Экономить, не провоцируя панику

Число ИТ-директоров, вынужденных серьезно сокращать ИТ-бюджеты, продолжает расти. Согласно последним результатам опроса, регулярно проводимого редакцией CIO Magazine, доля ИТ-руководителей, планирующих сокращение бюджетов, достигла 53%. При этом 59% остановили набор ИТ-персонала, несмотря на наличие незакрытых вакансий, а 34% начали сокращать штат. О снижении заработных плат заявляют 35% респондентов. Главной причиной сокращения издержек называется то, что ИТ-бюджет попал в «зону пристального внимания» бизнес-руководства. Экономия на персонале — один из наиболее быстрых и очевидных способов обеспечить снижение ИТ-расходов. Происходит не только снижение выплат и сокращение численности сотрудников, но и радикальное уменьшение средств, выделяемых на повышение квалификации. Другим наиболее значимым способом экономии является пересмотр портфеля ИТ-проектов. Половина опрошенных говорит об остановке и переносе на более поздний срок большей части ИТ-проектов.

«Основная задача руководства компании в кризис — не наводить панику», — уверен Александр Чариков, ИТ-директор компании «ТВЭЛ-Инвест», занимающейся централизованным снабжением предприятий ядерной корпорации ТВЭЛ. Как только происходит свертывание проектов, следующим очевидным шагом является сокращение штата: сокращение числа проектов объективно снижает потребности в ресурсах. Между тем имеющийся штат очень ценен для компании. Именно поэтому в «ТВЭЛ-Инвест» крайне негативно относятся к «резким движениям». Люди на работе должны думать о выполнении своих обязанностей, а не о ситуации на трудовом рынке и бытовых проблемах. В противном случае полной отдачи от них ждать бессмысленно. Важно не допустить даже разговоров в курилках — причем не карательными мерами, а своим поведением.

Тем не менее пересмотреть планы развития ИТ в связи с кризисом пришлось. «Планируя любые инвестиции в ИТ-проект, необходимо понимать, что он даст. В нашей организации не тратят деньги ради красоты», — говорит Чариков. Традиционно главными задачами ИТ-департамента были, с одной стороны, оптимизация затрат компании, а с другой — улучшение основного бизнес-процесса: материально-технического обеспечения предприятий, входящих в корпорацию ТВЭЛ.

При проведении ревизии проектов, исходя из требований бизнеса, от 10% не слишком важных пожеланий пришлось отказаться. Еще 15-20% работ были временно заморожены. «Эти проекты действительно необходимы, но в ближайшие полгода без них вполне можно прожить, а затем их судьба будет зависеть от экономической ситуации», — поясняет Чариков. Яркий пример — это внедрение аналитической системы контроля снабженческих процессов на базе Business Objects. Планировавшееся на начало года, оно отложено ориентировочно до осени. Другой замороженный проект — внедрение решения НР Operation Manager. Его реализация помогла бы более качественному оказанию услуг бизнес-единицам, позволяя оперативнее реагировать на любые сбои. Однако проект было решено приостановить как влияющий на бизнес лишь косвенно.

Более приоритетными по сравнению с этими двумя проектами являются интеграция системы НСИ и ERP-системы, позволяющая существенно снизить издержки закупочной деятельности, а также внедрение ЭЦП, дающее возможность существенно ускорить бизнес-процессы. Эти проекты не были отложены, поскольку расценивались как критически важные для бизнеса.

Виртуальные перспективы

По прогнозам Gartner, рынок ПО для виртуализации в регионе EMEA в 2009 году достигнет 512 млн. евро. Таким образом, его рост по сравнению с 2008 годом составит 55%. Несмотря на кризисные времена, данный сегмент чувствует себя вполне благополучно. Причина прогнозируемого всплеска активности заказчиков — необходимость снижать затраты и более эффективно использовать ресурсы. Главным источником роста станет сегмент серверной виртуализации, который вырастет на 54% и достигнет отметки в 244,8 млн. евро. Сегмент виртуализации рабочих станций является весьма молодым и в прошлом году еще не играл серьезной роли. Однако в 2009 году аналитики прогнозируют его рост на уровне 335%, а объем 56 млн. евро составит существенную часть рынка. Самыми крупными рынками по применению виртуализованных платформ, естественно, являются Великобритания, Германия и Франция. В целом на долю рынка Западной Европы в 2008 году пришлось почти 90% от общего объема прибыли в регионе EMEA.

Восточная Европа представляет собой гораздо меньший рынок — его объем составляет около 20 млн. евро. С точки зрения развития виртуализации больше всего на данный момент продвинулись такие страны, как Чехия, Венгрия, Польша и страны Балтии. Россия в список наиболее «продвинутых» стран аналитиками включена не была.

С чем связан низкий уровень использования технологий виртуализации в России?

«В условиях экономического роста скорость внедрения решения была важнее его стоимости. Стоимость, безусловно, принималась в расчет, но необходимость быстро «заткнуть дыру» в инфраструктуре была существенно важнее», — говорит Станислав Протасов, старший вице-президент Parallels. Поэтому технологии, которые повышали эффективность вложения средств, традиционно находились в тени. Сейчас ситуация сильно изменилась: кризис заставил компании тщательнее считать деньги. Любые маркетинговые инициативы сегодня приходится базировать на объяснении клиентам возможностей снижения совокупной стоимости владения инфраструктурой, и это нормально.

Второй фактор, который имеет значение в российских условиях, заключается в том, что основу большинства инфраструктур корпоративных клиентов составляют мощные, многофункциональные сервера нового поколения. Для них консолидация парка менее актуальна. Виртуализация в чистом виде имеет гораздо больший смысл, когда у клиента наблюдается очень большая концентрация унаследованных систем.

Кроме того, не нужно забывать, что во всем мире компаний, полномасштабно использующих виртуализацию, насчитывается крайне немного — от 5 до 10%, причем преимущественно это очень большие компании, которые имеют существенные финансовые возможности. Динамика же рынка связана с популяризацией виртуализации именно среди компаний малого и среднего бизнеса. И поэтому нужно говорить о больших перспективах инфраструктуры виртуальных ПК, использовать которые может как малый бизнес в собственных нуждах, так и крупные ЦОД, предлагая это решение в качестве «облачного» сервиса.

«Технологии виртуализации подразумевают зрелость подхода к построению серверного парка в целом», — считает Руслан Заединов, руководитель направления центров обработки данных компании КРОК. Виртуализация применима и эффективна только тогда, когда серверный парк компании и системы хранения данных объединены в регулярную структуру, причем эта структура должна быть отказоустойчивой. Только тогда средства виртуализации смогут проявить свои свойства во всей полноте.

Виртуализация — это инструмент экономии и развития в непростые экономические времена. В нынешнем и будущем году очевиден всплеск интереса к этой технологии, особенно со стороны банков и энергетических компаний. В прошлом году показательным стал проект по созданию платформы виртуальных машин в компании «РусГидро». Основной его целью была консолидация серверных ресурсов, уменьшение затрат на обслуживание ИТ-инфраструктуры, а также получение инструмента, который позволил бы решить проблему быстрого выделения и перераспределения вычислительных ресурсов между существующими задачами компании.

«Есть мнение, что низкий уровень проникновения технологий виртуализации и автоматизации связан с некомпетентностью российских ИТ-директоров. В целом я с этим не согласен», — подчеркивает Протасов. Большинство директоров имеет представление о возможностях технологий виртуализации, однако не до конца понимает, какими резервами для экономии они обладают.

Ведущий рубрики — Николай Смирнов
Блог обозревателя: blogs.osp.ru/users/nikas77