Нужно перенимать опыт

Анатолий Гавердовский, старший вице-президент EPAM Systems:

Конечно, следует перенимать западные модели. Западные компании находятся в более конкурентной среде, в которой они работают уже длительное время, и выработали эффективные бизнес-модели, позволяющие им на протяжении многих лет быть конкурентоспособными. Второй важный момент: бизнес-модель нужно не только перенести, но и постоянно улучшать. Особенно это актуально в связи с вступлением России в ВТО. Программное обеспечение всегда является следствием бизнес-модели. Доказано, что разное ПО обеспечивает разную эффективность на одной и той же бизнес-модели. Эффективность бизнеса определяется тем, насколько хорошо компания распоряжается своими ресурсами, поэтому ERP-систему покупают не ради бухучета, а ради планирования.

Юлия Клочкович, директор по маркетингу компании Soft Master:

На российском рынке в сфере профессиональных услуг развитию бизнеса мешает его неструктурированность. Это связано, прежде всего, с тем, что он начал развиваться сравнительно недавно.

В условиях современной конкуренции успех зависит не только от того, что это за продукт или услуга, но и от того, кто и как его подает, какие эмоции вместе с приобретением услуг получает потребитель. Западные технологии, в частности CRM-системы, позволяют обеспечить высокий уровень обслуживания за счет контроля работы персонала, принятия своевременных и обоснованных решений. В основу развития западных ИТ легли лучший опыт и эффективные инструменты взаимодействия с клиентами. Почему бы нашим компаниям не воспользоваться ими?

Перенимать, но с оглядкой

Андрей Путилов, заместитель генерального директора группы компаний Ansoft:

В полной мере развитие сферы услуг в России началось относительно недавно, поэтому в данной области западный опыт пока служит определенным ориентиром для российского бизнеса. В частности, это касается программ повышения лояльности клиентов.

Однако это не означает, что внедрение западной системы автоматизированного управления — единственный способ повысить эффективность российских компаний. Есть российские программные продукты, функциональность которых основана на лучшем опыте ведущих мировых компаний, работающих на рынке услуг. Кроме того, они полностью учитывают российскую региональную специфику и на порядок экономичнее западных аналогов.

Кирилл Булгаков, генеральный директор компании Sputnik Labs: 

Наблюдается совершенно четкое различие в подходе между компаниями с отечественным и западным составом менеджеров и соответствующим стилем управления. Западные менеджеры всегда выбирают готовые бизнес-модели и поддерживающие их западные ИТ. Российские часто просят адаптировать системы и технологии под тот процесс, который сложился в их компании. Происходит это от нехватки знаний и информации, а также в силу объективного понимания рисков изменения сложившихся моделей.

Если предприятие совсем молодое, то следует брать западную модель и соответствующие ей технологии. Если же модель бизнеса «самостийная», общей рекомендации быть не может. В принципе применимы и западные модели, но при существенном условии: надо четко понимать, насколько серьезными будут изменения, готова ли к ним компания и достаточно ли у топ-менеджеров мужества для их проведения.

Вадим Ваньков, директор по маркетингу компании КОМКОР:

Возможность прямого переноса схем бизнеса западных компаний часто напрямую зависит не только от уровня доходов населения и масштабов бизнеса в России, но и от развития инфраструктуры (телекоммуникаций, транспорта и логистики, электронных платежей и т.д.), поэтому переход на западные схемы бизнес-процессов и ИТ, как правило, идет эволюционным путем. Безусловно, развитие ИТ-решений идет в сторону лучших мировых образцов. По мере расширения бизнеса встает вопрос об эффективности управления, внедряются «тяжелые» ERP-решения, растут требования к телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуре. Как следствие, увеличивается спрос на услуги VPN, растет пропускная способность сетей.

