Известно, что организации финансового сектора сильно зависят от ИТ. Какова численная оценка этой зависимости? Например, какова доля совокупных затрат на ИТ в себестоимости продуктов и услуг финансовых организаций?

Антон Ерунцов, директор по работе с финансовыми организациями компании НР в России:

Сегодня работа финансовых институтов напрямую зависит от ИТ. Процессы, связанные с обслуживанием клиентов, управлением широкой сетью региональных представительств, управление проектами не могут быть реализованы без ИТ. Основными пользователями самых передовых информационных технологий и услуг являются именно банки. Выход из строя или приостановка работы системы грозит колоссальными убытками для любой банковской системы. И здесь речь идет не только о репутации банка, но и о конкретных затратах на восстановление работы системы, о сохранении персональных данных клиентов и ряде других более частных аспектов. Оценивая долю затрат ИТ в себестоимости продуктов и услуг банков, можно сказать, что она составляет более 80%.

Поэтому напрашиваются следующие выводы. Финансовый сектор является не только самым активным потребителем ИТ, но и определяет тенденции для развития ИТ-рынка. Эффективное использование ИТ и грамотное управление ИТ-процессами позволяют банкам оптимизировать операционные затраты, налаживать эффективную работу по управлению проектами внутри банков и предлагать своим клиентам качественный, а главное, надежный сервис по доступным ценам.

Константин Харин, директор департамента по работе с финансовым сектором компании Oracle СНГ:

Банки — один из немногих секторов экономики, для которых ИТ является средством производства, так как практически невозможно без современной информационной системы проводить финансовые транзакции в реальном масштабе времени. Особенно это касается розничных банков, которые должны обрабатывать большой поток транзакций. Например, при выдаче потребительского кредита доля ИТ-расходов российского банка составляет от 7 до 25% от маржи. Для биржевых торговых систем, где требуется время реакции, измеряемое долями секунды, при уровне доступности в «пять девяток», доля ИТ-расходов может достигать еще больших значений. В связи с этим затраты банка на ИТ являются одной из основных статей затрат наряду с расходами на персонал и аренду офисов. И снижение этих затрат за счет увеличения эффективности ИТ-инфраструктуры может стать существенным конкурентным преимуществом, особенно на розничном рынке.

Андрей Лубенец, старший управляющий по корпоративным проектам компании ABBYY Россия:

Доля совокупных затрат на ИТ в конкретной организации зависит от целого ряда параметров, а точные цифры может назвать только финансовый или генеральный директор. Общие затраты складываются из расходов на инфраструктуру (аренда или эксплуатация офисов, амортизация, обновление парка компьютеров и другой оргтехники), оплату труда персонала, внедрение и сопровождение программных систем и т. д. Какова в этом доля ИТ? Уверенно можно сказать, что она заметна и в ряде случаев достигает более 20%. Однозначно можно утверждать, что современная финансовая организация без качественных ИТ неконкурентоспособна. Например, благодаря внедрению в «Альфа-банке» системы распознавания кредитных заявок, заполненных от руки на машиночитаемых бланках, затраты по этому процессу сократились на 30%.

Сергей Крюков, директор департамента по работе с банковским сектором компании «Астерос»:

Одним из наиболее важных для банковского бизнеса показателей является время вывода нового продукта на рынок. В высококонкурентной среде «сливки» снимает тот, кто опередит конкурентов и первым предложит новую услугу. Время вывода продукта во многом зависит и от ИТ, от того, насколько быстро банку удастся обеспечить технологическую поддержку нового продукта, поэтому эта область требует повышенного внимания.

Розничный бизнес для многих банковских структур остается наиболее привлекательным источником дохода. Логично выбрать путь повышения прибыльности ритейлового бизнеса за счет снижения издержек — по сути, уменьшения стоимости одной транзакции. ИТ способны очень ощутимо сократить операционные расходы. Скажем, обработку платежей могут производить операционисты банка. В этом случае годовое обслуживание одного клиента стоит порядка 50 долл. Если предоставить клиенту доступ к банковским операциям через интернет-банкинг, контакт-центр, то экономия может быть достигнута грандиозная: к примеру, обслуживание клиента через call-центр обходится не более 35 долл. в год.

