Отечественная банковская система накопила большие объемы данных и стремится извлечь из них максимум пользы. Значимость проектов по созданию систем, опирающихся на анализ данных, возрастает с каждым годом. Размеры банков растут, увеличивается число их клиентов и объемы транзакций. Как следствие, растут скорость и объем накапливаемых данных.

Растущая конкуренция на рынке финансовых услуг увеличивает роль как самих данных, используемых в бизнес-процессах банка, так и их качества. Трудно найти современный банк, который обходится без автоматизации управления отношениями с клиентами, без использования аналитических приложений для управления текущей деятельностью. «Когда банк располагает качественными данными, он корректно работает с клиентами, резервами, налогами, обеспечивает кросс-продажи продуктов», — уверен Сергей Енютин, начальник управления ИТ «Райффайзенбанка», дочернего банка группы Raiffeisen Bank International. Благодаря качественным данным банк получает дополнительную прибыль и снижает свои риски.

«Ключевую роль в проектах, связанных с BI, играет взаимодействие с бизнесом, совместная постановка задачи и его активное участие в проекте», Сергей Енютин, начальник управления ИТ «Райффайзенбанка»

Для современной банковской организации успешное внедрение хранилища данных превращается в необходимое условие выживания на рынке. Более того, по мнению Енютина, требования соглашения Basel II станут, по всей вероятности, обязательными для всех российских банков в течение ближайших 3–4 лет, и без BI-решений удовлетворить их не представляется возможным. Приводя банки в соответствие новым требованиям, придется обеспечить хранение и высокий уровень качества больших массивов данных за длительный промежуток времени, а также наличие инструментов для их обработки. Если внедрение стандартов Basel II станет обязательным для российских банков, то BI-проекты в них приобретут наивысший приоритет. С учетом объема данных, имеющихся у банков, вряд ли удастся обойтись без хранилища данных, MDM-решения, аналитических приложений.

 

Концентрация знаний

В последние годы «Райффайзенбанк» активно занимался совершенствованием своих систем BI, в частности модернизацией существующего хранилища данных и созданием нового. «Ключевую роль в проектах, связанных с BI, играет взаимодействие с бизнесом, совместная постановка задачи и его активное участие в проекте», — считает Енютин. Чтобы снизить риски BI-проектов, была начата активная работа с их бизнес-заказчиками. Создано специальное подразделение — центр компетенции в области BI. На сегодняшний день оно является бизнес-владельцем хранилищ данных и занимается их анализом на логическом уровне. По сути это постоянно действующая служба, которая консолидирует и гармонизирует методологию и все бизнес-требования к хранилищу данных от различных бизнес-подразделений и проектов, а также контролирует изменения в системах и продуктах банка для корректного отображения информации из источников в хранилище.

Кроме того, внутри управления ИТ был создан центр компетенции по хранилищам данных и BI-приложениям. В нем работают специалисты из самых разных подразделений ИТ-департамента. Этот центр действует по матричной схеме, он не оформлен как отдельная организационная единица. Наряду с развитием хранилища данных его основной задачей является постоянная оптимизация и доработка процессов загрузки и преобразования информации для обеспечения лучшей производительности, качества данных и стабильности работы всех BI-систем банка.

Чтобы упорядочить взаимодействие центра компетенции по хранилищам данных ИТ-подразделения и центра компетенции в области BI, между ними заключен договор об уровне обслуживания (SLA). Оба подразделения активно взаимодействуют с центром компетенции в области BI головного офиса банковской группы. Создание подобной структуры на ранней стадии любого проекта, связанного с преобразованием или созданием хранилища данных, Енютин считает критически важным шагом для достижения успеха.

 

Смена платформы

В марте 2011 года в банке был завершен проект модернизации существовавшего в нем хранилища компании SAS на платформе Intel. Хранилище перестало справляться с объемами данных, и, поскольку оно использовалось для формирования управленческой отчетности, в том числе оперативного характера, а также отчетности для головного офиса, проблему необходимо было срочно решать. Когда стало понятно, что дальнейшая модернизация оборудования, на котором развернуто хранилище, не поможет справиться с предполагаемым ростом данных, было принято решение перейти на новую платформу.

По словам Енютина, это была не просто модернизация. В ходе проекта происходила проверка как самих данных, так и алгоритмов формирования отчетов, создаваемых на базе хранилища. С этой целью для каждого отчета был определен его бизнес-владелец.

