Создание единой информационной системы основано на переходе от «кусочной» автоматизации бизнес-процессов к горизонтальному подходу, который характеризуется интеграцией приложений, находящихся в рамках информационной системы и за ее...

Создание единой информационной системы основано на переходе от «кусочной» автоматизации бизнес-процессов к горизонтальному подходу, который характеризуется интеграцией приложений, находящихся в рамках информационной системы и за ее пределами (приложений поставщиков и потребителей предприятия). В большинстве информационных систем автоматизированы лишь некоторые функции и части бизнес-процессов. Как следствие, задачи интеграции (включая интеграцию с системами бизнес-партнеров) актуальны для большинства предприятий.

Постоянно меняющиеся условия современного рынка и динамика бизнес-процессов ставят перед ИТ-службой предприятия непростую задачу — при помощи средств автоматизации максимально ускорить реакцию бизнеса на любые внешние или внутренние изменения.

Однако в большинстве информационных систем автоматизированы лишь некоторые функции, отдельные части бизнес-процессов. Как следствие, задачи интеграции (включая интеграцию с системами бизнес-партнеров) актуальны для большинства предприятий.

Построение информационной системы, функционирующей в виде единого организма, который обеспечивает прозрачное управление бизнес-процессами, гибко адаптируется под любые изменения, — является одной из приоритетных задач для любого ИТ-руководителя.

Множество способов интеграции интерфейсов, данных, бизнес-процессов и т. д. — требует проведения анализа и оценки функциональных возможностей каждого из них, сравнения архитектур интеграционных решений и возможностей их компонентов, выработки методологии, описывающей возможные пути решения интеграционных задач в зависимости от начальных условий.

Выбор правильного подхода, а также технологий, на которых он будет основан, во многом определяет возможности и тенденции развития информационной системы предприятия. Если в одном случае она переходит на новый этап развития, становясь более гибкой и решая новый объем задач, то в другом становится чрезвычайно сложной, трудно поддерживаемой и развиваемой.

Одним из основных вопросов, который возникает при выборе способа решения интеграционной задачи, является преемственность стратегии развития и сохранение инвестиций в существующую ИТ-инфраструктуру.

В случае, если корпоративное приложение разработано по устаревшей технологии, однако решает поставленные прикладные задачи (например, бухгалтерская система, с которой удобно работать пользователям, так как она отвечает всем их требованиям), правильным вариантом будет сохранение и интеграция его с другими приложениями, работающими в тех же бизнес-процессах предприятия.

В случае отсутствия прикладных систем или их неспособности соответствовать растущим требованиям предприятия, возможным вариантом будет внедрение новых изначально интегрированных приложений.

Таким образом, в зависимости от уровня модернизации ИТ-инфраструктуры, существующей на предприятии, можно выделить следующие способы решения интеграционных задач:

  • кардинальная интеграция;
  • интеграция интерфейсов;
  • глубокая интеграция.

Кардинальная интеграция

Кардинальная интеграция подразумевает полную переработку архитектуры информационной системы предприятия и замену существующих приложений новой корпоративной системой, состоящей из интегрированного набора модулей.

Примером реализации данного подхода является внедрение на предприятии системы класса ERP (Enterprise Resource Planning), (рис. 1).

Рис. 1. Применение кардинального интеграционного подхода

Внедрение ERP-системы обеспечит эффективное управление взаимодействием с клиентами, предоставлением услуг, выпуском продукции, доставкой заказов, приемом платежей и другими аспектами деятельности предприятия в рамках единой системы.

Основными преимуществами кардинальной интеграции являются следующие факторы:

Комплексная реализация необходимых связей. При кардинальном подходе происходит замена существующих приложений на новую систему, на этапе проектирования которой закладываются все необходимые связи между ее модулями.

В рамках ERP-системы сервисы обеспечивают информационную целостность, консолидацию и централизованное управление основными данными предприятия.

Автоматизация бизнес-процессов. Реализация модулей ERP-систем в виде дополняющих друг друга сервисов, выполняющих определенные функции, позволяет гибко автоматизировать бизнес-процессы предприятия и унифицировать процесс их взаимодействия.

Простота изменений. Использование в рамках ERP-систем Workflow-технологий, включающих в себя средства визуальной разработки и управления исполнением процессов, позволяет упростить процесс разработки бизнес-сценариев и внесения изменений в логику работы системы.

