История разработки «альтернативных» языков на платформе Java насчитывает более десятилетия, однако распространение такие языки получили лишь относительно недавно. На волне популярности динамически типизированных языков поднялись JRuby, Groovy и Clojure, а среди статически типизированных языков следует упомянуть Scala, Fantom и Gosu. Сам язык Java тоже не стоит на месте [1], но его развитие осложнено как необходимостью сохранения обратной совместимости, так и непростой судьбой компании Sun Microsystems, поглощенной корпорацией Oracle.

На этом фоне новый проект компании JetBrains под кодовым названием Kotlin (ударение на «о»), с одной стороны, выглядит почти данью моде, а с другой — находится в окружении заметного числа конкурентов. Однако мы чувствуем себя достаточно уверенно в этой ситуации, и тому есть несколько причин. Во-первых, JetBrains уже более десяти лет занимается интегрированными средами разработки для разных языков программирования (многие из которых работают на платформе Java), и за это время была собрана сильная команда специалистов и накоплен значительный опыт в области языков программирования и смежных технологий. Во-вторых, мы не можем сказать, что какой-либо из существующих языков на платформе Java полностью удовлетворяет нашим потребностям, и полагаем, основываясь на предварительных отзывах программистов всего мира, что наши коллеги в других компаниях испытывают похожие затруднения.

Разработка проекта Kotlin началась летом 2010 года, в июле 2011-го проект был официально анонсирован и на сайте  размещено описание языка. Выпуск публичной бета-версии компилятора запланирован на начало 2012 года.

Создавая язык, мы руководствовались рядом требований, которые кажутся наиболее важными для такого проекта.

Совместимость с Java. Платформа Java — это прежде всего экосистема: кроме «официальных» продуктов компании Oracle, в нее входит множество проектов с открытым кодом: библиотек и фреймворков разного профиля, на базе которых строится огромное количество приложений. Поэтому для языка, компилируемого для этой платформы, очень важна совместимость с существующим кодом, который написан на Java. При этом необходимо, чтобы существующие проекты могли переходить на новый язык постепенно, то есть не только код на Kotlin должен легко вызывать код на Java, но и наоборот.

Статические гарантии корректности. Во время компиляции кода на статически типизированном языке происходит множество проверок, призванных гарантировать, что те или иные ошибки не произойдут во время выполнения. Например, компилятор Java гарантирует, что объекты, на которых вызываются те или иные методы, «умеют» их выполнять, то есть что в соответствующих классах эти методы реализованы1. К сожалению, кроме этого очень важного свойства, Java почти ничего не гарантирует. Это означает, что успешно скомпилированные программы завершаются с ошибками времени выполнения (вызывают исключительные ситуации). Ярким примером является разыменование нулевой ссылки, при котором во время выполнения вызывается исключение типа NullPointerException. Важным требованием к новому языку является усиление статических гарантий. Это позволит обнаруживать больше ошибок на этапе компиляции и, таким образом, сокращать затраты на тестирование.

Скорость компиляции. Статические проверки упрощают программирование, но замедляют компиляцию, и здесь необходимо добиться определенного баланса. Опыт создания языков с мощной системой типов (наиболее ярким примером является Scala) показывает, что такой баланс найти непросто: компиляция зачастую становится неприемлемо долгой. Вообще, такая характеристика языка, как время компиляции проекта, может показаться второстепенной, однако в условиях промышленной разработки, когда объемы компилируемого кода очень велики, оказывается, что этот фактор весьма важен — ведь пока код компилируется, программист зачастую не может продолжать работу. В частности, быстрая компиляция является одним из важных преимуществ Java по сравнению с C++, и Kotlin должен это преимущество сохранить.

Лаконичность. Известно, что программисты зачастую тратят больше времени на чтение кода, чем на его написание, поэтому важно, чтобы конструкции, доступные в языке программирования, позволяли писать программы кратко и понятно. Java считается многословным языком (ceremony language — «церемонный язык»), и задача Kotlin — улучшить ситуацию в этом смысле. К сожалению, строгие методы оценивания языков с точки зрения их лаконичности развиты довольно слабо, но есть косвенные критерии; один из них — возможность создания библиотек, работа с которыми близка к использованию предметно-ориентированных языков (Domain-Specific Language, DSL). Для создания таких библиотек необходима определенная гибкость синтаксиса в совокупности с конструкциями высших порядков; наиболее распространены функции высших порядков, то есть функции, принимающие другие функции в качестве параметров.

