Введение
Концепция параллельного проектирования
Основные положения параллельного проектирования
Проблемы внедрения С-технологии
Основные пути внедрения С-технологии в России
Заключение
Литература

В статье приводятся основные принципы информационной технологии параллельного проектирования, позволяющей в результате одновременного согласованного рассмотрения вопросов проектирования, изготовления, сборки и сервисного обслуживания изделий улучшить прибыльность предприятий. Обосновывается необходимость использования в промышленности России этой новой информационной технологии. Рассматриваются проблемы внедрения технологии в России, обусловленные спецификой экономической ситуации и инженерными традициями. Предполагается наиболее эффективный путь внедрения технологии в современных экономических условиях - на стадии концептуального проектирования производственных систем при реинжиниринге предприятий.


Введение

В сложившейся в России экономической ситуации рассчитывать на капиталоемкие способы подъема конкурентоспособности предприятий не приходится, да и это, как показывает мировой опыт, не всегда так необходимо, как кажется на первый взгляд. Известно, например, что наибольшую отдачу дают так называемые "мягкие" методы увеличения производительности и повышения качества, ориентированные на усовершенствование организации (инжиниринга) Жизненного Цикла Изделия (ЖЦИ). К числу "мягких" методов относятся прежде всего новые информационные технологии, предназначенные для обеспечения следующих принципиально новых возможностей производственных систем: информационный менеджмент инжиниринга Жизненного Цикла, поддержка творческого инжиниринга, информационный менеджмент управляемых изменений, кооперация вместо конкуренции (внешняя и внутренняя кооперация), деловая интеграция c поставщиками и потребителями, поддержка коммуникаций в децентрализованном и глобальном производстве, динамическое размещение производственных мощностей, быстрое прототипирование продукции, увеличение количества и значимости инновационных стратегий.

В этих условиях традиционный, последовательный подход к разработке новых изделий стал уступать место другому. Этот подход получил название "параллельное проектирование" (сoncurrent engineering, simultaneous engineering) [1, 2]. В настоящее время он широко и с успехом развивается ведущими американскими и западноевропейскими фирмами. В частности, в США исследовательские проекты в рамках этой технологии (С-технологии) разрабатываются по заказу Управления перспективных военных проектов Пентагона (DARPA), известного в качестве координатора разработок наиболее перспективных и экономичных технологий. Известны исследовательские системы - CERnet [3] и DAISIE [4], имеются и коммерческие, например, ICEM (CDC), CATIA (DASSAULT), Pro/ ENGINEER (Parametric Technology Corporation), UNIGRAPHICS (Electronics Data Systems) и другие. В Западной Европе аналогичные работы проводятся в рамках программы ESPRIT, в частности, в рамках проектов KADS (Knowledge Acquisition and Design Support) и KADS-II, IKADE (Intelligent Knowledge Assisted Design Environment), MCOES (Manufacturing Cell Operators Expert System).

В России подобные работы практически не проводятся, хотя необходимость внедрения С-технологии очевидна.

Концепция параллельного проектирования

С-технология - это принципиально новый, интегрированный подход к разработке изделий. В основе технологии лежит идея совмещенного проектирования изделия, а также процессов его изготовления и сопровождения, координируемая с помощью специально создаваемой для этой цели распределенной информационной среды. Подобная технология позволяет использовать проектные данные, начиная с самых ранних стадий проектирования, одновременно различными группами специалистов. Например, в трех главных конструкторских бюро компании Boeing действует 220 групп "проектирования - производства", которые координируют параллельные разработки и состоят из специалистов таких разнообразных областей, как проектирование, технология материалов, производство и взаимодействие с клиентами. Фактически при использовании С-технологии удается достичь "перекрытия" всех стадий ЖЦИ (рис. 1) [1].

Picture_1a
Picture_1b

Рисунок 1.
Организация ЖЦИ в зависимости от используемой технологии:
а) П-технология; б) С-технология.

Развитие С-технологии связано прежде всего с повышением значимости для потребителя таких неценовых факторов конкурентоспособности продукции как качество, способность к быстрому выполнению индивидуального заказа. Использование подобной организации проектирования изделий, ориентированной на применение новых информационных технологий и интеграцию знаний из различных проблемных областей ЖЦИ "маркетинг-проектирование-производство", позволяет экономить не только время (время от идеи до рынка сокращается на 25-50%), но и средства за счет повышения качества изделий, сокращения изменений (в 2-3 раза), вносимых в конструкцию на стадии изготовления, и упрощения сервисного обслуживания [1, 3].