Реинжиниринг бизнес-процессов. В процессе внедрения новой комплексной системы проводится формализация, а в большинстве случаев реинжиниринг бизнес-процессов, направленный на повышение эффективности их работы.

Среди недостатков данного подхода можно выделить следующие:

Потеря инвестиций. При полной замене ИТ-интфраструктуры новой системой предприятие теряет все наработки и инвестиции в существующие корпоративные приложения.

Неизбежность интеграции в будущем. Несмотря на комплексную автоматизацию и реализацию необходимых связей между модулями, новая система, как правило, не покрывает всю прикладную область, и задачи интеграции с внешними системами остаются, хотя и в меньших объемах. Например, интеграция ERP-системы предприятия с системой, автоматизирующей учет потребления ресурсов предприятия (биллинг).

Высокая стоимость решений. В связи с полной переработкой архитектуры информационной системы, заменой существующих приложений и внедрением новых стоимость проекта будет весьма высокой.

Таким образом, кардинальная интеграции, сущность которой заключается в принципе «все разрушить и построить заново», целесообразна при полном моральном устаревании корпоративных приложений, сложности их поддержки и развития, а главное — несоответствии их работы возлагаемым задачам.

Интеграция интерфейсов

Следующим способом решения интеграционных задач является интеграция интерфейсов. Она заключается в разработке механизмов взаимодействия корпоративных приложений на основе «обвертывающих» прикладных интерфейсов (wrapper).

Основная их задача состоит в обеспечении связи одного приложения с другим, то есть организации взаимодействия типа «точка-точка», при котором интегрируемые приложения устанавливают «прямые» соединения друг с другом (рис. 2).

Примером реализации данного подхода является удаленный вызов процедур (Remote Procedure Call, RPC) в клиент-серверных корпоративных приложениях. Наиболее распространенными являются решения, основанные на кроссплатформенной технологии CORBA (Common Object Request Broker Architecture).

Основным преимуществом интеграции интерфейсов является сохранение инвестиций в ИТ-инфраструктуру предприятия. Интеграция интерфейсов позволяет сохранить существующие корпоративные приложения, разработав для них интерфейсы, реализующие возможность обмена информацией согласно заданным правилам взаимодействия.

Среди недостатков данного интеграционного подхода можно выделить следующие.

Сложность. С разрастанием корпоративных приложений, участвующих в процессе взаимодействия, рост связей между ними происходит в общем случае по формуле (N-1) N, где N — число интегрируемых приложений. Таким образом, для трех приложений количество связей равно 6, а для пяти уже 20.

Такой характер увеличения связей между приложениями значительно усложняет архитектуру информационной системы и делает ее трудно эксплуатируемой и развиваемой.

Сложность организации внешнего взаимодействия. При организации взаимодействия корпоративных приложений с внешними ИС, для каждой пары приложений необходимо решать задачу обеспечения безопасной передачи данных через публичные сети и прохождения трафика через средства сетевой защиты (файрволы, фильтрующие маршрутизаторы и т. д.), что значительно усложняет и ограничивает возможности интеграции.

Ограниченная функциональность. При использовании данного подхода в процессе интеграции каждое из приложений должно содержать адресную информацию о том, с кем оно взаимодействует, а также выполнять преобразования форматов данных. Таким образом, вопросы согласования форматов данных, маршрутизации сообщений, обеспечение надежности и безопасности должны решаться отдельно для каждой пары приложений. Обозначенная выше сложность решения, в свою очередь, значительно усложняет интеграционную логику системы при выполнении простых сценариев взаимодействия.

Изменение кода интегрируемых приложений. Интеграция при помощи «обвертывающих» интерфейсов сопровождается разработкой дополнительного или изменением существующего программного кода, как минимум одного, а чаще обоих интегрируемых приложений.

Сложность интеграции новых приложений. Для обеспечения взаимодействия нового приложения с уже существующими системами потребуется создавать большое количество новых связей.

На основе характеристик данного подхода можно сделать вывод, что его применение оправдано только в редких случаях, при интеграции приложений (общее число не более трех), характеризующихся схожими форматами хранения данных и основывающихся на однотипных технологических решениях.

