Несмотря на сложный период, автоматизация предприятий сектора продолжается, и, по мнению экспертов, в ближайшем будущем объемы инвестиций в информационные технологии будут существенно зависеть от темпов выхода экономики из кризиса и от оживления рынков.

Приглашаем экспертов принять участие в подготовке аналитической справки, посвященной дискретному производству.

Ваши мнения Вы можете оставить в виде комментариев на этой странице, предварительно зарегистрировавшись, или выслать по электронной почте: poliakova@osp.ru

Среди российских предприятий сложно найти несколько десятков с чисто дискретным производством — за рубежом производство полуфабрикатов и деталей принято отдавать на аутсорсинг, у нас же предприятия часто ведут полный производственный цикл. И для большинства российских предприятий характерны комбинации типов производств (проектного, дискретного и процессного), порой присутствуют все три. К предприятиям с дискретным производством сегодня относят компании транспортного машиностроения, производства электроники и компьютеров, электро- и промышленного оборудования, медицинского и прочего оборудования, а также мебельное и т. п.
В начале кризиса производственный сектор понес немалые потери: предприятия сокращали производства, иногда даже останавливали работу, массово увольняли персонал. И, пожалуй, больше всего в России пострадало от кризиса автомобилестроение. Если, согласно данным Росстата, индекс промышленного производства в целом по стране в начале 2009 года составлял около 82% к среднемесячному показателю 2008 года, то падение производства автомобильной техники в 2009 году составило почти 60%. Падение спроса и сокращение выпуска металлов сказались на производстве автомобилей, ведь более 70% потребления металлов приходится на машиностроение. Однако осенью 2010 года практически удалось выправить ситуацию — к ноябрю с конвейеров уже сошло почти на 96% больше автомобилей, чем за аналогичный период 2009 года. В целом же производственные компании достигли уровня 2008 года: индекс промышленного производства составил 103% к среднемесячному уровню 2008 года (с учетом падения рынков во второй половине 2008 года), в том числе за счет предприятий дискретного производства. Например, электробытовых приборов в январе – октябре 2010 года собрано в среднем на 20% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Производство средств транспорта, за исключением троллейбусов и магистральных тепловозов, выросло от 10% до 2,3 раза в зависимости от вида. Мебели также стали производить больше: 6% (кресла) — 55% (шкафы).
Перспективы же 2011 года пока туманны. Мнения экспертов существенно различаются. Согласно исследованию, проведенному Росстатом, индекс предпринимательской уверенности в ноябре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года повысился с -15% до -4%, то есть пессимистично настроенных экспертов стало существенно меньше (в декабре 2008 года он составлял -20%). При этом намечается снижение уверенности в завтрашнем дне на долгосрочную перспективу, в первую очередь обусловленное снижением спроса на продукцию (за исключением традиционно успешного конца года). Среди факторов, сдерживающих рост производства на предприятиях, эксперты отмечают неопределенность экономической ситуации и недостаток финансовых средств. Возросло влияние таких ограничивающих рост производства факторов, как недостаток квалифицированных рабочих и изношенность (либо отсутствие) оборудования. Общий вывод, который можно сделать сегодня: восстановление и развитие данного сектора производства будет существенно зависеть от экономической ситуации в целом. Например, ожидаемый рост стоимости продукции металлургических предприятий на 30% в 2011 году может привести к росту себестоимости машин и оборудования на 3–5%, за чем, естественно, последует падение спроса. С другой стороны, большая часть машиностроительного комплекса страны работает на оборонную промышленность, а, как стало известно, государство намерено потратить в 2011 году на закупку вооружения более 1,5 трлн рублей — что на треть превышает объем госзаказа в 2010 году.
Среди российских предприятий дискретного производства есть как крупные, так и средние, как территориально распределенные, так и компактно расположенные. В связи с кризисом некоторые эксперты отмечают тенденцию к глобализации производства и продаж, которая особенно заметна в автомобильной промышленности. Например, на производственных площадках российской компании Sollers выпускаются российские внедорожники УАЗ, корейские SsangYong, легковые и коммерческие автомобили Fiat, японские грузовики Isuzu, а также бензиновые и дизельные двигатели ЗМЗ. Серьезную конкуренцию россиянам составляют зарубежные компании, налаживающие производство на российской территории. В частности, под Санкт-Петербургом недавно открыт Hyundai Suppliers Park, где будут выпускать комплектующие для расположенного по соседству завода Hyundai.
Предприятия различаются по характеру производства, экономическим условиям, степени владения рыночной ситуацией. Все эти обстоятельства в значительной степени определяют стратегию информатизации, технологии и средства, вкладываемые в ИТ. Интересно, что если до кризиса, три года назад, специалисты и эксперты полагали, что зависимость предприятий отрасли от информационных технологий не очень велика, хотя эти технологии и необходимы, то сегодня преобладает мнение о том, что деятельность компаний основана на ИТ и существенно зависит от них, хотя и признается, что это верно не для всех предприятий. При этом представители компаний отмечают, что для нормального функционирования необходимы качественная инфраструктура (оборудование, сети, системы хранения и т. д.) и программное обеспечение по основным стандартным областям: бухучет, САПР, АСУТП, планирование производства и снабжения и т. п. Существенную отдачу можно получить от систем календарного планирования производства и снабжения, учитывающих производственные мощности.
Необходимость автоматизировать все этапы проектирования, подготовки производства и выпуска продукции осознает сейчас подавляющее большинство руководителей отечественных промышленных предприятий, и поэтому следует ожидать роста инвестиций в ИТ.