Доступность для изучения. Сложные статические проверки, гибкий синтаксис и конструкции высших порядков усложняют язык и затрудняют его изучение, поэтому необходимо в известной степени ограничивать набор поддерживаемых возможностей, чтобы язык был доступен для изучения. При разработке Kotlin учитывался опыт Scala и других современных языков, и слишком сложные концепции в язык не включались.

Инструментальная поддержка. Современные программисты активно используют различные автоматизированные инструменты, центральное место среди которых занимают интегрированные среды разработки (Integrated Development Environment, IDE). Десятилетний опыт, накопленный в компании JetBrains, показывает, что определенные свойства языка могут существенно затруднять инструментальную поддержку. При разработке Kotlin мы учитываем этот факт и создаем IDE одновременно с компилятором.

Основные элементы языка

Функции. Kotlin — объектно-ориентированный язык, но, в отличие от Java, он позволяет объявлять функции вне классов. В Java для этих целей используются статические методы, что приводит к возникновению классов, фактических не являющихся таковыми: их экземпляры никогда не создаются, а вызываются лишь статические методы.

Объявления в Kotlin объединяются в пространства имен (namespace), и функция может быть объявлена непосредственно внутри пространства имен:

namespace example {
  fun max(a : Int, b : Int) : Int {
    if(a < b)
      returna
    returnb
  }
}

Объявление функции предваряется ключевым словом fun, а типы параметров указываются после двоеточия, следующего за именем параметра. Аналогично обозначается и тип возвращаемого значения функции. Такой синтаксис следует традициям языков «функционального мира», например ML и Scala. Он позволяет легко опускать типовые аннотации, если тип может быть выведен компилятором из контекста автоматически.

Переменные в Kotlin, как и в Scala, объявляются с помощью ключевых слов val (неизменяемые переменные) и var (изменяемые):

var sinSum : Double = 0.0
for (x in xs) {
  val y = sin(x)
  sinSum += y
}

В данном примере тип неизменяемой переменной y опущен, поскольку компилятор может его вывести автоматически по значению правой части определения переменной. Тип изменяемой переменной sinSum указан явно лишь для того, чтобы продемонстрировать соответствующий синтаксис; компилятору достаточно информации, чтобы вывести тип и в этом случае.

Классы. Основным инструментом декомпозиции в Kotlin, как и в других объектно-ориентированных языках, являются классы. При объявлении класса список параметров конструктора указывается непосредственно в заголовке:

class IntPair(x: Int, y: Int) {...}

Экземпляры класса создаются прямым вызовом конструктора; ключевого слова new в Kotlin нет:

val xy = IntPair(x, y)

В заголовке класса также указывается список типовых параметров (generic) в угловых скобках и список супертипов, то есть типов, от которых данный класс наследуется, отделяемый двоеточием:

class MyList(length: Int): List, Serializable {...}

Трейты. Класс может наследоваться от одного класса или от нескольких трейтов (trait – дословно «характерная черта», особенность). Трейты похожи на классы тем, что они тоже определяют типы, тоже могут иметь функции-члены и наследоваться от других трейтов. Основное отличие состоит в том, что трейты не имеют конструкторов и, как следствие, не могут иметь состояния (полей). Можно сказать, что трейты — это знакомые всем интерфейсы из языка Java, только функции в них могут иметь реализацию. Ограничения, накладываемые на трейты, позволяют избежать трудностей, связанных с множественным наследованием классов.

Внешние функции. Еще один механизм «расширения» типов в Kotlin — это внешние функции (extension function — «функция-расширение»). Такие функции могут быть объявлены вне какого-либо класса и при этом вызываться так, как будто они были объявлены внутри. Вот пример объявления внешней функции для типа Int:

fun Int.abs() : Int {
  if (this < 0)
    return -this
  else
    return this
}

Тип, расширяемый данной функцией, указывается перед ее именем и отделяется точкой. Это соответствует объявлению «неявного» параметра, который внутри функции обозначается ключевым словом this. Например, в нашем примере функция abs() расширяет тип Int, и неявный параметр this является целым числом. Такую функцию можно вызывать с помощью операции «точка», как и функции — члены класса:

val x = (-1).abs()

Такой синтаксис позволяет реализовывать в классах лишь необходимый минимум функциональности без вреда для читаемости программы.

Внешние функции связываются статически, то есть не являются виртуальными (virtual).

