрении. Разумеется, это серьезно влияет на стоимость проекта. Однако для небольшой компании стоимость доработок любого решения будет сопоставима. Чем более «крутая» система спускается на уровень SMB, тем меньше доработок для нее требуется — она уже содержит в себе готовые модели и базы знаний. При отсутствии необходимости платить за лицензии это означает серьезную экономию.

При этом ограничение функционала вовсе не означает превращения дорогой машины в велосипед. Если проводить аналогию с автомобилями, то скорее может идти речь об искусственном ограничении ее скорости. Любителям же «быстрой езды» придется покупать полную версию.