Ситуация осложнялась тем, что параллельно (по инициативе головного офиса) создавалось еще одно хранилище данных на платформе Oracle для решения ряда корпоративных задач. Его структура не позволяла в ближайшее время формировать с его помощью отчетность оперативного характера (например, если она нужна уже на следующий день), что также подвигло банк перевести существующее решение на новую платформу. Примечательно, что модель данных при этом не менялась.

В ходе проекта долгое время сосуществовало два варианта хранилища на разных платформах для проверки правильности формирования отчетности. Ежедневно сопоставлялись однотипные отчеты из разных хранилищ. Нередко при расхождениях обнаруживалось, что механизмы формирования отчетов более правильно работают на новой платформе.

Параллельно по заказу центра компетенции в области BI шло внедрение решения IBM Cognos BI для работы с хранилищами данных. В августе 2011 года началась его промышленная эксплуатация. Это приложение использует хранилище SAS для формирования витрин данных и последующего их многомерного анализа с использованием OLAP. Именно эти отчеты станут основой операционной управленческой отчетности банка. Как поясняет Енютин, OLAP-отчеты Cognos BI позволяют опытным пользователям быстро работать с многомерными данными: «Они очень удобны для выполнения нестандартного анализа, их можно назвать инструментом «продвинутых» аналитиков».

Одним из дополнительных результатов модернизации платформы стало усиление защиты данных от несанкционированного доступа. На новой платформе SAS пользователи работают только с витринами данных, тогда как на старой у них была возможность самостоятельно выбирать данные из всего массива в основном хранилище, конструируя SQL-запросы. Фактически они самостоятельно формировали витрины данных под свои задачи. Внедрение аналитических инструментов, основанных на витринах, позволяет избежать или ослабить требования к навыкам пользователей в области программирования.

По словам Енютина, благодаря реализации проекта ускорилось исполнение бизнес-процессов, выросли объемы бизнеса и повысилась надежность работы информационных систем, поскольку параллельно с миграцией создавалась новая отказоустойчивая инфраструктура.

 

Навстречу Basel II

В декабре 2010 года в «Райффайзенбанке» было завершено построение корпоративного хранилища данных, ориентированного на удовлетворение интересов в первую очередь головного офиса всей сети. Построенное хранилище основано на СУБД Oracle. В нем реализована модель данных, разработанная головным офисом «Райффайзенбанка» в Вене. С января 2011 года оно находится в рабочей эксплуатации.

Как поясняет Енютин, во всех иностранных банках существуют групповые стандарты, в частности в области BI-решений, определяющие архитектуру и реализацию хранилища данных. Для унификации управления крупному сетевому банку необходимо привести модели данных к единому знаменателю. Опираясь на общую модель данных и BI-решения, принятые в качестве корпоративных стандартов, дочерние банки группы создают аналитические решения, ориентированные как на потребности группы, так и на свои собственные. Стандартизация позволяет существенно сократить стоимость внедрения таких решений.

Одной из наиболее сложных в проекте была задача создания глоссария. По словам Енютина, провал мог привести к неудаче всего проекта. Глоссарий предполагал унификацию бизнес-понятий и их отображений в системах источников и хранилище данных. Внешние консультанты к работе не привлекались. Всю методическую работу выполняли специалисты банка. Для управления проектами, разработки и тестирования программного обеспечения привлекались внешние российские компании. После построения глоссария подключились ИТ-аналитики и архитекторы, они разработали не только текущую архитектуру хранилища, но и целевую архитектуру, которую планируется реализовать через два-три года в связи с изменением ландшафта ИТ-решений, связанных с BI.

Требования Basel II являются обязательными для всех банков Австрии, а также для их филиалов и дочерних компаний. При разработке отображения данных на модель хранилища прежде всего анализировались поля, которые были объявлены как обязательные для хранилища с точки зрения выполнения требований Basel II. Енютин убежден, что еще одним положительным эффектом от внедрения нового хранилища данных была ревизия их источников — она позволила обнаружить отсутствие ряда данных и доработать исходные системы.

Что касается прямого эффекта от этого проекта для бизнеса, то, по мнению Енютина, внедрение подобного инфраструктурного решения может и не оказывать прямого воздействия на показатели хозяйственной деятельности. Проект необходим для целей риск-отчетности, портфельного анализа, стресс-тестирования и планирования капитала. Проект стал фундаментом для дальнейшего развития банка — создания единого, качественного, непротиворечивого источника данных для получения отчетности, работы бизнес-аналитиков и специалистов по маркетингу. В настоящее время на базе нового хранилища данных внедряются решения управленческой отчетности на платформе OFSA компании Oracle. В перспективе банк запланировал внедрение других BI-решений на основе внедренного хранилища данных.