Межмашинное взаимодействие стало главной темой первого бизнес-форума «M2M – Communications and Connections 2011», организованного ComNews Conferences и собравшего ключевых игроков рынка мобильной связи. По оценкам Harbor Research, драйверами рынка M2M станут устройства с локальными и, в первую очередь, персональными (Bluetooth, Zigbee, Z-Wave, RFID) беспроводными интерфейсами. Проводные M2M-подключения уже в 2014 году окажутся на порядок менее популярными, а поставки модулей с интерфейсами 3G/4G почти втрое превысят объемы производства модулей с проводными интерфейсами и в полтора раза — с интерфейсами 802.11n, которые предназначены для подключения к локальным сетям.

Валерий Тихвинский, председатель отделения ИТТ РАЕН, считает потенциальным рынком для M2M 35 млн домохозяйств, подключенных к сетям «Ростелекома». Крупнейшие мобильные операторы, активно участвовавшие в работе конференции, напротив, уверены что именно сети сотовой связи, как ни одни другие, подходят для подключения устройств M2M. Трафик таких устройств, как правило, невелик и не накладывает жестких требований к пропускной способности сетей и задержкам, а стоимость модулей сотовой связи, будь это 2G или LTE, уже в 2014 году опустится с сегодняшних 20 долларов США до 10 и ниже. Операторов не останавливает даже невысокий ARPU, обычно не превышающий 2 долларов в месяц с одного подключенного M2M-клиента: ведь счет идет на миллионы таких устройств. Вдобавок, услуга легко масштабируема, требует минимальных затрат на продвижение и поддержку, и, более того, само ее предоставление может быть автоматизировано.

Российские сотовые операторы разрабатывают специальные тарифы для трафика M2M, в том числе действующие на всей территории России, и развивают собственные услуги и сервисы. При этом они не спешат предлагать малотиражируемые услуги напрямую абонентам, предпочитая создавать базовые сервисы и платформы B2B и приглашать к сотрудничеству партнеров. Например, «МегаФон» развивает программу «МетеоФон» по созданию плотной сети погодных станций на всей территории РФ для повышения точности прогнозов погоды и в рамках проекта готов размещать на мачтовых сооружениях любое другое клиентское оборудование. МТС со своим сервисом «Мобильные сотрудники» помогает компаниям — с помощью технологий LBS и GPS — осуществлять мониторинг местоположения работников при условии использования ими терминалов GPS или даже простых GSM-телефонов.

По утверждению Олеси Власовой, ведущего аналитика телекоммуникационного рынка компании Tele2, в Швеции наблюдается значительный рост в большинстве новых сегментов М2М (безопасность, ААМ, OEM, потребительская электроника), обладающих высоким уровнем ARPU. А вот сегменты, успевшие достигнуть стадии зрелости, — например, дистанционный контроль показаний электросчетчиков, достигли насыщения и стагнируют.

Еще один характерный пример — внедрение системы мониторинга транспорта в сети кофеен «Кофе Хауз». Система M2M позволила сократить число маршрутов перевозки скоропортящихся грузов с 14 до 12, уменьшить время опоздания на 50%, расходы на топливо — на 20% и обеспечить постоянный контроль температурных режимов. По словам Руслана Абрамунина, руководителя отдела логистики «Кофе Хауз», решение полностью окупило себя за два месяца.