Российские госзаказчики даже в кризис оставались в числе лидеров информатизации. ИТ-проекты в госсекторе идут активно, при этом их реализация имеет свою специфику — в первую очередь организационную. Свой взгляд на особенности информатизации отечественных госучреждений представляет Евгений Першин, заместитель директора департамента интегрированных решений компании «Ситроникс Информационные Технологии».

Каков уровень зрелости госучреждений и их готовности к автоматизации?

Государственный сектор по-прежнему являет собой один из примеров к поговорке «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Пока высшие эшелоны власти не призвали госучреждения к всеобщей модернизации ИТ, каждое ведомство, министерство, госорганизация развивались по принципу «вещи в себе». Но новая планка задана — теперь госучреждения должны соответствовать ряду требований к автоматизации ключевых процессов и выполнению нормативных документов. В частности, требования касаются предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, открытости, прозрачности и оперативности предоставления информации.

Однако распоряжения сверху, как правило поддерживаемые руководством госучреждений, иногда остаются на бумаге в силу непонимания и их неприятия на более низких уровнях управления. Нередко одного волевого решения руководителя недостаточно, чтобы изменить годами формировавшиеся устои. Нужны единомышленники, способные пропагандировать идеи модернизации и перехода на новые технологические рельсы в рамках всей организации и за ее пределами.

Но и в этом случае ожидать резкого вывода ИТ в число приоритетных направлений развития в госструктурах не приходится — в большинстве госучреждений развитие ИТ идет по остаточному принципу. Исключение составляют, пожалуй, только крупные государственные структуры в силу специфики их деятельности, связанной, в частности, с обеспечением обороноспособности страны, оказанием экстренной помощи гражданам и в целом с обработкой огромного количества заявок от граждан по всей стране. В большинстве же своем автоматизация госорганизаций построена по лоскутному принципу, так как единая политика по систематизации подходов должностных лиц к закладыванию ИТ-бюджетов под проекты отсутствует, так же как и единые цели выполняемой комплексной автоматизации.

 

Какими компетенциями должен обладать CIO госучреждения? И чем он отличается от CIO из бизнес-среды?

CIO в госучреждении обладает компетенциями, связанными с внутренними функциональными процессами, которые происходят в данном министерстве или ведомстве. Прежде всего это касается знания руководящих документов в предметной области, закрепленной за данным госучреждением. Как правило, CIO в госучреждении не всегда владеет новыми направлениями, которые представлены на современном ИТ-рынке. Среди причин — отсутствие финансирования на обучение современным технологиям, принципиальная позиция «пока все работает, в обновлениях смысла нет», а также утилитарное отношение к ИТ.

Надо понимать, что СIO в госучреждении — тот же госслужащий, причем нередко не имеющий профильного образования и знаний. Нам приходилось иметь дело с руководителями по ИТ, назначенными на этот пост в ходе ротации должностей. Для полноценного понимания всех процессов по развитию ИТ в госучреждении необходимо довольно длительное время. Понятно, что назначенный таким образом сотрудник не будет проявлять достаточную инициативу в формировании единых подходов к автоматизации своего госучреждения.

 

Текучесть кадров в госучреждениях нередко выше, чем в бизнес-среде. Как в этих условиях удается вести проекты с точки зрения преемственности решения задач, возложенных на ИТ-службы госучреждений?

Высокая текучесть кадров в госучреждениях, как правило, является следствием сдачи квалификационных экзаменов с последующей ротацией по должностям. Также на ИТ-проектах серьезным образом отражается перманентное реформирование различных министерств и ведомств.

Имеются различные механизмы страхования проектных рисков в госсекторе, но главным залогом успешной работы здесь была и остается профильная экспертиза. На проекты в госсекторе должны назначаться только опытные руководители, способные не просто организовать весь пул проектных работ, но и формировать базу знаний, включающую набор методологий и подходов к реализации ИТ-проектов. Самое главное — это сохранение единых, унифицированных подходов к проектной деятельности в госучреждениях в условиях ротации должностных лиц.