Константин Усаковский, руководитель отдела по работе со стратегическими рынками компании «АйТи»:

Уровень информатизации разных финансовых компаний может сильно различаться, причем даже в худшем случае этот уровень гораздо выше, чем в других отраслях экономики. Важно четко разделить финансовый сектор по характеру осуществляемой деятельности. Мы, например, делим его на банки, страховые компании, инвестиционные и управляющие компании. Все они, безусловно, сильно зависят от ИТ, но наибольшая зависимость все-таки именно у банков. Затраты на ИТ уже давно приняты ими как приоритетные, ведь все прекрасно понимают, что финансовые сервисы должны быть доступны 24 часа в сутки и предоставлять максимально возможное количество услуг из любой точки. Сделать корректную оценку доли ИТ-затрат в составе себестоимости финансовых продуктов чрезвычайно трудно, так как эти затраты непостоянны и сильно зависят от темпов развития, способов предоставления услуг, применения инновационных технологий уже в процессе предоставления услуг и многого другого. Более правильно оценивать ИТ-затраты на ввод, внедрение и сопровождение всех внутренних и внешних услуг.

Вадим Ваньков, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности компании «Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»):

Специфика работы с организациями финансового сектора заключается в повышенных требованиях к безопасности и надежности, и именно эти показатели являются определяющими при выборе компании, предоставляющей ИТ-услуги. Спрос на ИТ-услуги со стороны финансовых организаций стабилен, и его характер отчасти перекликается с запросами крупных корпораций. Можно выделить несколько основных тенденций, которые отражают потребности финансового сектора. К примеру, особый интерес к процессу обеспечения скорости и качества электронных межбанковских расчетов связан с тем фактом, что объем электронных платежей ежегодно растет как в денежном, так и в количественном выражении.

Юлий Гольдберг, директор по работе с финансовым сектором компании SAS Россия/СНГ:

Сегодня любой крупный бизнес очень сильно зависит от ИТ. Банки, конечно, сидят на «ИТ-игле» не так прочно, как, например, телекоммуникационные компании, но шансов «слезть» с нее нет и у них. Вообще, чем более транзакционный бизнес у компании, тем больше она нуждается в автоматизации и, следовательно, в ИТ. Поэтому говорить о доле расходов на ИТ в себестоимости продуктов как о важном показателе, характеризующем уровень автоматизации, нельзя. Есть кредитные линии на сумму миллиард рублей, есть потребкредиты на тысячу, есть коммунальные платежи, а есть сложные инвестиционные продукты. Для каждого продукта критичность автоматизации различна и зависит от того, каким тиражом он продается и, соответственно, насколько он может быть стандартизован.

Банковский бизнес не может функционировать без ИТ не потому, что это в принципе невозможно, а потому, что при ручной работе банк будет абсолютно нерентабельным и неконкурентоспособным. Отсюда еще одна тенденция последнего времени: банки становятся зависимыми не только от OLTP-систем, автоматизирующих основные бизнес-процессы, но и от OLAP-технологий — хранилищ данных, аналитических CRM-систем, систем для управления рисками и пр. Аналитические приложения становятся критичными именно потому, что позволяют сделать бизнес рентабельным в условиях высокой конкуренции и низкой маржи, когда просто оптимизировать и автоматизировать процессы уже недостаточно.

Артак Оганесян, заместитель генерального директора по развитию бизнеса и работе с заказчиками компании EPAM Systems:

Оценить удельный вес затрат на ИТ в себестоимости финансовых продуктов и услуг достаточно сложно. Более того, часто бывает тяжело понять, какова себестоимость продуктов и услуг у тех или иных финансовых организаций, поскольку в зависимости от вида деятельности маржа может различаться очень сильно. Например, у кредитных организаций она колеблется от крайне низкого уровня у розничных банков до высокого и более стабильного у банков, специализирующихся на корпоративном секторе. У инвестиционных банков маржа нередко носит вероятностный и даже спекулятивный характер.

О расходах на персонал: в среднем (если судить по нашим заказчикам из финансовой отрасли) численность сотрудников департамента ИТ составляет от 5 до 20% от общего штата компании (для розничных банков в расчетах себестоимости обычно не учитывается рядовой персонал расчетно-кассовых офисов или точек продаж). Общий бюджет на ИТ может колебаться от долей процента до 10% от общего оборота компании. В целом в финансовых организациях ИТ являются третьей по объему расходной статьей после выплаты процентов по существующим финансовым обязательствам и фонда оплаты труда. В свою очередь, более 50% в затратах на ИТ — это оплата работы собственных ИТ-специалистов и услуг внешних подрядчиков по разработке и сопровождению ИТ-систем. Нетрудно заметить, что для ИТ-директора имеется большой простор для принятия мер, направленных на снижение издержек и повышение эффективности затрат. Среди возможных вариантов — переход к долгосрочному аутсорсингу, организация выделенного центра разработки в регионе на базе филиала поставщика услуги и передача ему части функций по созданию и поддержке ИТ. Это поможет не только оптимизировать расходы и сделать их более предсказуемыми, но и лучше понимать и контролировать отдачу от них.