Николас Карр, получивший известность благодаря своей статье «IT Doesn?t Matter», в интервью корреспонденту еженедельника Computerworld Джойс Карпентер прокомментировал свою новую книгу «The Big Switch: Rewiring the World, from Edison to Google» (в приблиз

«Сегодня уже общепризнанно, что двумя самыми важными технологиями общего назначения в истории были электричество и компьютерная обработка информации» — Николас КаррКаковы признаки грядущего великого перелома?

Я думаю, что мы становимся свидетелями начала фундаментальных сдвигов, которые происходят в самой природе обработки информации. От применения неких локальных ресурсов, объединяющих развернутые на предприятии компьютеры и установленное на них программное обеспечение, она смещается в сторону модели utility computing (UC) — предоставление вычислительных ресурсов по принципу коммунальных услуг, предусматривающее выполнение большинства необходимых нам функций на мощных централизованных станциях, которые размещаются в крупных центрах обслуживания, и доставку полученных результатов по каналам Internet.

Примерно то же самое произошло с источниками механической энергии сто лет назад, когда электрическая энергия изменила саму природу данного ресурса, а также порядок его использования и получения предприятиями и людьми.

А в чем вы видите аналогию между электричеством и вычислительной техникой?

Для меня совершенно ясно, что подобные перемены уже давно назрели. В свое время я интересовался историей техники и много читал о технологиях эпохи Промышленной революции. Однажды настала пора, когда представители деловых кругов на своих фабриках решили отказаться от водяных колес и паровых двигателей, доверившись внешним поставщикам, снабжавшим их важными энергетическими ресурсами. Радикальные перемены, которые пришлось пережить в ту эпоху промышленникам, очень похожи на ощущения людей, принявших решение привлечь внешних поставщиков не менее важных вычислительных ресурсов.

Электричество и ИТ вы относите к классу технологий общего назначения. А компьютерная обработка информации имеет тот же статус?

Да. Под технологиями общего назначения экономисты понимают любые технологии, которые можно использовать для решения множества совершенно разных задач. Таких технологий очень немного, и они играют чрезвычайно важную роль в истории развития экономики и бизнеса по той простой причине, что находят весьма широкое применение. Думаю, сегодня уже общепризнанно, что двумя самыми важными технологиями общего назначения в истории были электричество и компьютерная обработка информации.

Но обработка данных осуществляется множеством различных способов при решении множества совершенно разных задач. Действительно ли она относится к классу технологий общего назначения, как вы пытаетесь это представить?

Аналогия между электричеством и ИТ, на мой взгляд, очень хорошо прослеживается на экономическом уровне. На технологическом уровне, конечно, вы увидите множество различий, и я вовсе не настаиваю на том, что ИТ, подобно электричеству, открывают какой-то фундаментальный технологический путь.

Главное отличие состоит в том, что ИТ разбиты на отдельные модули, тогда как электричество является монолитным. Организации, поставляющие электроэнергию, осуществляют ее производство и передачу, а все, что находится по другую сторону электрической розетки, относится к вашей сфере ответственности. В случае с ИТ все функции имеет смысл рассматривать в виде отдельных модулей. Сырая обработка может осуществляться как на локальном уровне, так и с передачей по сети; хранение данных организуется аналогичным образом и все приложения, в отличие от электричества, тоже можно поставлять либо локально, либо через сеть.

Но я полагаю, что, если взглянуть на суть компьютерных операций — к числу которых относятся обработка, хранение и передача данных, — можно заметить, что во многих отношениях мы имеем дело с технологией общего назначения. Точно так же, как и в электрической сети, все разновидности устройств и приложений функционируют поверх сетевого уровня, решая при этом самый широкий спектр задач.

Что в ближайшем будущем приобретет более высокую значимость — научные и инженерные прорывы или экономические движущие силы?

В конечном итоге именно экономика диктует, чем заниматься людям и компаниям. И это очень легко упустить из виду, потому что технологические прорывы и прогресс производят поистине грандиозное впечатление. Но бизнес полностью подчинен экономике. Развивается и экономика ИТ, направления централизованных и локальных поставок формируют будущее восприятие компаниями информационных технологий, открывают пути дальнейшего развития отрасли услуг и перехода ее в зрелое состояние, порождают те структуры, которые мы видим в конечном итоге.

Какие рекомендации вы могли бы дать ИТ-руководителям и людям, занимающим пост технического директора?

Первым делом я посоветовал бы быть в курсе всех новых возможностей, которые открывает перед нами развитие интерактивных электронных технологий, и не рассматривать их как угрозу. Несмотря на то что они обещают существенно перестроить или даже фундаментально изменить всю природу ИТ, их не стоит опасаться, ведь перед компаниями, ИТ-руководителями и профессионалами в области ИТ сегодня открывается очень широкий выбор. Причем он продолжает расширяться по мере совершенствования интерактивных услуг, увеличения их масштабов и повышения сложности и устойчивости.

Таким образом, данную тенденцию можно лишь приветствовать, потому что компании получают дополнительные ИТ-средства для эффективного управления своим бизнесом.

Не кажется ли вам, что численность корпоративных ИТ-служб будет сокращаться?

Думаю, что это произойдет в долгосрочной перспективе, но, как и в случае с электричеством, переходный период будет достаточно продолжительным и может растянуться на одно-два десятилетия, особенно когда речь идет о крупных компаниях.