С-технология обеспечивает устранение известных недостатков последовательного проектирования, в частности, когда ошибки проекта изделия неожиданно обнаруживаются на последних его стадиях. Как показывает отечественный опыт, 50-70% имеющихся дефектов в готовой машиностроительной продукции вызваны ошибками в конструкторских решениях, 20-30% - недостатками технологии изготовления, 5-15% - возникают по вине рабочих. Устранение первой группы дефектов осуществляется, в основном, за счет совмещенного проектирования составляющих технологической системы - "изделие-технология-оборудование" и "раннего" учета возникающих при этом ограничений.

C-технология является особым видом нововведения, специфические особенности которого влияют на разработку методологического подхода к анализу проблем ее внедрения:

  • C-технология охватывает все условия и факторы повышения эффективности ЖЦИ;
  • C-технология обеспечивает образование интегрального эффекта;
  • C-технология индивидуализирована, так как ее конкретная реализация учитывает особенности предприятия, на котором она внедряется, а также требования заказчика;
  • C-технология обычно внедряется в рамках уже действующего предприятия, конкретные экономические параметры которого и условия функционирования, оказывают существенное влияние на результативность ее внедрения;
  • C-технология постоянно развивается, что предполагает необходимость расширения состава учитываемых факторов повышения эффективности ЖЦИ и согласования их с ранее учтенными факторами и полученными результатами;
  • Объектами внедрения С-технологии являются предприятия, поэтому анализ проблем внедрения должен проводиться с учетом внешних (социо-экономико-политических) и внутренних (производственных) факторов повышения эффективности деятельности предприятий.
  • Эффективность С-технологии по сравнению с технологией последовательного проектирования объясняется следующими соображениями.

    Все проектные работы имеют три общих составляющих: спецификация требований (начальное состояние), информационная модель изделия (цель, конечное состояние), средства, обеспечивающие достижение цели. Первая составляющая определяет все доступные для выполнения проектной работы ресурсы и существующие в настоящий момент времени ограничения (внутренние и внешние). Вторая составляющая - это "мишень", определение которой требует максимального учета знаний о факторах, которые на нее влияют и формируют. Чем "четче" (точнее) она поставлена, тем меньше риск, что она не будет достигнута. Третья составляющая - это средства, обеспечивающие максимальную эффективность достижения цели (наиболее точное попадание в "мишень" при минимальном риске "промаха") и допускающие пересмотр и изменение сценария достижения цели в процессе его реализации.

    Пользователи С-технологии по сравнению с традиционной, образно говоря, имеют более "четкую" цель и более "управляемые" средства ее достижения. Качественное сопоставление технологий, относительно стоимости реализации стадий ЖЦИ и стоимости риска при достижении требуемых характеристик изделия, приведены на рис. 2.

    Picture_2

    Рисунок 2.
    Сравнительные характеристики технологии.

    Основные положения параллельного проектирования

    С-технология предполагает согласованное проектирование системы "изделие - технологический процесс - производственная система (оборудование-люди)". Соответственно информационной основой технологии является единая информационная модель "изделие-технология-оборудование".

    С-технология основывается на использовании технологии поддержки принятия решений и распадается на три стадии (рис. 3): формирование спецификации требований (A), концептуальное проектирование (B) и детализированное проектирование (C) [5]. На первой стадии осуществляется анализ исходных требований и ограничений, дается оценка возможности нахождения проектного решения, на второй - выбор допустимых (в смысле последующего комплексирования) типов проектных решений (концепций реализации элементов модели предметной области), на третьей - выбор технических решений.

    Picture_3

    Рисунок 3.
    Основные стадии С-технологий.

    Основными составными частями методологии параллельного проектирования объекта являются [1, 3]:

  • функциональное развертывание показателей качества объекта, которые используются для сбора и анализа требований к нему;
  • методы выбора концепций - действенные подходы для выбора эффективной концепции построения объекта;
  • аксиомы проектирования, представляющие собой глобальные принципы проектирования. Примерами таких аксиом являются: минимизация числа требований и ограничений на вычисляемые параметры; удовлетворение требованиям в порядке их важности;
  • правила проектирования, являющиеся систематизированными правилами положительного практического опыта и делящиеся на два класса. Правила первого вида применяются для всех типов проектов, например, минимизация компонент в объекте, использование симметричных компонентов и т.д. Правила второго вида объединяют правила, применяемые в конкретной проблемной области.
  • Основными составляющими С-технологии являются [1, 4, 6, 7]:

  • распределенная компьютерная архитектура, обеспечивающая синхронизацию, оптимальное планирование и обработку информации на отдельных стадиях ЖЦИ;
  • совокупность инструментальных программных средств (CASE-технология), которые обеспечивают быстрое прототипирование (компьютерное макетирование) и многокритериальную оптимизацию при проектировании, позволяющую достичь эффективного соотношения проекта, производства и цены изделия при соблюдении жизненно важных ограничений;
  • унифицированное и всестороннее представление всей требуемой при проектировании и производстве информации, которая может быть интерпретирована и разносторонне проанализирована в соответствии с потребностями пользователя.
  • Проблемы внедрения С-технологии

    При внедрении С-технологии возникает большой комплекс проблем, которые могут быть структурированы в следующие три группы.