Управляющие конструкции. When

Kotlin поддерживает традиционные для императивных языков управляющие конструкции if, for и while, на которых мы не будем останавливаться подробно, а также конструкцию when — операцию ветвления, которую можно рассматривать как расширенную версию традиционного оператора switch:

when (x) {
  1 => print(“One”)
  2, 3 => print(“Two or three”)
  else => print(“Unknown number”)
}

Слева от знака «=>» указывается выражение или список выражений, разделенных запятыми, называемый условием. Если аргумент конструкции when (в нашем примере — переменная x) равен хотя бы одному из этих выражений, выполняется тело данного условия, то есть выражение или блок, указанный справа от знака «=>». Условия проверяются последовательно, сверху вниз. Если ни одно из условий не выполнено, выполняется код, указанный после слова else. В отличие от switch, при использовании when условия не являются метками, поэтому не требуется заканчивать тело условия словом break.

Кроме простого сравнения на равенство, when позволяет проверять аргумент на принадлежность коллекции, с помощью операции in:

when (x) {
  in set => print(“in set”)
  in 1..10 => print(“1..10”)
  else => print(“Default branch”)
}

После ключевого слова in указывается выражение, имеющее любой тип, поддерживающий метод contains(). В частности, может быть указана коллекция (как в первом условии в данном примере) или промежуток (как во втором). Промежутки могут быть образованы как целыми, так и дробными числами, причем крайние значения (в данном примере 1 и 10) включаются.

Еще один вид условий отмечается ключевым словом is и позволяет проверять тип аргумента2. Например, проверить к какому из нескольких типов относится значение x, можно следующим образом:

when (x) {
  is String => println(“String”)
  is Int => println(“Int”)
  is Array => println(“Array of Double”)
}

Система типов

Нулевые ссылки. Система типов языка Kotlin позволяет гарантировать отсутствие в программах некоторых видов ошибок, например разадресации нулевой ссылки. Типы в Kotlin делятся на содержащие null и не содержащие null. Типы, содержащие null, аннотируются знаком вопроса:

fun isEmpty(s: String?): Boolean {...}

Знак вопроса после имени типа (String) означает, что ссылка s указывает на объект класса String или имеет значение null. Результат функции isEmpty, в свою очередь, должен быть булевым значением и не может иметь значения null, поскольку соответствующий тип не проаннотирован знаком вопроса.

Компилятор не позволяет разадресовывать ссылку типа String? без предварительной проверки:

return s.length() == 0 // Ошибка: разыменование нулевой ссылки

Необходимо явно проверить, ссылается ли s на существующий объект:

if (s != null) {
  return s.length() == 0 // s точно ссылается на существующий объект
} else {
  return true
}

или

return (s == null) || s.length() == 0//Оператор||обеспечивает проверку

Часто встречаются длинные цепочки вызовов, каждый из которых может вернуть null. В результате мы получаем несколько вложенных условий, проверяющих, что вернул каждый из вызовов в цепочке. Чтобы избежать загромождения кода, в Kotlin поддерживается оператор безопасного вызова, обозначающийся «?.»:

a?.getB()?.getC()?.getD()

Если a не равно null, выражение a?.getB() возвращает a.getB(), а в противном случае — null.

Автоматическое приведение типа. Мы приводили пример того, как компилятор учитывает информацию, содержащуюся в условиях, и разрешает разыменовывать уже проверенные ссылки. Аналогичный механизм автоматически вставляет операцию приведения типа, если ранее в программе проверялось соответствующее условие. Оператор проверки типа (аналог instanceof в Java) в Kotlin называется is:

val x : Object = ...
if (x is String) {
  print(x.length())
}


В этом примере ссылка x проверяется на принадлежность к типу String, и, если проверка прошла успешно, на экран выводится длина строки. При вызове функции length() компилятор автоматически вставляет приведение x к типу String, поскольку оно безопасно в этом месте программы.

Автоматическое приведение типа работает для всех условных конструкций: if, when, while, ||, && и т. д.

Функции высших порядков

Пользователи функциональных языков программирования хорошо знакомы с функциями высших порядков: механизмом, позволяющим передавать функции в качестве аргументов другим функциям, записывать функции в переменные и т. д. Как уже говорилось, этот механизм значительно облегчает создание библиотек. В объектно-ориентированных языках функции высших порядков обычно эмулируются с помощью паттерна Strategy [2]. Например, для того чтобы реализовать фильтрацию для коллекций произвольного типа, необходимо параметризовать функцию filter() объектом, который «умеет» отвечать на вопрос, нужно ли включить данный элемент в результирующую коллекцию. Этот объект является стратегией фильтрации. В функциональном языке создавать стратегию не нужно — можно просто передать функцию.