Большая часть работы, выполняемая сегодня специалистами корпоративных ИТ-служб, относится к сфере поддержки внутренних ресурсов — локального оборудования и программного обеспечения. Со временем решение этих задач будет передано внешним поставщикам услуг.

Акценты в работе корпоративных ИТ-служб от чистого управления информацией и организации связей между программными службами будут смещаться в сторону бизнес-процессов.

Наверное, в какой-то мере это справедливо и в отношении поставщиков услуг?

Да, безусловно. Здесь прослеживаются две тенденции. Первая из них заключается в том, что расширение объема поставок ИТ — идет ли речь о чистых вычислениях, хранении данных или централизованно выполняемых приложениях — влечет за собой увеличение численности рабочей силы у поставщика. С другой стороны, мы наблюдаем достаточно быстрое движение в
направлении дальнейшей автоматизации ИТ-услуг за счет виртуализации, а также ряд других процессов, снижающих потребность в рабочей силе. Таким образом, явно видны две противоположные, хотя и тесно связанные друг с другом тенденции.

Поясню концепцию World Wide Computer и возможность программирования в этой среде. Я убежден в том, что World Wide Web трансформируется в World Wide Computer. Это означает, что все элементы компьютера, которые мы привыкли поддерживать локально, — чип обработки данных, механизм хранения данных и приложения — теперь можно собрать из компонентов, находящихся в Internet. И поставляются они множеством самых разных компаний. Следовательно, сеть Internet, подобно любому другому компьютеру, становится программируемой.

Находясь дома, вы можете войти в социальную сеть Facebook и запрограммировать информационные потоки. В результате у вас появляется возможность манипулирования тем, что, по сути, представляет собой компьютерную программу, и приспосабливать ее к своим потребностям. Вы можете запрограммировать Internet. Думаю, что теперь компании имеют все необходимое для того, чтобы удовлетворить потребности своего бизнеса за счет ИТ-компонентов, находящихся в Internet, или своих собственных центров данных, также привязанных к Internet.

Один из главных вопросов, стоящих сегодня перед компаниями, заключается в том, чтобы понять, каким образом лучше запрограммировать эту огромную общую машину с целью наиболее эффективного, гибкого и надежного удовлетворения своих потребностей.

Если компании начнут использовать Internet для обработки данных, не возникнут ли у них осложнения, связанные с безопасностью?

Не думаю, что это большая проблема. Конечно, для того чтобы завоевать доверие покупателей, поставщикам предстоит доказать, что надежность и безопасность находятся у них на должном уровне. Но, по моим ощущениям, модель UC предоставляет более высокий уровень безопасности по сравнению с тем, что мы имеем сегодня. Дело в том, что наши сегодняшние ИТ-системы являются невероятно фрагментированными. Некоторые компании и индивидуальные пользователи весьма преуспели в деле обеспечения безопасности, у других дела идут не столь хорошо. Причиной многих сбоев в этой сфере являются не недостатки централизованной системы, а пренебрежение мерами безопасности со стороны индивидуальных пользователей. По мере дальнейшего развития модели UC все больше данных предоставляется крупными поставщиками услуг, само существование которых предполагает поддержание системы безопасности на достаточно высоком уровне. Думаю, что в перспективе уровень безопасности данных будет лишь повышаться.

Поставки электричества в рамках предоставления коммунальных услуг подвергаются жесткому регулированию. Не кажется ли вам, что то же самое произойдет и с вычислительными ресурсами?

С тех пор как я начал работать над книгой, мое мнение на этот счет несколько изменилось. Первоначально я полагал, что модульный характер обработки данных приведет к тому, что мы получим большое разнообразие поставщиков, услуги которых будут объединены в рамках многочисленных отраслевых стандартов.

Таким образом, в моем представлении о концепции UC возникало множество различных компаний, решающих специализированные задачи и конкурирующих друг с другом, чего мы не видим в отрасли электроэнергетики, где естественным образом возникает местная монополия. Если вести речь об обработке данных, никаких причин для возникновения местных монополий я не вижу, поскольку соответствующие услуги вы можете получать множеством различных способов из самых разных мест.

Вместе с тем в последнее время возникает масса причин для централизации и строительства центров данных действительно большого масштаба. Таким центрам нужно много денег и много квалифицированных специалистов. В отрасли прослеживается тенденция к дальнейшей централизации. И если она превратится в реальность, если у нас начнут формироваться монополии или олигополии, думаю, что мы неизбежно столкнемся с необходимостью усиления государственного регулирования, которое присутствует и в других отраслях.

Вы утверждаете, что построение распределенной электрической сети способствовало дальнейшей демократизации. Не кажется ли вам, что это справедливо и для сети распределенных вычислений?

Да. Начав рассматривать обработку данных в качестве общих услуг, вы можете сэкономить немало средств за счет увеличения масштабов и добиться снижения цен при одновременном повышении уровня готовности.

Вероятно, наиболее весомый выигрыш от такой модели получают компании сектора малого и среднего бизнеса, которые находятся в худшем положении по сравнению с крупными, поскольку не могут позволить себе построить большой центр данных или внедрить мощную систему ERP. Переходя к стратегии utility computing, вы выравниваете таким образом игровое поле и открываете перед небольшими компаниями возможность использования сложных компьютерных технологий, которые доступны пока только крупным игрокам.


Joyce Carpenter. Nicholas Carr on the switch to utility computing. Computerworld (US). 01/17/2008