В большинстве случаев использование интеграции при помощи «обвертывающих» интерфейсов приводит к значительному увеличению числа связей между приложениями, усложнению ИТ-архитектуры, трудностям поддержки и развития информационной системы, а в связи с этим — к росту общей стоимости владения информационной системы.

Глубокая интеграция

Глубокий интеграционный подход подразумевает внедрение специализированной интеграционной платформы. Под таковой понимается программный комплекс, консолидирующий логику решения определенных интеграционных задач в рамках всей информационной системы предприятия.

В зависимости от характера интеграционной задачи можно выделить следующие типы интеграционных платформ (см. таблицу).

Современные интеграционные платформы обладают широкими функциональными возможностями, в связи с чем способны решать смежные интеграционные задачи (рис. 3).

Рис. 3. Комплексное интеграционное решение

Комплексное интеграционное решение на основе технологий глубокого интеграционного подхода представляет собой интеграционную платформу, состоящую в общем случае из всех интеграционных компонентов (рис. 3).

Основными преимуществами «глубоко» интеграционного подхода являются:

Гибкость интеграции. Интеграционная платформа позволяет реализовать в общем случае произвольные интеграционные сценарии: синхронизацию данных, работу композитных приложений и сквозные бизнес-процессы. Такой интеграционный подход дает возможность управлять интеграцией и реагировать на события, возникающие во взаимодействующих системах.

Консолидация и унификация системных функций. В этом типе интеграции за обеспечение транзакционности, гарантированную доставку сообщений, маршрутизацию, безопасность взаимодействия централизованно отвечает интеграционная платформа, что упрощает процесс разработки, эксплуатации и масштабирования данных функций.

Масштабирование. Использование интеграционной платформы позволяет выполнять подключение новых систем без модернизации существующих приложений и без изменений архитектуры информационной системы, то есть интеграционная платформа открыта для будущих изменений.

К сожалению, этот подход предполагает, что на предприятии всегда присутствуют квалифицированные специалисты, обладающие навыками построения интеграционных систем. Оптимальным вариантом решения данной задачи является привлечение внешних консультантов из компании, специализирующейся на решении интеграционных задач для выполнения этапов разработки и внедрения системы. Существующие специалисты, подключившиеся на ранних этапах проекта, смогут получить необходимый объем знаний для дальнейшего администрирования системы.

Подход, основанный на применении механизмов глубокой интеграции, обладает широкими функциональными возможностями организации взаимодействия корпоративных приложений. Он позволяет сохранить инвестиции в корпоративные приложения, существующие на предприятии, интегрировав их в современную информационную систему. При замене унаследованных систем использование инструментов данного подхода позволит сделать процесс модернизации плавным и незаметным для конечных пользователей.

Выводы

Важность создания единой информационной системы, обеспечивающей высокую продуктивность использования информационных ресурсов, эффективность изменений и инвестиционную привлекательность предприятия осознается современными ИТ-руководителями, что подтверждается увеличением бюджетов предприятий на интеграционные проекты.

Создание единой информационной системы основано на переходе от «кусочной» автоматизации бизнес-процессов к горизонтальному подходу, основной характеристикой которого является интеграция приложений, находящихся в рамках информационной системы и за ее пределами (приложений поставщиков и потребителей предприятия).

Существование нескольких интеграционных подходов порождает задачу выбора оптимального решения, которое, в свою очередь, обусловит возможности и стратегию развития информационной системы. Выбор одного из интеграционных подходов определяет «сценарий»: либо компания планирует, «связав» несколько систем, временно закрыть интеграционную задачу; либо, применив кардинальную или глубокую интеграцию, намерена перевести информационную систему на качественно новый уровень развития.

Ясно, что выбор между использованием специализированных интеграционных решений или заменой корпоративных приложений новой системой требует глубокого изучения как существующей ИТ-инфраструктуры, так и стратегии развития предприятия.

Однако тенденции развития информационных технологий свидетельствуют о постепенном объединении кардинального и глубокого интеграционных подходов. Таким образом, производители ERP-систем применяют архитектурные наработки специализированных интеграционных платформ для создания базиса своих решений. Это позволит предприятию автоматизировать свои уникальные бизнес-процессы, цепочки взаимодействия с поставщиками и потребителями, оперативно реагировать на различные события.

Роман Плющенков — начальник отдела развития бизнеса компании «Открытые Технологии», romanp@ot.ru