    Первая связана с обоснованностью экономической эффективности С-технологии. В настоящее время эффективность внедрения С-технологии не вписывается в нормативы эффективности нововведений, так как она оценивается единственно с позиций получаемого на предприятии эффекта от капитальных вложений без адекватного соизмерения с государственными интересами.

    Вторая - это организация и управление всем комплексом деятельности, связанной с внедрением С-технологии. Внедряемая технология не является просто заменой старой техники, так как имеет принципиально другие характеристики. Отсюда вытекает требование о проведении потребителем организационных и технических мероприятий, таких как, например, изменение технологического процесса или модификации организационной структуры. Другими словами, необходимо обеспечить создание организации производства, которая была бы наиболее адекватной специфике С-технологии, в противном случае достижение ощутимых экономических результатов будет невозможно.

    Третья - разработка стратегии планирования развития и внедрения С-технологии, требующая для своего решения комплексного рассмотрения задач исследования производства, проектирования, доставки, монтажа и пуска в эксплуатацию ее составляющих, подготовки кадров и обслуживания. В рамках решения этой проблемы необходимо определить желаемый уровень эффективности ЖЦИ и наметить пути ее достижения, ориентируясь на стратегию поэтапного развития С-технологии.

    Решение этих проблем в существенной мере опирается на использование следующих системных атрибутов организации и внедрения С-технологии (см. таблицу).

    Атрибут
    Значение
    Цель разработки
    1. Частичные улучшения
    2. Модернизация
    3. Новая система для новых потребностей
    Тип разработки
    1. Собственная разработка
    2. Типовая система и собственная доработка
    3. Система "под ключ"
    Направление построения
    1. Снизу вверх
    2. Сверху вниз
    Модульность системы
    1. Немодульная
    2. Частично модульная
    3. Полностью модульная
    Уровень интеграции
    1. Типовое решение
    2. Частное решение
    3. Интегрированное решение
    Возможность развития системы
    1. Отсутствует
    2. Ограниченная
    3. Неограниченная
    Способ внедрения системы
    1. Параллельный
    2. Последовательный
    3. Однократный
    Срок внедрения
    1. Короткий (1 год)
    2. Средний (2 - 5 лет)
    3. Длинный (более 5 лет)
    Подготовка кадров
    1. Целевая к пуску
    2. Параллельно с внедрением

    Основные пути внедрения С-технологии в России

    Мировой опыт показывает, что С-технология дает максимальный эффект в наукоемких отраслях, которым свойственны высокие капитало- и трудоемкости. Уровень высококвалифицированных работников в них достигает 50%. Развитие таких производств требует создания скоординированной национальной стратегии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предполагающей долгосрочное планирование, стабильные источники финансирования и возможность использования зарубежного научно-технического опыта.

    В России исторически наукоемкие производства были сосредоточены в военно-промышленном комплексе (ВПК), где фондовооруженность рабочего места в 4 раза выше, чем в других отраслях, а концентрация высококвалифицированных работников достигает 40%. На наш взгляд, внедрение С-технологии наиболее эффективно может быть осуществлено на предприятиях ВПК, так как эти предприятия в рамках конверсии и военно-гражданской интеграции должны решать вопросы структурного перепрофилирования производства и высвобождения рабочих мест. Использование этими предприятиями С-технологии может способствовать предохранению экономики от конверсионного спада производства, а также сохранению инновационного потенциала ВПК на случай осложнения международной обстановки.

    Использование С-технологии объединит разнообразные научно-технические знания, полученные при проведении военных и гражданских исследований, что в итоге позволит снизить издержки производства как гражданской продукции, так и современных вооружений. Для российской военной промышленности С-технология особенно важна, так как в настоящий момент эта промышленность характеризуется четким организационным разделением разработчиков и производителей вооружений.

    В зависимости от целей внедрения и объема инвестирования возможны следующие пути внедрения С-технологии. Первый - закупка и установка системы "под ключ". Второй - закупка существующей типовой системы поддержки этой технологии за рубежом и адаптация ее к местным условиям (в частности, с целью привязки к действующим стандартам - обозначения, классификаторы и т.п.). Третий - разработка и внедрение С-технологии не на всех стадиях ЖЦИ, а только там, где имеются для этого предпосылки как технические (наличие соответствующих систем автоматизации), так и экономические. В сложившейся в России экономической ситуации наиболее реалистичным является, на наш взгляд, третий путь.