Елена Кудрина, исполнительный директор российского представительства компании France Informatique & Technologie:

Речь должна идти не о слепом копировании бизнес-моделей, а о заимствовании наиболее прогрессивных принципов ведения бизнеса и их ИТ-поддержки. Не всегда можно понять, почему, имея одинаковые базовые принципы, разные западные компании пришли к столь разным моделям ведения бизнеса и их ИТ-поддержки. Не разобравшись, бессмысленно копировать. Нужно подобрать то, что подходит именно вам и соответствует вашим принципам. Важно учесть, основную ли сферу деятельности нужно автоматизировать, или поддерживающую (например, бухгалтерию). Следует сочетать лучшее из разных моделей.

Артем Кощеев, руководитель департамента проектных внедрений компании «1С: Бухучет и Торговля»:

Выбор бизнес-модели во многом обусловлен тем, хочет ли компания идти по проторенному пути или же собирается предложить инновационный продукт. Если речь идет о типичных услугах, то в западных странах, как правило, этот бизнес развит существенно лучше, чем в России, и разумнее адаптировать западную модель. Что же касается выбора ИТ-решения, то совершенно не важно, чья это разработка. Главное — чтобы она позволила предприятию увеличить добавленную стоимость услуги и была удобна для потребителя.

Елена Мжельская, руководитель департамента консалтинга компании FTS Maconomy:

Западные компании сферы профессиональных услуг имеют более богатый опыт и традиции, чем российские, поэтому использование бизнес-моделей западных компаний в качестве основы целесообразно и оправданно. Однако слепое копирование неэффективно из-за специфики российского рынка. Единственно возможным вариантом является взвешенная комбинация западного опыта с учетом российской специфики. Думаю, данный принцип применим и к ИТ-решениям.

Анатолий Степанский, коммерческий директор компании «Импакт-Софт»:

Западные компании имеют более длительный опыт работы, и их персонал имеет неплохое образование и опыт. Обычно такие компании используют бизнес-процессы, близкие к классическим, что с точки зрения ИТ позволяет использовать ERP-системы практически в стандартном виде, существенно снижая при этом TCO и позволяя быстро вводить в строй новый персонал. Но это не означает, что копировать надо все. Любая компания стремится иметь свое ноу-хау. Следует очень аккуратно вписывать его в стандартные бизнес-процессы, тщательно взвешивая затраты и отдачу.

Артем Киракосьян, руководитель группы по работе с клиентами компании «Корус Консалтинг»:

Мы часто сталкиваемся с попытками применить зарубежные бизнес-модели в России. Иногда они работают, иногда — нет. Нужно рассматривать каждый случай в отдельности. Мы рекомендуем нашим клиентам брать лучшее из мирового опыта, и отечественного и зарубежного, при этом адаптировать его так, чтобы решения заработали здесь, в России, на конкретном предприятии, учитывая все его особенности и ограничения.

Александр Данилов, директор по развитию направления ERP компании ЛАНИТ:

Один в один применить чужой опыт нельзя. Но использовать его надо. Объем бизнеса, масштабы и опыт компаний по управлению услугами в России пока уступают международным, поэтому важно иметь уже апробированные решения, которые можно перенести на российскую почву с минимальными изменениями. Возможности по использованию западных подходов к управлению, внедрению готовых ИТ-решений колоссальные. Самое трудное — преодолеть косность мышления, быть готовыми к переменам самому и помогать меняться коллегам.

Пока рановато

Андрей Краснопольский, коммерческий директор консультационной группы АТК:

Копировать западные бизнес-модели нашим компаниям пока рановато, но изучать и адаптировать их к российским условиям необходимо. Несопоставимы объемы компаний — средняя российская меньше западной в десятки раз, поэтому копирование оказывается делом ресурсоемким и дорогим, а его эффективность сомнительна. Различаются также деловая среда и инфраструктура (сравните, например, стабильность и диапазон цен и условий поставок в Европе и России). Еще одна принципиальная особенность российских компаний — кардинальное изменение бизнес-процессов. Причина — не только быстро меняющиеся условия бизнеса (в частности, законодательства), но и то, что большинство российских компаний молоды и продолжают искать свою нишу. ИТ-решения для российских компаний должны быть значительно более гибкими, чем западные, рассчитанные на многолетнюю стабильность.