Являясь объектно-ориентированным языком, Kotlin тем не менее поддерживает функции высших порядков. Это означает в первую очередь, что функция в Kotlin может являться значением, имеющим соответствующий тип:

val predicate: fun(x: Int): Boolean =...

В данном примере переменная predicate имеет функциональный тип «fun (x: Int): Boolean», то есть хранимое ею значение является функцией, принимающей целочисленный параметр и возвращающей булевское значение. В частности, мы можем вызвать эту функцию:

val yesOrNo = predicate(1)

Такая функция может использоваться, например, при фильтрации набора целых чисел:

fun Collection.intFilter(predicate: fun(x: Int): Boolean): Collection {...}

А для произвольных коллекций можно ее обобщить с помощью типовых параметров (generic):

fun  Collection.filter(predicate : fun(x : T) : Boolean) : Collection {
  val result = ArrayList()
  for (x in this)
    if (predicate(x))
      result.add(x)
  return result
}

(Здесь приведена лишь наивная реализация функции filter(). Более реалистичная реализация требует ленивых вычислений, но эта тема выходит за рамки данной статьи.)

Самое интересное — как задавать значение аргумента, имеющего функциональный тип. Для этого широко используются уже упоминавшиеся функциональные литералы:

ints.filter({x => x % 2 == 0})

В данном примере аргумент внешней функции filter() представляет собой функциональный литерал, то есть короткое объявление функции. Он обязательно заключается в фигурные скобки, до символа «=>» следуют объявления параметров, а после — тело функции, причем оператор return не требуется, поскольку результатом считается последнее выражение в теле литерала. Таким образом, из коллекции ints будут выбраны только четные числа, поскольку наш литерал возвращает true, только если остаток от деления x на 2 равен нулю.

В приведенном примере тип параметра функционального литерала не указан, поскольку компилятор автоматически выведет его из контекста. При необходимости типы можно указать, но в большинстве случаев такая короткая запись возможна и позволяет сделать код значительно более читабельным.

Для удобства использования функциональных литералов в Kotlin приняты следующие синтаксические конвенции. Во-первых, если функциональный литерал имеет ровно один параметр, этот параметр можно не объявлять, и он автоматически получает имя it (а его тип выводится из контекста):

ints.filter({it % 2 == 0}) // Вызов аналогичен предыдущему примеру

Во-вторых, если последним аргументом при вызове функции является функциональный литерал, его можно передать вне круглых скобок, а если других аргументов нет, то и сами круглые скобки можно опустить:

ints.filter {it % 2 == 0} // Вызов аналогичен двум предыдущим примерам

Такой синтаксис позволяет записывать преобразования коллекций в стиле, напоминающем LINQ [3]:

ints.select {it * it}. where {it % 2 == 0} // Среди квадратов элементов коллекции // выбрать четные

(Здесь функция where() делает то же, что и функция filter().)

Кроме того, данная конвенция делает вызовы функций больше похожими на привычные управляющие конструкции. Приведем еще один пример. Функция synchronized() принимает два параметра: объект синхронизации (монитор) и функцию. Во время выполнения сначала захватывается монитор, далее в блоке try..finally выполняется функция, а затем монитор освобождается:

fun synchronized(l : Lock, body : fun() : T) : T {
  l.lock()
  try {
    return body()
  } finally {
    l.unlock()
  }
}

Для того чтобы вызвать фрагмент кода с синхронизацией, используя данную функцию, достаточно написать:

synchronized (myLock) {
  // Код, который необходимо выполнить
}

Данный пример показывает, как в Kotlin можно средствами языка выразить конструкцию, которая в Java является встроенной.

Предметно-ориентированные языки

Во введении упоминалось о библиотеках, работа с которыми напоминает использование предметно-ориентированных языков, то есть «маленьких» языков, как бы встроенных Kotlin. Примером может служить библиотека для описания модулей, то есть единиц компиляции, используемая в нашем языке. Модуль описывается сборочным сценарием — программой на Kotlin, вызывающей функции стандартной библиотеки; этот сценарий выполняется во время компиляции. Рассмотрим пример сборочного сценария:

val homeDir = "..."
module("org.jetbrains.test") { // Объявление модуля
    depends(MavenRepo("junit.junit@4.8.2")) // Зависимость
    importNamespace("java.lang") // Импорт по умолчанию
    importNamespace("org.junit") // Импорт по умолчанию
    sourceRoot("$homeDir/src") // Путь к исходным файлам
    testSourceRoot("$homeDir/tests") // Путь к тестам
}

Несмотря на то что перед нами обыкновенная программа на Kotlin, она выглядит как программа на специализированном языке, предназначенном для декларативного описания модулей. Такой подход к описанию структур данных весьма популярен в Groovy и других динамических языках, поскольку позволяет избежать громоздких и трудно читаемых дескрипторов, написанных на XML. В Groovy такой подход известен под названием Builders [4]. Ярким примером его использования является библиотека Gradle [5].

