Компания Autodesk, являясь безусловным лидером рынка двумерных САПР (по оценкам более 1,7 миллиона рабочих мест в мире), пришла на рынок твердотельного моделирования сравнительно недавно. Решение компании диверсифицировать свою деятельность на разных сегментах рынка программного обеспечения, воплощенное в жизнь несколько лет назад, только сейчас начало приносить свои плоды.

В прошлом у компании Autodesk был только один продукт (всем известно, как он назывался), а клиенты находили сто и один способ его использования. Autodesk пришел к выводу, что необходимо создать прикладное программное обеспечение для решения задач в различных областях. Теперь у компании есть программные продукты для рынков архитектуры, строительства, дизайна, геоинформационных систем (ГИС) и машиностроения.

Когда планировалась версия AutoCAD R13, Autodesk понял, что необходимо создать высококлассное техническое решение. Компания обратилась к Spatial Technologies, и ядро моделирования ACIS версии 1.6 было добавлено в AutoCAD. До выхода Mechanical Desktop Autodesk пытался создать что-то подобное, но попытка не увенчалась успехом (кто-нибудь помнит AutoSolid?). Выбор ACIS предоставил широкие возможности для роста на быстро развивающемся рынке. Трудности с R13 негативно сказались на дальнейшем развитии, и поэтому при выпуске нового продукта стояла ответственная задача не ударить в грязь лицом.

В марте 1996 года Mechanical Desktop увидел свет. Базирующийся на усовершенствованной версии AutoCAD R13c3, он сразу завоевал популярность. Его продажи стремительно росли и в течение первого года достигли свыше 20000 копий. Это было непросто, т.к., с одной стороны, Autodesk должен был превзойти решения конкурентов в этой области, а с другой - обучать пользователей и дилерскую сеть всем тонкостям и прелестям твердотельного моделирования.

Autodesk со своей первой версией продукта, хотя и не был в гуще событий на рынке твердотельного моделирования, использовал свои сильные позиции на двумерном рынке как преимущество. Под лозунгом "гармоничное сочетание 2D и 3D" Autodesk объединил свою компетентность в двумерном проектировании с новыми трехмерными возможностями. Результаты были многообещающими для Autodesk, и рынок изменился за короткий промежуток времени.

За прошедшие несколько лет на рынке твердотельного моделирования происходила жесткая борьба между конкурентами по всем позициям, будь то функциональность, простота использования, способы продвижения, цена или обновляемость. Многие не хотели видеть Autodesk на этом сегменте, т.к. он доминировал на двумерной арене. Основными игроками в то время на рынке были Parametric Technology Corporation (PTC) с высокотехнологичным, широко признанным профессиональным решением Pro/Engineer (release 18) и "облегченным" пакетом PT Modeller (realese 2), Intergraph с базирующимся на ACIS/Windows программным продуктом Solid Edge, SolidWorks одноименной компании, купленный индустриальным гигантом Dassault Systems вместе с IBM, и SDRC со своим продуктом Master Series (на том же рыночном сегменте по цене и функциональности, что и Pro/Engineer) и новом продукте среднего уровня Artisan.

Autodesk, тем не менее, смог выйти на рынок твердотельного моделирования, и теперь перед ним стоит задача увеличения своей доли на рынке и отражение ударов конкурентов.

Что же нового в Mechanical Desktop 2?

Autodesk прислушивается к тому, что просят его пользователи. Введена очень удобная связь с таблицами при работе над созданием параметрических компонент, уменьшено время рисования, автоматизировано также много рутинной работы.

Mechanical Desktop является первым инструментом твердотельного моделирования, оснащенным ядром ACIS3 компании Spatial Technology. Новое ядро позволило Autodesk разработать три ключевые особенности: создание оболочки (включая возможность определить параметризованную толщину для всей детали или для каждой отдельной поверхности), три новых типа сложных переменных радиусов фасок/сопряжений (переменный, увеличенный, постоянный) и параметрические булевы операции (Booleans).

Серьезно пересмотрен модуль сборок. Теперь можно заложить "разумные" ограничения между деталями, а наиболее часто встречающиеся ограничения выведены на отдельную панель. Те, кто знаком с первой версией Mechanical Desktop, обнаружат, что новый модуль сборки стал более понятен и эргономичен.

Интерфейс

Не удивительно, что наиболее заметные изменения произошли в пользовательском интерфейсе. Появилась новая часть браузера сборки, называемая Desktop Explorer. Меню, расположенное в стороне, позволяет пользователю быстро и легко переопределить характеристику на любом этапе разработки. Это привносит огромную гибкость в процесс вашей работы - даже характеристики могут быть скопированы с одной части на другую, при этом будут включены все ограничения и информация исходного чертежа.

В области улучшения графических возможностей и взаимной работоспособности, Mechanical Desktop 2 имеет все преимущества R14 наряду с некоторыми уникальными особенностями, такими, например, как его способность создавать разорванные виды для масштабирования очень длинных частей (с поддержкой всех размеров и параметрических значений). Другая особенность - возможность читать данные как в формате IDF для использования их в механических разработках и приложениях для производства, так и в Internet-овских форматах VRML и DWF.

Скорость

Mechanical Desktop 2 превосходит R14 как по скорости, так и специально для него созданной возможностью удаления скрытых линий в его ACIS-моделях. Создание и запись чертежей, происходит значительно быстрее, чем в предыдущих версиях, при этом регенерация тоже была усовершенствована.

Во второй версии появилось много новых функциональных особенностей и решений, сгладивших некоторые шероховатости предыдущей версии. Главным улучшением явилось новое ACIS-ядро, предоставившее возможности, которых в первой версии явно не хватало, например создание оболочек, чрезвычайно эффективного нового интерфейса и редактирования, основанного на использовании древовидной структуры.

Перспективы

Несмотря на то, что проделано много работы по интеграции ACIS 3 во вторую версию, некоторые из функций ядра пока еще не доступны. Ожидается, что с помощью ряда последовательных обновлений (updates), появится возможность использовать еще больше особенностей ядра ACIS (skinning, lofting, net surfaces, 3D sweeping), которые должны появиться в Desktop. Поскольку продукт уже содержит в себе это ядро, можно надеяться, что все возможности появятся в течение следующего года.

Говоря об обновлениях (updates), необходимо отметить, что происходят серьезные вещи, которые стоят денег. Ранее в этом году изменились бухгалтерские законы в США, согласно которым теперь все "заплатки" к программым ошибкам поставляются бесплатно, но за новую функциональность, появившуюся в течении времени жизни продукта, придется платить. Этот закон только начал действовать, но вы должны иметь его ввиду! Похоже, что он повлияет на многие компании и продукты, которые вы используете от многих поставщиков программного обеспечения, не только от Autodesk. Мы пользовались дополнительной функциональностью как частью процесса устранения программных ошибок; похоже, что эти деньки прошли, если мы только не подпишемся на специальные программы. По-видимому, этот закон играет на руку компаниям, производящим программное обеспечение, хотя они и горько жалуются на него в компьютерной прессе - постоянный неиссякающий денежный поток очень желателен именно в этот момент.

Представители Autodesk дали понять, что "заплатки", содержащие дополнительную функциональность, будут действительно иметь какую-то номинальную цену, которая пока еще не определена. Очевидно, что все станет ясно в самое ближайшее время, но удовольствия от этого никакого.