    Известно, что наибольшую отдачу дают методы, ориентированные на усовершенствование организации ЖЦИ на начальной стадии С-технологии - стадии концептуального проектирования (рис. 4). По оценкам специалистов, затраты на концептуальное проектирование составляют до 3% от общих затрат в течение Жизненного Цикла, а правильность принятых на этой стадии решений во многом определяет эффективность проекта в целом, так как на этой стадии закладывается до 75% стоимости изделия (рис. 5) [1].

    Picture_4

    Рисунок 4.
    Распределение стоимости изделия (совокупный процент, связанный со стоимостью изделия в Жизненном Цикле) по фазам ЖЦИ.

    Picture_5

    Рисунок 5.
    Содержание концептуального проектирования.

    Заключение

    Успешность внедрения C-технологии, как и любой новой информационной технологии, определяется уровнем технических средств (10%), качеством программного и информационного обеспечения (40%), человеческим фактором (50%). В наибольшей степени местные конструкторские, технологические и производственные традиции и стандарты проявляются в сфере информационного и кадрового обеспечения, поэтому внедрение C-технологии требует привлечения при ее адаптации к условиям конкретного предприятия его специалистов.

    На основе приведенных принципов С-технологии в Санкт-Петербургском институте информатики и автоматизации РАН создана программная среда, позволяющая решать основные задачи концептуального проектирования предприятий при их реинжиниринге [8 - 11]. Дальнейшее развитие данной среды будет осуществляться с целью обеспечения доступа к ней пользователей сети INTERNET [12].


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Nevins J.L., Whithey D.E. Concurrent Design of Products and Processes. - McGraw-Hill, New York, 1989. - 268 p.

    2. Eversheim W. et.al. Simultaneous Engineering. Erfahrungen aus der Industrie fuer die Industrie. - Springer-Verlag, 1995. - 264 p.

    3. Ishi K., Goel A., Adler R.E. A Мodel of Simultaneous Engineering Design - Artificial Intelligence in Design / Ed. by J.S.Gero. - N.-Y.: Springer, 1989. - 483-501 p.

    4. Reddy Y.V., Wood R.T., Cleetus Y.J. The DARPA Initiative in Concurrent Engineering - Concurrent Engineering Research in Review. - 1991/1992. - V.1. - 2-10 p.

    5. Leskin A.A. and Smirno, A.V. A Technological knowledge model in FMS design system - Industrial Applications of Artificial Intelligence / Ed by J.L.Alty, L.I.Mikulich. - Amsterdam, North-Holland, 1991. - 378-381 p.

    6. Смирнов А.В., Юсупов Р.М. Совмещенное проектирование: необходимость, проблемы внедрения, перспективы. - С.-Пб.: СПИИРАН, 1992. - 38 с.

    7. Smirnov A.V., Yusupov R.M. Concurrent Design - A New Information Technology of Manufacturing Development - ITAP'93: Proceedings of the International Conference on Information Technology and People. - Moscow, 1993. - Part II. - 164-170 p.

    8. Smirnov A.V. Conceptual design for manufacture in concurrent engineering: Proceedings of the Conference "Concurrent Engineering: Research and Applications". - Pittsburg, Pennsylvania, 1994. - 461-466 p.

    9. Рахманова И.О., Смирнов А.В., Турбин П.А., Шереметов Л.Б., Шпаков В.М. Методы и средства групповой поддержки принятия решений в динамических проблемных областях - Труды 4-й С.-Петербургской международной конференции "Региональная информатика". - СПб., 1995. - 131-141 с.

    10. Koulinich A.S., Smirnov A.V., Sheremetov L.B., Turbin P.A., Romanov G.V. DESO: A Constraint Based Environment Prototype for Cooperative Design of FMS - Proceedins of the III IASTED International Conference. - Cancun, Mexico; Anaheim-Calgary - Zurich: IASTED/ACTA Press, 1995. - 384-387 p.

    11. Smirnov A.V., Sheremetov L.B., Rakhmanova I.O., Turbin P.A. GDSS for Re-eggineering of Production Systems - Information Procesing and Management of Uncertainty in Knowledge-Based Systems: Proceedings of the Sixth International Conference (IPMU'96). - Granada, Espania, 1996. - 313-318 p.

    12. Smirnov A.V., Pashkin M.P., Rakhmanova I.O. Multiexpert: an Inthernet-based Support Environment for Solutions Evaluation -Proceedings of the Special Day on Pan-European Co-operation and Technology Transfer. - Zakopane, Poland, 1996. - 73-80 p.