По сравнению с Groovy и другими динамическими языками, важным отличием внутренних DSL в Kotlin является то, что при той же краткости синтаксиса, система типов статически гарантирует корректность программы.

Рассмотрим принцип реализации статически типизированных Builders в Kotlin. Для этих целей достаточно небольшого фрагмента языка сборочных сценариев: описания зависимостей между модулями в самом простом случае. Итак, сами модули описываются следующими классами:

// Абстрактный модуль
abstract class Module(name : String) {
  val dependencies : List = ArrayList()
}

 

// Модуль, состоящий из классов, написанных на Kotlin
class KotlinModule(name : String) : Module(name) {
  fun dependency(module : Module) {
    dependencies.add(module)
  }
}

 

// Модуль на основе репозитория Maven
class MavenRepo(name : String) : Module(name) {
  ...
}

 

Определим функцию module(), создающую новый модуль:

fun module(name : String,
           init : fun KotlinModule.() : Unit) : KotlinModule {
  val result = KotlinModule(name)
  result.init()
  return result
}

Данная функция является функцией высшего порядка, поскольку параметр init сам является функцией, причем внешней функцией: об этом говорит тип KotlinModule, указанный перед (пустым) списком параметров в функциональном типе. Это означает, что функцию module() можно вызывать следующим образом:

module(“org.jetbrains.test”) {
  // тело функции init
}

Это похоже на пример сценария, который мы уже видели. Заметим, что внутри функционального литерала доступен неявный параметр this типа KotlinModule (поскольку этот литерал имеет тип «внешняя функция»), и мы можем его использовать:

module(“org.jetbrains.test”) {
  this.dependency(MavenRepo("junit.junit@4.8.2"))
  this.dependency(anotherModule)

  // ...
}

Осталось заметить, что this, как обычно, можно опустить, и мы получим в точности такой же синтаксис, как в примере сценария, приведенном в начале данного раздела:

module(“org.jetbrains.test”) {
  dependency(MavenRepo("junit.junit@4.8.2"))
  dependency(anotherModule)

  // ...
}

Аналогичным образом можно реализовать многие декларативные языки, включая языки разметки, такие как HTML. При этом вместо тегов будут использоваться вызовы функций высших порядков, и корректность использования таких «тегов», как и их атрибутов, будет гарантироваться системой типов:

html {
    head {
      title {+"XML encoding with Kotlin"}
    }
    body {
      h1 {+"XML encoding with Kotlin"}
      p {
        +"This is some text. For more see the"
        a(href = "http://jetbrains.com/kotlin") {+"Kotlin home page"}
      }
  }

***

Мы рассмотрели несколько наиболее интересных особенностей языка Kotlin, но за рамками остались такие возможности языка, как обобщенные типы (generic), встраиваемые функции (inline function), представление типов во время выполнения (reified type), поддержка делегирования, переопределение операторов и др. Об этих возможностях, а также о ходе работы над проектом можно прочесть на странице проекта.

Язык находится в стадии разработки, и пока спецификация не зафиксирована, мы прилагаем все усилия для того, чтобы получить и учесть мнения наших будущих пользователей.

Литература

  1. Bloch J. Effective Java. Second Edition. — Prentice Hall, 2008.
  2. Гамма Э., Хелм Р., Джонсон Р., Влиссидес Дж. Приемы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. — СПб.: Питер, 2007.
  3. Троэлсен Э. Язык программирования С# 2008 и платформа. NET 3.5. — М.: Вильямс, 2010.
  4. Groovy Builders.
  5. Gradle: a better way to build.

1 За исключением случаев несогласованной раздельной компиляции. — Прим. автора.

2 Операция is также позволяет проводить сопоставление с образцом (pattern matching) — Прим. автора.

Андрей Бреслав (andrey.breslav@jetbrains.com) — ведущий разработчик языка Kotlin, компания JetBrains.